Ничего скажете вы. И ошибетесь…
Чтобы показать это сходство, зайду издалека!
Очередная избирательная кампания начинается на следующее утро после дня выборов и подведения их итогов. У этой политического афоризма нет одного автора. Хотя он уже давно стал правилом, определяющим политических процессов и жизни всех тех, кто связан с публичной политикой, в странах, «практикующих» выборы и демократию.
Кстати, русскоязычный интернет приписывает фразу «Подготовка к выборам начинается на следующий день после выборов» одному из златоустов российской политической сцены – Владимиру Жириновскому.
В политической же науке этот афоризм близок к понятию «постоянная кампания» (permanent campaign), введенному Сидни Блюменталем. Будучи не только теоретиком, но и практикующим политическим консультантом он описывал ситуацию, при которой политики или политические партии ведут непрерывную агитацию, направленную на привлечение избирателей, занимаются регулярным сбором средств, общением с избирателями и журналистами, анализируют данные опросов и корректируют свою риторику, выступают с публичными заявлениями и дают оценку действиям власти. И все это проходит без пауз и длительных перерывов.
Однако в этом списке нет одного важного пункта, который на политическом сленге называется «джерримендеринг». То есть шага, с которого чаще всего и начинается очередная политическая кампания – первым делом политики (прежде всего, победившие) занимаются электоральной геометрией/географией и меняют границы избирательных округов. Это позволяет создать округа, в котором большинство избирателей – лояльная тебе аудитория.
А вспомнил я про все это лишь потому, что наткнулся на новость из Тюменской области. Там тоже занялись избирательной географией перед очередными выборами в Тюменскую облдуму, и уже перекроили границы избирательных округов. Например, в Тюмени появился «новый» Южный избирательный округ №21, куда вошли часть территорий Восточного и Калининского районов города. Зато полностью ликвидирован Казанский избирательный округ. Обоснование самое серьезное – демографические итоги последних пяти лет в регионе и перетоки населения между различными районами и муниципалитетами. Но по мнению некоторых аналитиков все это поможет кандидатам от «Единой России» и снизит шансы ряда других депутатов (см.: https://t.me/PogonyGalstuky/25681).
И в унисон с тюменскими новостями американская сага о поправках в Закон об избирательных правах, принятый в 1965 году.
Если отбросить весь пафос, в 1965 году, после отмены политики расовой дискриминации, был принят закон, который защищал право чернокожего населения Америки на свободное голосование (формально их право голосовать было закреплено четырнадцатой и пятнадцатой поправками к Конституции США, но только формально). В 2006 году президент-республиканец Джордж Буш-младший вновь утвердил этот закон с учетом ряда актуальных поправок. «Раздел 2 Закона об избирательных правах, защищающий граждан США от лишения или ограничения права голоса по признаку расы или цвета кожи, стал неотъемлемой частью двухпартийного законодательства, принятого для реализации наших общих национальных интересов и обязательств перед народом Америки», — написала в кратком изложении группа законодателей-республиканцев.
Как результат, в Луизиане, например, в 2022 году был создан избирательный округ, в котором чернокожее население составляло большинство.
Однако политически активные избиратели (группа небелых американцев 😊) оспорили электоральную карту Луизианы с одним округом для чернокожего населения. Аргумент – в Луизиане треть населения – чернокожие. Тогда суд принял решение, что должна быть разработана карта с двумя округами для «небелых избирателей».
Законодатели попробовали пойти на компромисс – оставили один округ, но поменяли его границы. Как результат, в этом округе была избрана представительница демократической партии США Клео Филдс. Ключевое слово – демократка.
И тут в игру вступила еще одна инициативная группа из 12 избирателей, назвавших себя «неафроамериканцами». Они оспорили электоральную карту штата с округом для афроамериканского населения, утверждая, что выделение и смена границ 6-го округа было результатом расового джерримендинга. Началась судебная тяжба…
По сути, обе противоборствующие группы избирателей ссылаются на Закон о правах избирателей, но по-разному трактуют его положения. Софизм стал оружием и в руках властей Луизианы, а также представителей судейского корпуса.
«…Race-based redistricting is fundamentally contrary to our Constitution» (…изменение границ по расовому признаку в корне противоречит нашей Конституции)
Позиция генерального прокурора Луизианы, республиканки Элизабет Мёррилл, в апелляции к Верховному суду США, в которой она оспаривает необходимости создания второго избирательного округа для афроамериканцев.
«…acial classifications implicating the most sacred feature of our democracy—the right to vote—are uniquely odious. They harm voters of all races whose skin colors determine their voting districts» (расовая классификация, затрагивающая самую священную черту нашей демократии — право голоса — является исключительно отвратительной. Она наносит ущерб избирателям всех рас, цвет кожи которых определяет их избирательные округа).
«Наша Конституция не учитывает ни чернокожих, ни белых избирателей; она учитывает только американских избирателей» – под таким соусом республиканские лидеры Луизианы выступают против создания второго округа.
Подробнее можно почитать здесь: https://www.cbsnews.com/news/supreme-court-voting-rights-louisiana-v-callais-congressional-map
И казалось бы, что нам до той Луизианы?
Но возникает другой вопрос – а стали бы «нечернокожие» активисты так яростно выступать против двух избирательных округов для афроамериканцев, если бы в 2024 году в единственном с преобладанием чернокожего населения округе победил кандидат-республиканец?
Может именно их иск – это типичный джерримендинг для того, чтобы сохранить преимущество республиканцев в Луизиане и в Конгрессе США, в целом?
Для справки… Откуда пошло это странное слово «джерримендеринг»
Еще в 1812 году губернатор штата Массачусетс Э. Герри с помощью манипуляций над границами избирательных округов добился того, что на выборах в Сенат его Демократическо-республиканская партия получила 29 мест из 40, а партия федералистов — лишь 11 мест из 40. И это при том, что противники губернатора — федералисты — в совокупности получили большинство голосов.
Именно тогда карикатурист изобразил один из избирательных округов штата в виде саламандры, а издатель газеты назвал этот рисунок «Gerrymander» – Gerry + salamander – «саламандра Герри».
Суть этого приема в «нарезке» округов с неравным количеством избирателей или сложной территориальной конфигурации. Например, чтобы «своих» депутатов было как можно больше, избирателей, голосующих за другие партии, «упаковывают» как можно плотнее, концентрируя в нескольких округах, а в остальных делают небольшой, но уверенный перевес своей партии.