Найти в Дзене
Conlettera

Как мы сходили на спектакль «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Театрального проекта 27. Отзыв, получается…

В Питере есть театр для подростков – «Театральный проект 27». Ребята ставят спектакли о том, что волнует детей в этом возрасте – буллинге, первой влюбленности. Эти спектакли – не просто шоу, не скучная классика ТЮЗа, а настоящие сеансы психотерапии, помогающие подросткам понять себя, осознать, что их проблемы решаемы. Сама площадка на Комсомола, 2 классная, не похожа на классический театр, очень уютная, ламповая. Можно сидеть на подушках на полу, чилить в кофейне с прикольным интерьером. После спектакля идет обсуждение с психологом, но мы с сыном не оставались. Сюжет вкратце такой: есть девочка Аня с идеальным музыкальным слухом, она хочет играть на фортепьяно. Она вместе с мамой переезжает в другой город, потому что там есть школа-интернат для одаренных детей. В той школе ее муштруют, мама добавляет муштры, ребенку не дают продыху – по мальчикам не бегай, ТВ не смотри, а только занимайся и занимайся… В итоге дите бунтует. Как любое достойное художественное произведение, спектакль може

В Питере есть театр для подростков – «Театральный проект 27». Ребята ставят спектакли о том, что волнует детей в этом возрасте – буллинге, первой влюбленности. Эти спектакли – не просто шоу, не скучная классика ТЮЗа, а настоящие сеансы психотерапии, помогающие подросткам понять себя, осознать, что их проблемы решаемы.

Сама площадка на Комсомола, 2 классная, не похожа на классический театр, очень уютная, ламповая. Можно сидеть на подушках на полу, чилить в кофейне с прикольным интерьером. После спектакля идет обсуждение с психологом, но мы с сыном не оставались.

такой вот чилаут в холле
такой вот чилаут в холле

Сюжет вкратце такой: есть девочка Аня с идеальным музыкальным слухом, она хочет играть на фортепьяно. Она вместе с мамой переезжает в другой город, потому что там есть школа-интернат для одаренных детей. В той школе ее муштруют, мама добавляет муштры, ребенку не дают продыху – по мальчикам не бегай, ТВ не смотри, а только занимайся и занимайся… В итоге дите бунтует.

Как любое достойное художественное произведение, спектакль может читаться по-разному. Я просмотрела несколько отзывов о «Фабрике по изготовлению вундеркиндов», и в основном все увидели несчастного ребенка, через которого садистка-мать пытается самореализоваться. Учителя, ясное дело, тоже садисты. Чтобы вас не напугать, нужно отметить, что, не смотря на серьезность темы, спектакль очень веселый, легко смотрится.

Еще один спектакль, который хочу посетить в этом театре
Еще один спектакль, который хочу посетить в этом театре

Я – мать ребенка, который с 3 лет занимается футболом. То есть тоже вроде как одаренного. И родня нередко видит во мне ту самую мать пианистки Ани. Жизни ребенку не даю – то тренировки, то сборы. Наверное, поэтому смотрю на ситуацию глазами мамы этой девочки. И я вижу другое в маме Ани: ради того, чтобы дать ребенку шанс на лучшую жизнь, она переехала в другой город, в общагу. Мама заставляла заниматься? Да, но без упорных занятий мало чего можно добиться, а любой ребенок в какой-то момент хочет послать все к черту. Да, мама была неправа, когда избила девочку. Но всегда ли мы ведем себя идеально как родители?

Атмосфера местной кафешки
Атмосфера местной кафешки

Я думаю, автор пьесы тоже не винит маму. В спектакле есть момент, когда девочка все же уходит из этой школы для одаренных музыкантов. Оказывается в обычной школе в родном городе. И так все печально. Ходят эти потерянные подростки, предоставленные сами себе, мечтают о несбыточном. И потом озвучивают их судьбы, по большей части не слишком удачно сложившиеся. Если у девочки Ани были шансы на то, чтобы вырваться из среднестатистической обыденности, то у этих «обычных» детей их нет. Зато росли без досадливого внимания родителей. Аня это осознает и возвращается в школу-интернат – на «фабрику вундеркиндов».

Кто виноват в том, что девочка стала ненавидеть занятия музыкой? Для меня ответ очевиден: та самая школа для вундеркиндов. Мой сын учился в похожей, только математической. Наша первая школа – номер 1 в районном рейтинге, а мы попали в нее по прописке. Обычные дети там не нужны, только математически одаренные. Тоже бесконечные конкурсы, олимпиады, «хорошо быть первым, вторым быть плохо». Всех, кто не вывозит, очень быстро сплавляют. В нашем подъезде 6 детей, все поступили в эту школу по прописке, и только 1 доучился в ней до 7 класса, остальные недостаточно одарены.

Еще пара афиш
Еще пара афиш

Фабрики по изготовлению вундеркиндов есть везде. В детском футболе я вижу множество таких команд, где тренеры стремятся к 1 местам, относясь к детям как к материалу: пока звездит – играет, как только что-то ломается в ребенке, а это бывает в разные моменты взросления, его выкидывают. Дерут в 3 шкуры с детей, и многие родители поддерживают эту гонку за результатом здесь и сейчас. Как много раз я слышала, что тренеры оскорбляли детей на поле, даже во время Первенства СПб, и их родители не то чтобы им морды били, а, наоборот, поддерживали действия таких наставников.

Это очень сложно, найти баланс в родительстве: дать своему ребенку шанс на что-то большее в жизни, потратив свои деньги, силы и время на его дополнительное или основное образование, при этом не превратить его жизнь в ад. И да, нет никакой гарантии, что ребенок скажет тебе спасибо.

Театр небольшой. Мы сидели на последнем ряду. Видно хорошо, слышно не очень
Театр небольшой. Мы сидели на последнем ряду. Видно хорошо, слышно не очень

Мы пошли на «Фабрику по изготовлению вундеркиндов» в момент, когда мой сын решил бросить футбол. После спектакля он сказал, что все же хочет закончить спортшколу. И пусть его готовности хватило ненадолго, сейчас, через месяц после посещения театра он вновь решил бросить, я в полную меру ощутила силу искусства – спектакль смог его убедить, хоть и на время. И мне он тоже помог яснее осознать мои чувства, созвучные чувствам мамы Ани. Так что спасибо вам, Театральный проект 27! Вы мощные!