Парголово, несмотря на кажущуюся небольшой величину, достаточно большой район, расположившийся на месте бывших здесь когда-то деревень: Старожиловки, Кабаловки и Заманиловки. Да и не только их, судя по всему. Ведь уже в 1500 году, ровно за 203 года до основания Петербурга, оно было упомянуто в Писцовой книге Водской пятины как селение Паркола. Поэтому, несмотря на множественную застройку новоделами из 1990-х и более поздними, здесь остались и вполне себе исторические здания и места.
Ну а попасть сюда с Парнаса можно, конечно, через мой любимый Шуваловский парк, о котором я уже писал весной и летом.
Шуваловский парк. Золотая осень 2025.
Здесь нас поджидала белочка. В прямом смысле:
Не лишним будет напомнить читателям, что белка, несмотря на милую внешность, является по сути древесной крысой, диким животным и возможным переносчиком различных заболеваний. Поэтому, если вас укусила белка, вам хана! лучше всего не кормить их с рук и не пытаться погладить.
А мы сворачиваем с улицы Вологдина направо и продолжаем движение вплоть до «Пихтового пруда» (или пруд «Яйцо»).
«Пихтовый» пруд (Яйцо).
Один из прудов, входящий в список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, является памятником садово-паркового искусства XIX века. Рыба в пруду представлена ротаном, ранее здесь обитал карась, но в настоящее время его видовой состав неизвестен. Площадь водного объекта составляет 678 квадратных метров. Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса не установлены, а береговая полоса имеет ширину 20 метров.
Отсюда мы ушли направо и мимо зарослей мха «Кукушкин лён» (но это не точно!) вышли на улицу Шишкина, которая после постройки 21-го квартала ЖК «Северная Долина» заслуженно стала самой кривой и длинной улицей в Парголово, протянувшись от Выборгского шоссе до проспекта Энгельса. Правда, проехать её целиком у вас не получится, поскольку она прерывается несколько раз: то разобранным мостом через Старожиловку, то недоделанным участком от Ольгинской дороги до оголовка ул. Фёдора Абрамова, ну и тем, конечно, что в конце выезд на пр. Энгельса не доделан. Да и ладно, и Москва не сразу строилась, чего уж говорить о живописных окраинах Санкт-Петербурга.
Улица Шишкина в Парголово.
Улица Шишкина возникла 3 марта 1975 года путём объединения улицы Мичурина и продолжающей её Садовой и переименована в честь Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898), русского художника, неоднократно бывавшего в Парголове. Вот, кстати, его могила в Национальном пантеоне России, Некрополе Мастеров искусств.
Индивидуальный жилой дом постройки ХХ века. Адрес на 1967 год — Садовая улица, 40. Тогда в нем жила семья Петровских. Пострадал от пожара, уничтожившего крышу и заднюю часть, и был восстановлен. На 2024 год — брошен, разваливается, продаётся. На 2025-й брошен и разваливается.
А теперь — старая Финская школа (в д. Старожиловка).
«Крестьяне-собственники деревень Старожиловской и Заманиловки», лютеранского вероисповедания, собрались на сход и решили устроить для своих детей «особую от Парголовского общества школу». Присмотрели здешнее место - оно принадлежало крестьянке Анисье Ларькиной. Та согласилась уступить свой земельный участок, но с условием, чтобы ей выделили взамен «пахотной и непахотной полдесятины, находящейся тоже вблизи Чухонского озера». Кроме того, потребовала 40 рублей серебром, а также «чтобы Лютеране ежегодно платили ей с малолетними детьми по Десяти рублей серебром». Документ завершается словами: «Вышеизложенныя условия Анисьи Ларькиной выполнить все согласные и платеж мы, Лютеране обязуемся производить бездоимочно, одним словом, обязуемся настоящую полюбовную сказку соблюсти и выполнять нам и наследникам нашим свято и нерушимо». Поскольку школу основали лютеране, много лет ее называли «финской», хотя учились в ней не только финны, но и русские. Первым из подписавшихся, а всего их 51 человек, значится Федор Глухов. Затем четыре поколения его родных учились в этой школе. Школа действовала здесь больше ста лет.
Сергей Глезеров. Школа как семейная реликвия // Санкт-Петербургские Ведомости. № 228 (7065) от 06.12.2021 — интервью с праправнуком Ф. Глухова — Сергеем Скворцовым.
Пока писал статью, нашёл чудесное стихотворение Марлен Герлен:
«Любая дорога ведёт к храму»
Любая дорога ведёт к храму.
Когда — извилисто, когда — прямо.
Одна — сквозь горы, моря и топи.
Другая — тоненькой бодрой тропкой.
Бывает — сквозь тернии и колючки,
Бывает — заросшей чащей дремучей,
Бывает — широкой солнечной лентой
Длиною в шаг… или в километры…
Потратив день… а порою — годы…
Через тревоги и непогоды.
Через колдобины обстоятельств,
Сомнений сень.
Любая дорога ведёт к храму…
Дойдут не все…
А нас наша дорога привела не к храму, а на старое Финское кладбище.
Финское кладбище (Парголово).
Лютеранское кладбище д. Старожиловки (Vanhakylä).
Пишут, что закрыто в 1970-е годы по распоряжению Г. В. Романова (со слов местных жителей).
Многие могилы провалились, раньше здесь можно было встретить человеческие кости и черепа. В данный момент, октябрь 2025, есть три могилы и одна ограда. Скорбное место.
Поразмыслив о вечном, мы двигаемся дальше и попадаем в сквер на северном берегу Финского озера, которое называется также и Чухонским. Фин.: Suomenjärvi ("Финское озеро"). На карте 1853 года — Чухонское озеро с островом. В 1817 году озеро так и называлось — озеро Островок.
А ещё на Финском озере растёт цикута. Та самая, которой отравили Сократа. От греха подальше мы прошли мимо и пришли к Чёртову озеру.
Чёртово озеро.
Фин.: Pirunlampi («Пруд Лешего»). Глубина этого небольшого озера достигает 14 м (глубже всех озер округи), и спускавшиеся туда неоднократно водолазы отмечали его илистое «двойное дно», с которого никогда ничего не удавалось поднять. А ещё озеро сменило несколько названий: Безымянное, Глухое.
Из архитектурных достопримечательностей отдельно стоит отметить трёхэтажный коттедж на берегу (ул. Некрасова, 9 Б), проданный, если верить этим вашим интернетам, за 199,9 миллионов рублей, постpoeнный по индивидуальному прoекту архитeктурной мacтерской Cepгея Еpoфеевa. То ли его теперь сдают в аренду, то ли там устроили какой-нибудь салон лёгкой направленности, то ли, как поётся в известной песне: «...Хулиганы, злые уркаганы, собирали срочный комитет...», но на территории коттеджа и около стоит множество дорогих авто. И никого.
Почти всё озеро можно было бы обойти кругом, если бы в конце предприимчивые жильцы не перегородили береговую линию забором и не выкопали там огород. Грядками на огороде занималась приличного вида пожилая женщина, совсем не похожая на упыриху. Впрочем, может, она и не из этих — жизнь иногда выкидывает странные кульбиты. Вообще, нужно сказать, пока мы ходили мимо шикарных парголовских особняков, из-за заборов вместо шума и гама, праздников и самоваров доносилась по большей части тишина и/или собачий лай. Как говорили жители одного примерно такого же плана элитного поселка, очень приличные люди: «Этого соседа убили, этого посадили, этот пропал». Тем приятнее наконец-то было на противоположном берегу от 199,9-миллионного коттеджа увидеть детские площадки, детей и услышать детский смех. Это оказался «Дом молитвы Евангельских Христиан». Иронично, конечно, что на Чёртовом озере, да и ладно.
Вся прогулка туда и обратно заняла около 20000 шагов. И обратно мы шли. Правильно. Через
Шуваловский парк. Дорога домой.
На этом с вами прощаюсь. До новых встреч!