Возможно самой дискуссионной семейно-социальной темой в отношении зависимого поведения является факт регулярного осуществления того или иного акта этой самой зависимости. Отношение в обществе к больному, страдающему любой формой зависимого поведения (химической, поведенческой) крайне противоречиво и разнородно. Обычно такие проявления психических нарушений расцениваются с этических позиций и, соответственно, сугубо отрицательно. В период достижения своих эйфорических состояний больные принципиально меняются во всех личностных проявлениях, становятся навязчивыми, грубыми, эмоционально холодными, претендующими на особое отношение, лживыми, манипулирующими, безответственными, часто неряшливыми, а иногда агрессивными и опасными, могут совершить противоправные действия, вплоть до тяжёлых преступлений.
Другой полюс недопонимания со стороны общества заключается в актуальном вопросе продолжения зависимого поведения, несмотря на… . То есть неясно почему совершенно очевидные отрицательные последствия зависимого поведения не останавливают больного человека от продолжения осуществления зависимости. Действительно, семейные ссоры и драмы, тяжелые отношения с близкими, коллегами, друзьями, потеря семьи, работы, здоровья, появление неподъёмных финансовых обязательств, административные, уголовные преследования, очевидно связанные с навязчивым зависимым поведением, зачастую никак не учитываются больными. В этом случае они часто сталкиваются с мнением о бесхарактерности, неумении контролировать себя, отсутствии настоящих мужских или женских качеств, низком интеллекте и т.п.
Что же заставляет больных людей вновь и вновь повторять поведение, приносящее им столько боли и проблем? Насколько серьёзной должна быть мотивация к продолжению такого поведения?
Научные изыскания показали, что влечение больного к наркотику или определённому типу поведения имеет физиологическую основу. То есть этот психологический феномен связан с физиологическим повреждением головного мозга.
Дело в том, что любой акт зависимости по определению, должен вызывать в организме состояние удовлетворения, близкое к счастью. Обеспечивается это нейрофизиологическим влияние в этот момент на систему подкрепления – ряд структур головного мозга, обеспечивающих эмоциональное состояние человека, его эмоциональные реакции в ответ на тот или иной раздражитель. В момент воздействия в этом локусе происходит гиперстимуляция посредством сверхвыброса нейромедиатора, который собственно обеспечивает работу системы подкрепления, с перевозбуждением нейронов, что и сопровождается состоянием общего удовлетворения. Однако, гиперстимуляция системы подкрепления ведёт к генерализованныму неспецифическому ответу организма. Если в этот момент измерить любые физиологические показатели, то окажется, что человек находится в состоянии физиологического стресса. Со всеми признаками стресса – выбросом в кровь гормонов стресса (норадреналина, адреналина, того же дофамина надпочечников), повышением артериального давления, учащённым сердцебиением, расширением зрачка, повышение температуры тела, нарушением сухожильных рефлексов, изменением общего тонуса мышц, нарушением ритмики гормонального фона и т.д. и т.п. То есть состояние, субъективно оцениваемое как приятное, объективно является повреждающим.
Стресс-состояния возникают в живом организма в ситуациях значительного повреждающего воздействия на организм, когда он находится в опасном для своей целости состоянии и мобилизует все свои ресурсы для того, чтобы это состояние преодолеть. После устранения повреждающего фактора, организму необходимо восстановиться, восполнить ресурсы, а в ряде случаев и измениться, функционально и физически.
Так и в этом случае, происходит постепенная адаптация к воздействию на систему подкрепления химических веществ или актов поведенческой зависимости. С целью снизить повреждающее воздействие актов зависимости в системе подкрепления происходят функциональные и структурные изменения нервных клеток, направленные на снижение вызываемой ими зависимости гиперстимуляции. Основным нейромедиатором, то есть веществом, которое осуществляет нервную передачу в системе подкрепления является дофамин. Массивные выбросы дофамина обеспечивают гиперстимуляцию нейронов с последующей стрессовой реакцией. В ходе адаптации происходит перестройка клеточных мембран, дофаминовых рецепторов, систем переработки излишков дофамина, в результате которой повышается электрическое сопротивление клеточной мембраны, происходит снижение чувствительности дофаминовых рецепторов, меняется их количество, ускоряются процессы распада излишков дофамина. В результате этого дополнительные выбросы дофамина начинают обладать всё меньшей способностью в стимуляции. Человек вынужден для достижения искомого эффекта увеличивать степень воздействия на организм – дозу наркотически, действующих веществ, или повышать поведенческое воздействие. В результате всех этих перестроек возникает клиническая ситуация, когда воздействие факторов зависимости, «пробивает» выстроенные адаптивные механизмы и у человека возникает определённые эмоции, в отсутствии этого воздействия возникает скука, пустота, апатия, раздражение, отсутствие эмоций – крайне тягостные состояния. Поэтому человек вынужден прибегать к актам зависимости вновь и вновь, несмотря на массу отягчающих факторов.
Указанный выше физиологический механизм патологического влечения тесно связан и вовлекает в общий ответ организма все его органы и системы без исключения.
Дело в том, что структуры системы подкрепления находятся практически во всех отделах головного мозга. В большей степени они, конечно, представлены в подкорковых структурах, то есть расположены вблизи к центрам вегетативной иннервации органов и систем организма. Вегетативной, значит автономной, т.е. независимой от волевой регуляции. Кроме того, структуры системы подкрепления непосредственно связаны с гормональными регуляторными центрами, что имеет влияние на соответствующий гормональный статус организма. Так же структуры систем подкрепления находятся рядом и связаны с центром биоритмологии, обеспечивающим необходимые периодические физиологические колебания в организме.
То есть, перепады настроения напрямую влияют на работу органов и систем. При зависимостях фон настроения больных меняется очень сильно. Можно сказать, что зависимые люди испытывают эмоции, которые недоступны здоровым, а значит центральное влияние их на органы и системы выражено и любой дефицит в этой сфере переживается с вовлечением физиологических проявлений на органы. Для избегания и этих расстройств зависимый человек вынужден прибегать к привычной форме поведения и употребления.
Иными словами, больные с зависимостями не могут отказаться от своей болезни, т.к. вынужденно хотят избежать тягостных психических и физических нарушений здоровья, которые возникают неизбежно в первое время после отказа от зависимости и требуют комплексного лечения.