Мир рок-музыки велик и многогранен. Отличных музыкальных групп разных стран и разных направлений великое множество. Каждый год эту музыкальную вселенную пополняет огромное количество новых коллективов. В этом мире каждый слушатель может найти для себя исполнителей на свой вкус. И у каждого есть свои любимые команды. Я сам слушаю музыку самых разных направлений: академическую - от барокко до авангарда и современную - от джаза да метала. Свои любимые группы и их альбомы я собираю на виниле. А любимых коллективов у меня не так уж мало. Одна из моих самых любимых групп - Pink Floyd. Их музыку я полюбил с самого детства и это чувство сохранил до наших дней. Но при этом я не являюсь фанатом этой команды. Я вообще не люблю слово - «фанат», и всегда придерживался заповеди Господа – «Не сотвори себе кумира». Личная жизнь музыкантов меня не интересует. У меня в квартире нигде не развешаны плакаты с фотографиями артистов. Не поверите, но у меня нет даже майки с треугольной призмой. Зато у меня с этой призмой на полке стоят белее сотни виниловых пластинок.
Но, я считаю, что это не фанатизм, а коллекционирование. Свои любимые альбомы я стараюсь собирать в разных изданиях. Это, конечно, своего рода тоже шиза, но мне этот процесс интересен и доставляет положительные эмоции. Но самые главные эмоции мне доставляет их музыка!
Помню, какой шок я получил, когда впервые в юности услышал у старшего товарища запись на катушке альбома Pink Floyd - “The Dark Side Of The Moon”. Волшебные звуки боя часов и звона монет меня просто очаровали и загипнотизировали. Я в то время уже немного интересовался западной рок-музыкой, но никогда прежде, ничего подобного не слышал. Мне ужасно захотелось ознакомиться со всеми работами Pink Floyd поближе, и я начал копать в этом направлении. Поначалу, я собрал себе их альбомы в записях на катушках, а позже на виниле. Пластинки с альбомами Pink Floyd в то время очень высоко котировались на наших музыкальных толкучках. Об оригинальности изданий тогда мало кто думал. Главное, чтобы пластинка была фирменной. Особо ценились диски производства Англии, Германии, США и Японии. Стоили они в хорошем состоянии примерно 60 -70 рублей, что соответствовало половине месячной зарплаты инженера. Выменять пластинки Pink Floyd всегда было непросто. Почти за каждый обмен приходилось делать так называемый «добив». То есть или доплачивать деньгами, или добавлять к основной пластинке обмена дополнительную. Зато, когда у меня самого в обменном фонде были диски с альбомами Pink Floyd, на них можно было выменять, практически, любой диск другой группы. Моя компания в те годы в основном слушала тяжёлый рок. Нашими приоритетами в музыке были альбомы Deep Purple, Black Sabbath, Led Zeppelin, Uriah Heep, Nazareth, Slade. Музыку Pink Floyd тяжёлой назвать было нельзя, но в моём окружении её слушали все. Даже металлисты 80х годов, которые на дух не переносили группы прогрессивного жанра, относились к Pink Floyd с уважением. Мне тогда казалось, что Pink Floyd любят абсолютно все. Но позже, с появлением интернета, я понял, что есть те, кто относятся к их работам с прохладой, и у этой группы встречаются даже ненавистники. Конечно, всё это дело вкуса, а о вкусах, как говорится, не спорят. Я же предпочту говорить только о достоинствах этого коллектива.
Все альбомы группы Pink Floyd очень разные, все они со своим характером и со своим лицом. Но, несмотря на то, что они такие разные, всех их объединяет неповторимый саунд группы. По оригинальной манере исполнения и почерку игры музыкантов любой альбом и любая композиция узнаётся с первых аккордов. Я бы разделил творческий путь группы на три основных периода: первый - экспериментальный, психоделический, второй – золотой, классический и третий – коммерческий. У каждого периода есть свои особенности и свои достоинства. Кто-то больше предпочитает их ранние альбомы, кому-то больше нравятся их работы золотого периода 70х годов, кому-то ближе их более поздние произведения. Мне лично они нравятся все, но есть у меня и самые любимые.
К первому периоду можно отнести альбомы «The Piper at the Gates of Dawn» (1967), «A Saucerful of Secrets» (1968), «Ummagumma» (1969), саундтрек к фильму «More» (1969) и сборник неизданных песен «Relics» (1971) Этот период самый необычный и очень интересный. Первый альбом был плодом творения ещё совсем молодых в то время музыкантов, во главе с их лидером, гитаристом и композитором Сидом Барреттом. С психоделией в то время экспериментировали многие музыканты, но на фоне альбома «The Piper at the Gates of Dawn», их работы выглядели ещё совсем детскими и сырыми. А музыканты Pink Floyd уже тогда исполняли вполне зрелый психоделический рок, который вводил слушателей в транс и от него кровь застывала в жилах. К сожалению, здоровья Барретта хватило только на один альбом, но остальные музыканты продолжили его идеи в своих следующих работах первого периода группы.
Альбом «Atom Heart Mother» (1970) можно считать переходным. Музыканты решили немного отступить от жёсткой психоделии и написать грандиозное, полотно с привлечением хора и симфонического оркестра. Не мне судить, получилось ли у них воплотить в жизнь все идеи, в полной мере. Альбом вышел, в целом, неплохой, но, на мой взгляд, слишком уж пафосный. И к их «золотому периоду» я его относить бы не стал.
К «золотому», классическому периоду группы стоит отнести альбомы «Meddle» (1971), «The Dark Side Of The Moon» (1973), «Wish You Were Here» (1975), «Animals» (1977), «The Wall» (1979), а также саундтрек к фильму «Obscured by Clouds» (1972). Каждый альбом этого периода является безусловным шедевром и входит в число лучших образцов мировой рок-музыки.
Альбом «The Final Cut» (1983) можно считать продолжением классического периода, но на «золотой» уровень он уже не тянет. По своей сути «The Final Cut» является сольной работой Уотерса, а по музыкальному материалу продолжением альбома «The Wall». Но, полноценного продолжения не получилось, и эта работа воспринимается лишь как бледная тень «Стены». Хотя по-своему она тоже хороша.
Заключительным периодом группы являются альбомы «A Momentary Lapse of Reason» (1987), «The Division Bell» (1994), «The Endless River» (2014) и два концертника – «Delicate Sound Of Thunder» и «Pulse». Этот период я считаю коммерческим. Альбомы 87-го и 94-го года получились очень яркими и красивыми, но в них уже не было той психоделической жилки, характерной их более ранним работам и являющейся фирменным знаком группы. Я считаю, что без Роджера Уотерса это уже был не совсем полноценный Pink Floyd. Справедливости ради, их концертные выступления тех лет имели феноменальный успех, а «живой» альбом «Pulse» является эталоном музыкальных шоу. Финальную точку их творческого пути поставил альбом «The Endless River» (2014), который содержал неизданные треки, написанные в 90-е годы.
Сейчас я слушаю альбомы Pink Floyd не очень часто, потому, что знаю их все наизусть. К тому же, слишком много другой отличной музыки, которой тоже хочется уделять внимание. Но под определённое настроение я с удовольствием ставлю на иглу их пластинки и наслаждаюсь любимой музыкой. Слушать альбомы Pink Floyd большое удовольствие, а слушать их с винила удовольствие двойное. Очень приятно бывает достать с полки оригинальную пластинку тех лет, протереть с неё пыль, поставить на иглу, подержать в руках конверт со всеми вложениями. Ведь эти диски - ровесники самой музыки. Слушая их, происходит какая-то магия, и я, словно в машине времени, переношусь во времена моей молодости.
Все диски Pink Floyd я собрал себе в первопрессных английских изданиях. Все они в отличном состоянии и в полной оригинальной комплектации.
Многие альбомы я собираю в нескольких вариантах. Мне интересно поставить себе на полку издания разных стран и разных временных отрезков. Самой культовой работой Pink Floyd я считаю альбом - «The Dark Side Of The Moon». У меня на полке более сотни его пластинок, и все они разные. Я уже делал по ним отдельную публикацию и повторяться не буду.
Но самая моя любимая работа Pink Floyd – альбом «Animals». Это удивительное произведение! На первый взгляд, «Animals» кажется проще и прямолинейней «Стены», «Дарк Сайта» и «WYWH». Но, это только на первый взгляд. Этот альбом уникален. Несмотря на то, что я знаю его наизусть, оторваться от него невозможно. В нём заложен очень глубокий философский смысл, как в текстовой, так и в композиционной музыкальной части. Как известно, этот концептуальный альбом написан по книге Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Начинается он с простенькой миниатюрки под акустическую гитару «Свиньи в полёте» и завершается ей же. А между этими миниатюрками исполнены три глубочайшие пьесы с символическими названиями «Собаки, Свиньи и Овцы». Атмосфера альбома потрясающая. Музыканты открывают нам фантастические миры, в которых раскрывают образы этих животных. Композиции пропитаны духом психоделии, в них периодически прослушиваются лай собак, хрюканье свиней и блеяние овец. Но главными фишками альбома являются завораживающий вокал, басовый стержень, ритмическая секция и перезвоны ударных, психоделические органные вкрапления и красивейшие, неподражаемые гитарные соло. В совокупности они просто гипнотизируют слушателя. По гармонии музыка этого альбома не очень сложная. Темы этих трёх пьес в основном держатся на одном-двух базовых аккордах. Но эти аккорды, как прочная, натянутая нервная струна, которая с огромной силой притягивает к себе слушателя. А вибрации этих струн, пронизывают его до самых костей.
Напишу ещё пару слов об особенностях этого альбома на виниле. У меня пластинок «Animals» не так уж много. Намного меньше чем «TDSOTM». Но несколько экземпляров, всё же имеется.
Основную коллекционную ценность представляет первый английский пресс с матрицами A-2U/B-2U. Основной его тираж производился на заводе EMI. Но был ещё дополнительный тираж выпуска завода Orlake. Мастеринг у них был один и матрицы первого пресса завода Orlake, так же A-2U/B-2U, но при этом отсутствовали буквенные обозначения стемперов. Ещё характерной особенностью этого издания является оттиск пресс-формы на этикетке. На его профиле хорошо просматриваются следы от посадочных колец и текстура лейбла слегка шероховатая. А на издании завода EMI оттиск лейбла гладкий.
Сам винил издания завода Orlake чуть массивнее, чем у завода EMI, и звук его мне нравится немного больше. Возможно из-за массы, а возможно потому, что тираж его был намного меньше. Но такая разница в звучании сказывается только в очень незначительных нюансах.
Ещё отмечу, что самые первые конверты изготавливались из цельного картона и имели одну склейку вверху. Переизданные конверты имели две склейки, в верхней части и в нижней. Торцы конверта могли иметь коричневые и зелёные оттенки.
Оригинальные внутренние конверты имели округлые углы. Прорезь для загрузки диска могла вырезаться как на первой, так и на второй стороне конверта.
Все эти особенности могут быть интересны только коллекционерам. А о звучании разных изданий этого альбома говорить не буду. Многое тут зависит от музыкальной системы, акустической комнаты и личного звукового предпочтения слушателя. Каждый сам должен сделать для себя выбор, какое издание и какой носитель ему ближе по звуку. Но главное всегда, это сама музыка. А она у группы Pink Floyd – замечательная!