Брак Татьяны Самойловой и Василия Ланового — двух юных, ослепительно талантливых актеров — продлился всего шесть лет. Но этой любви хватило, чтобы о ней говорили десятилетиями. Их называли самой красивой парой Советского Союза, а потом — самой трагической.
Татьяне всю жизнь снился один и тот же сон: они с Васей, молодые, беззаботные, смеются в универмаге, выбирая друг другу свадебные подарки. Он — ей майку, она — ему трусы. И вся их жизнь еще впереди. А проснувшись, она каждый раз думала:
«Какие же мы были дураки, что расстались…»
«Ты чья такая?» — «Мамина и папина!»
Они встретились в Щукинском училище в 1953 году. Василий только поступил — девятнадцатилетний, высокий, светлоглазый, с ослепительной улыбкой. И вдруг навстречу ему шла девушка с удивительными, миндалевидными глазами.
— Ты чья такая? — спросил он.
— Мамина и папина! — ответила она с озорством.
Как будто молния вспыхнула — и связала их навсегда. С этого дня они не расставались: вместе готовились к экзаменам, читали книги, гуляли ночами по Москве, делились мечтами и страхами.
— Таня, ты мне нужна, как воздух! — однажды сказал он.
Любовь и нищета
Поженились они просто — без платьев, без цветов, без лишних слов. Встретились у загса, расписались, купили друг другу подарки и пошли домой. Жить стали с родителями Татьяны.
Днем — занятия, репетиции, вечерами — разговоры до рассвета. Настоящая взрослая жизнь наступала медленно, как кадры старого кино.
Денег вечно не хватало. Василий подрабатывал на радио и съемках, помогал матери и сестрам. Они жили на стипендию — но были счастливы.
И вдруг — предложение, от которого нельзя было отказаться: роль в фильме «Летят журавли». Только вот Татьяна уже ждала ребенка.
Между ролью и судьбой
Для молодой актрисы это был мучительный выбор. Василий мечтал о семье, о детях. Он хотел, чтобы Татьяна стала только его женой и матерью. Но она знала — кино было ее судьбой. И еще знала: врачи подозревали туберкулез, рожать не советовали.
Она выбрала роль — и навсегда потеряла покой.
Когда «Летят журавли» начали снимать, Василий работал над «Павкой Корчагиным». Они виделись редко, жили в разных съемочных мирах.
А когда фильм вышел на экраны, Татьяна лежала в санатории. Василий приезжал, привозил клубнику, сидел рядом.
— Я ничего не хочу… Я больна! — плакала она.
И он тоже плакал.
Разные пути
Потом их развела судьба. Она улетела во Францию — на Каннский фестиваль, где «Летят журавли» получили «Золотую пальмовую ветвь». Он поехал в Китай — снимать «Павку Корчагина». Когда встретились снова, будто что-то исчезло. Отвыкли, охладели.
После шести лет брака они расстались — тихо, без скандалов и обид. Просто поняли: любовь ушла.
Им казалось, что впереди будет что-то новое, не хуже. Но вместе с ними ушла целая эпоха — эпоха самой красивой пары советского кино.
«Анна Каренина» и Вронский — встреча спустя десять лет
Прошло десять лет. Они встретились снова — на съемочной площадке «Анны Карениной». Она — Каренина, он — Вронский.
Когда фильм вышел, зрители поражались: как можно сыграть любовь так искренне? А может, это и не была игра?
Но вернуть прошлое было уже невозможно. Они оба были несвободны. Василий жил с актрисой Тамарой Зябловой, Татьяна — с писателем Валерием Осиповым.
— Прошло слишком много времени, — говорила Самойлова. — Невозможно склеить разбитую чашку.
И все же снился тот день
Потом они еще не раз пересекались — на премьерах, в театре, на юбилеях. Приветливо кивали, обменивались дежурными фразами. Василий был уже счастлив с Ириной Купченко, их общие сыновья подрастали.
А Татьяне все снился тот день. Они выходят из загса, смеются, бегут под дождем в универмаг, покупают друг другу смешные подарки.
Молодость, любовь, смех — всё, что не вернуть.
Где ты, любовь? Где ты, юность? Как жаль, что ничего нельзя исправить…
Текст Лариса Хомайко