Почему стоит смотреть:
- Режиссер - Алан Паркер, автор таких фильмов, как «Миссисипи в огне», «Дорога на Веллвилл», «Жизнь Дэвида Гейла» и «Полуночный экспресс»;
- Пронзительно-трогательная музыка Джона Уильямса, одного из самых успешных кинокомпозиторов в истории, 54-кратного номинанта и пятикратного лауреата премии «Оскар»;
- Актерский состав, где невозможно отвести глаз и не проникнуться игрой по меньшей мере Эмили Уотсон, Роберта Карлайла, Майкла Лиджа и Киарана Оуенса;
- Потрясающие диалоги – и грустные, и очень смешные;
- И, конечно, потому, что сюжет не просто основан на реальных событиях - это мемуары американского писателя ирландского происхождения Фрэнсиса Маккорта, который в 1997 году за свой автобиографический роман «Прах Анджелы» получил одну из самых престижных книжных премий – Пулитцеровскую.
«Если бы я жил в Америке, я бы сказал: "Я люблю тебя, папа", как в их фильмах. Но в Лимерике меня бы засмеяли. В Лимерике разрешается говорить, что ты любишь Бога, детей и лошадей, которые приходят первыми. Все остальное засоряет голову».
🎬Прах Анджелы (1999)
Angela's Ashes
В основе сюжета фильма, как и книги – описание очень бедного детства и юности Фрэнка Маккорта в ирландском городе Лимерике, том самом городе, который дал название шуточным стихотворениям из пяти строк - «лимерикам».
Хронометраж у фильма солидный, почти три часа, но невозможно оторваться вообще ни на минуту, от начала и до титров.
1935 год. Малахий и Анджела Маккорт (Роберт Карлайл и Эмили Уотсон) влачат нищенское существование в благословенной Америке, куда многие ирландцы переехали в поисках лучшей жизни. В отличие от большинства же ирландцев, в США Маккорты не остались, а вернулись обратно, в надежде, что родные стены помогут. Неважно, что нет работы, жилья и денег. Зато детей много. По словам родственников Анджелы, она рожает, как крольчиха, одного за другим. В начале истории, еще в Америке, у Маккортов очередное пополнение – теперь у четырех братьев, старший из которых и есть Фрэнк (в разном возрасте это Джо Брин, Киаран Оуенс и Майкл Лидж), есть крошечная сестричка. Правда, жить ей отведено всего несколько дней.
В Лимерике Маккорты тоже никому не нужны. Семья живет в невыносимых, адских условиях. Смотреть на их так называемый «дом» физически больно. Дети вечно грязные, часто босиком, почти всегда голодные. Они болеют «от сырости» и голода, умирают… Кошмар. Это не жизнь, а слабая, тщедушная попытка выжить. А Анджела рожает нового ребенка, будто восполняет пробелы.
Помимо родов она ходит на какие-то собрания для малоимущих, где под едкими взглядами и усмешками властителей города просит хоть какой-то помощи – талон на подержанную мебель, или какую-то еду. А что же отец, глава семейства?
Вот уж персонаж, которого хочется хорошенько встряхнуть и надавать оплеух, чтобы в себя пришел. Главное, чем озабочен Малахий – проследить, чтобы верная католичка не отказывалась от выполнения супружеского долга. Анджела без конца рожает, но на какие средства содержать детей и что есть самой – неизвестно. Потому что этот чудесный человек, милый папа милых детей - не работает. Он получает мизерное пособие по безработице, которое практически полностью пропивает. Даже если каким-то чудом ему удается получить место на заводе, задерживается он там ровно на одну смену, потому что получку спускает на очередную пинту, угощая «друзей», на утро не может встать и теряет работу. Желающих на его место – большая часть Лимерика, так что ждать, пока один алкоголик проспится и явится на смену, никто не будет.
Удивительно отношение Фрэнки в матери и отцу. Даже когда Малахий все пропивает, оставляя семью без гроша, даже когда уезжает в ненавистную для каждого ирландца Англию на заработки и не возвращается оттуда, Фрэнк его очень любит и уважает. А вот матери пеняет на то, что она, утратив веру в мужа, пытается хоть как-то выжить и вытянуть детей. Любым способом. Стоять в очереди за объедками с обеденного стола священника. Или обслуживать в постели мерзкого кузена, который позволяет им бесплатно жить в своем доме…
«Он был Святой Троицей, мой отец. В нем жило три человека. Один - за чашкой чая и сигаретой, рассказывающий нам истории. Другой отчаянно пытался найти работу, но не находил. А третий приходил по ночам с запахом виски».
Фильм рассказывает историю семьи и историю Фрэнка, который на правах старшего ребенка в итоге становится главой Маккортов, пусть и в столь юном возрасте. Фрэнк учится в школе, забавляется с друзьями-одноклассниками, получает ужасный конъюнктивит от угольной пыли, в попытке заработать хоть какие-то деньги и отдать их матери. Тут про болезненные отношения с отцом, нежно-заботливые с братьями, в штыки с родственниками – бабушкой и тетей.
Фрэнк подворовывает, бегает с мальчишками в кино, подсматривает за голыми сестрами одного из одноклассников, и мечтает, что когда-нибудь он вырастет, накопит достаточно денег и уедет в Америку, где никогда не будет голодать и станет человеком. И помня обещание, данное матери, не позволит, чтобы перед его носом закрывали двери.
Тут много смешных и много трагичных сцен. Взять хотя бы диалог с бабушкой, которая пытается причесать космы Фрэнки перед первым причастием:
«Ты только посмотри на эту швабру! Она не ложится. Эти волосы достались тебе не от нас. Это волосы с севера Ирландии, которые достались тебе от отца. Они похожи на те, что можно увидеть у пресвитерианцев. <…> Немного слюны тебя не убьёт. Если бы твоя мать вышла замуж за нормального, порядочного мужчину из Лимерика, у тебя не было бы таких торчащих, как на севере Ирландии, протестантских волос».
Или красноречивый отрывок из школьной жизни мальчика. С вашего позволения приведу целиком сочинение Фрэнка под названием «Иисус и погода»:
«Я не думаю, что Иисусу, Господу нашему, понравилась бы погода в Лимерике. Потому что здесь всегда идет дождь, и из-за реки Шэннон весь город в сырости. Мой отец говорит, что Шэннон - это река-убийца, потому что она убила двух моих братьев. На картинках Иисус всегда изображается бредущим по древнему Израилю в простыне. Там нет дождей, и вы не услышите там кашля от туберкулеза или чахотки. И там никто не работает, потому что они только и делают, что едят манну небесную, . . . пожимают руки друг другу и ходят на распятия. Когда Господь голоден, ему нужно только подняться по дороге к фиговому дереву или к апельсиновому дереву, и поесть. А если он хочет выпить, он может взять в руку стакан, помахать им, и ему нальют. Или он может сходить в гости к Марии Магдалене и ее сестре Марте, и они накормят его ужином и не будут задавать вопросов. Это хорошо, что Иисус решил родиться евреем в таком приятном теплом месте. Потому что, если бы он родился в Лимерике, он бы подхватил туберкулез и умер бы через месяц, и не было бы католической церкви. Конец».
В общем, друзья, очень рекомендую вам это кино. Несмотря на всю тяжесть картинки, оно наполнено светом и любовью. К семье и к жизни.
Приглашаю всех желающих в ТГ и ВКонтакте. Подписывайтесь, буду рада!