Найти в Дзене

Pink Floyd – Личные впечатления, коллекция винила, рецензия на альбом “Animals”.

Мир рок-музыки велик и многогранен. Отличных музыкальных групп разных стран и разных направлений великое множество. Каждый год эту музыкальную вселенную пополняет огромное количество новых коллективов. В этом мире каждый слушатель может найти для себя исполнителей на свой вкус. И у каждого есть свои любимые команды. Я сам слушаю музыку самых разных направлений: академическую - от барокко до авангарда и современную - от джаза да метала. Свои любимые группы и их альбомы я собираю на виниле. А любимых коллективов у меня не так уж мало. Одна из моих самых любимых групп - Pink Floyd. Их музыку я полюбил с самого детства и это чувство сохранил до наших дней. Но при этом я не являюсь фанатом этой команды. Я вообще не люблю слово - «фанат», и всегда придерживался заповеди Господа – «Не сотвори себе кумира». Личная жизнь музыкантов меня не интересует. У меня в квартире нигде не развешаны плакаты с фотографиями артистов. Не поверите, но у меня нет даже майки с треугольной призмой. Зато у меня с
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Мир рок-музыки велик и многогранен. Отличных музыкальных групп разных стран и разных направлений великое множество. Каждый год эту музыкальную вселенную пополняет огромное количество новых коллективов. В этом мире каждый слушатель может найти для себя исполнителей на свой вкус. И у каждого есть свои любимые команды. Я сам слушаю музыку самых разных направлений: академическую - от барокко до авангарда и современную - от джаза да метала. Свои любимые группы и их альбомы я собираю на виниле. А любимых коллективов у меня не так уж мало. Одна из моих самых любимых групп - Pink Floyd. Их музыку я полюбил с самого детства и это чувство сохранил до наших дней. Но при этом я не являюсь фанатом этой команды. Я вообще не люблю слово - «фанат», и всегда придерживался заповеди Господа – «Не сотвори себе кумира». Личная жизнь музыкантов меня не интересует. У меня в квартире нигде не развешаны плакаты с фотографиями артистов. Не поверите, но у меня нет даже майки с треугольной призмой. Зато у меня с этой призмой на полке стоят белее сотни виниловых пластинок.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Но, я считаю, что это не фанатизм, а коллекционирование. Свои любимые альбомы я стараюсь собирать в разных изданиях. Это, конечно, своего рода тоже шиза, но мне этот процесс интересен и доставляет положительные эмоции. Но самые главные эмоции мне доставляет их музыка!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Помню, какой шок я получил, когда впервые в юности услышал у старшего товарища запись на катушке альбома Pink Floyd - “The Dark Side Of The Moon”. Волшебные звуки боя часов и звона монет меня просто очаровали и загипнотизировали. Я в то время уже немного интересовался западной рок-музыкой, но никогда прежде, ничего подобного не слышал. Мне ужасно захотелось ознакомиться со всеми работами Pink Floyd поближе, и я начал копать в этом направлении. Поначалу, я собрал себе их альбомы в записях на катушках, а позже на виниле. Пластинки с альбомами Pink Floyd в то время очень высоко котировались на наших музыкальных толкучках. Об оригинальности изданий тогда мало кто думал. Главное, чтобы пластинка была фирменной. Особо ценились диски производства Англии, Германии, США и Японии. Стоили они в хорошем состоянии примерно 60 -70 рублей, что соответствовало половине месячной зарплаты инженера. Выменять пластинки Pink Floyd всегда было непросто. Почти за каждый обмен приходилось делать так называемый «добив». То есть или доплачивать деньгами, или добавлять к основной пластинке обмена дополнительную. Зато, когда у меня самого в обменном фонде были диски с альбомами Pink Floyd, на них можно было выменять, практически, любой диск другой группы. Моя компания в те годы в основном слушала тяжёлый рок. Нашими приоритетами в музыке были альбомы Deep Purple, Black Sabbath, Led Zeppelin, Uriah Heep, Nazareth, Slade. Музыку Pink Floyd тяжёлой назвать было нельзя, но в моём окружении её слушали все. Даже металлисты 80х годов, которые на дух не переносили группы прогрессивного жанра, относились к Pink Floyd с уважением. Мне тогда казалось, что Pink Floyd любят абсолютно все. Но позже, с появлением интернета, я понял, что есть те, кто относятся к их работам с прохладой, и у этой группы встречаются даже ненавистники. Конечно, всё это дело вкуса, а о вкусах, как говорится, не спорят. Я же предпочту говорить только о достоинствах этого коллектива.

Все альбомы группы Pink Floyd очень разные, все они со своим характером и со своим лицом. Но, несмотря на то, что они такие разные, всех их объединяет неповторимый саунд группы. По оригинальной манере исполнения и почерку игры музыкантов любой альбом и любая композиция узнаётся с первых аккордов. Я бы разделил творческий путь группы на три основных периода: первый - экспериментальный, психоделический, второй – золотой, классический и третий – коммерческий. У каждого периода есть свои особенности и свои достоинства. Кто-то больше предпочитает их ранние альбомы, кому-то больше нравятся их работы золотого периода 70х годов, кому-то ближе их более поздние произведения. Мне лично они нравятся все, но есть у меня и самые любимые.

К первому периоду можно отнести альбомы «The Piper at the Gates of Dawn» (1967), «A Saucerful of Secrets» (1968), «Ummagumma» (1969), саундтрек к фильму «More» (1969) и сборник неизданных песен «Relics» (1971) Этот период самый необычный и очень интересный. Первый альбом был плодом творения ещё совсем молодых в то время музыкантов, во главе с их лидером, гитаристом и композитором Сидом Барреттом. С психоделией в то время экспериментировали многие музыканты, но на фоне альбома «The Piper at the Gates of Dawn», их работы выглядели ещё совсем детскими и сырыми. А музыканты Pink Floyd уже тогда исполняли вполне зрелый психоделический рок, который вводил слушателей в транс и от него кровь застывала в жилах. К сожалению, здоровья Барретта хватило только на один альбом, но остальные музыканты продолжили его идеи в своих следующих работах первого периода группы.
Альбом «Atom Heart Mother» (1970) можно считать переходным. Музыканты решили немного отступить от жёсткой психоделии и написать грандиозное, полотно с привлечением хора и симфонического оркестра. Не мне судить, получилось ли у них воплотить в жизнь все идеи, в полной мере. Альбом вышел, в целом, неплохой, но, на мой взгляд, слишком уж пафосный. И к их «золотому периоду» я его относить бы не стал.
К «золотому», классическому периоду группы стоит отнести альбомы «Meddle» (1971), «The Dark Side Of The Moon» (1973), «Wish You Were Here» (1975), «Animals» (1977), «The Wall» (1979), а также саундтрек к фильму «Obscured by Clouds» (1972). Каждый альбом этого периода является безусловным шедевром и входит в число лучших образцов мировой рок-музыки.
Альбом «The Final Cut» (1983) можно считать продолжением классического периода, но на «золотой» уровень он уже не тянет. По своей сути «The Final Cut» является сольной работой Уотерса, а по музыкальному материалу продолжением альбома «The Wall». Но, полноценного продолжения не получилось, и эта работа воспринимается лишь как бледная тень «Стены». Хотя по-своему она тоже хороша.
Заключительным периодом группы являются альбомы «A Momentary Lapse of Reason» (1987), «The Division Bell» (1994), «The Endless River» (2014) и два концертника – «Delicate Sound Of Thunder» и «Pulse». Этот период я считаю коммерческим. Альбомы 87-го и 94-го года получились очень яркими и красивыми, но в них уже не было той психоделической жилки, характерной их более ранним работам и являющейся фирменным знаком группы. Я считаю, что без Роджера Уотерса это уже был не совсем полноценный Pink Floyd. Справедливости ради, их концертные выступления тех лет имели феноменальный успех, а «живой» альбом «Pulse» является эталоном музыкальных шоу. Финальную точку их творческого пути поставил альбом «The Endless River» (2014), который содержал неизданные треки, написанные в 90-е годы.

Сейчас я слушаю альбомы Pink Floyd не очень часто, потому, что знаю их все наизусть. К тому же, слишком много другой отличной музыки, которой тоже хочется уделять внимание. Но под определённое настроение я с удовольствием ставлю на иглу их пластинки и наслаждаюсь любимой музыкой. Слушать альбомы Pink Floyd большое удовольствие, а слушать их с винила удовольствие двойное. Очень приятно бывает достать с полки оригинальную пластинку тех лет, протереть с неё пыль, поставить на иглу, подержать в руках конверт со всеми вложениями. Ведь эти диски - ровесники самой музыки. Слушая их, происходит какая-то магия, и я, словно в машине времени, переношусь во времена моей молодости.
Все диски Pink Floyd я собрал себе в первопрессных английских изданиях. Все они в отличном состоянии и в полной оригинальной комплектации.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Многие альбомы я собираю в нескольких вариантах. Мне интересно поставить себе на полку издания разных стран и разных временных отрезков. Самой культовой работой Pink Floyd я считаю альбом - «The Dark Side Of The Moon». У меня на полке более сотни его пластинок, и все они разные. Я уже делал по ним отдельную публикацию и повторяться не буду.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Но самая моя любимая работа Pink Floyd – альбом «Animals». Это удивительное произведение! На первый взгляд, «Animals» кажется проще и прямолинейней «Стены», «Дарк Сайта» и «WYWH». Но, это только на первый взгляд. Этот альбом уникален. Несмотря на то, что я знаю его наизусть, оторваться от него невозможно. В нём заложен очень глубокий философский смысл, как в текстовой, так и в композиционной музыкальной части. Как известно, этот концептуальный альбом написан по книге Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Начинается он с простенькой миниатюрки под акустическую гитару «Свиньи в полёте» и завершается ей же. А между этими миниатюрками исполнены три глубочайшие пьесы с символическими названиями «Собаки, Свиньи и Овцы». Атмосфера альбома потрясающая. Музыканты открывают нам фантастические миры, в которых раскрывают образы этих животных. Композиции пропитаны духом психоделии, в них периодически прослушиваются лай собак, хрюканье свиней и блеяние овец. Но главными фишками альбома являются завораживающий вокал, басовый стержень, ритмическая секция и перезвоны ударных, психоделические органные вкрапления и красивейшие, неподражаемые гитарные соло. В совокупности они просто гипнотизируют слушателя. По гармонии музыка этого альбома не очень сложная. Темы этих трёх пьес в основном держатся на одном-двух базовых аккордах. Но эти аккорды, как прочная, натянутая нервная струна, которая с огромной силой притягивает к себе слушателя. А вибрации этих струн, пронизывают его до самых костей.

Напишу ещё пару слов об особенностях этого альбома на виниле. У меня пластинок «Animals» не так уж много. Намного меньше чем «TDSOTM». Но несколько экземпляров, всё же имеется.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Основную коллекционную ценность представляет первый английский пресс с матрицами A-2U/B-2U. Основной его тираж производился на заводе EMI. Но был ещё дополнительный тираж выпуска завода Orlake. Мастеринг у них был один и матрицы первого пресса завода Orlake, так же A-2U/B-2U, но при этом отсутствовали буквенные обозначения стемперов. Ещё характерной особенностью этого издания является оттиск пресс-формы на этикетке. На его профиле хорошо просматриваются следы от посадочных колец и текстура лейбла слегка шероховатая. А на издании завода EMI оттиск лейбла гладкий.

-11

Сам винил издания завода Orlake чуть массивнее, чем у завода EMI, и звук его мне нравится немного больше. Возможно из-за массы, а возможно потому, что тираж его был намного меньше. Но такая разница в звучании сказывается только в очень незначительных нюансах.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Ещё отмечу, что самые первые конверты изготавливались из цельного картона и имели одну склейку вверху. Переизданные конверты имели две склейки, в верхней части и в нижней. Торцы конверта могли иметь коричневые и зелёные оттенки.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Оригинальные внутренние конверты имели округлые углы. Прорезь для загрузки диска могла вырезаться как на первой, так и на второй стороне конверта.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Все эти особенности могут быть интересны только коллекционерам. А о звучании разных изданий этого альбома говорить не буду. Многое тут зависит от музыкальной системы, акустической комнаты и личного звукового предпочтения слушателя. Каждый сам должен сделать для себя выбор, какое издание и какой носитель ему ближе по звуку. Но главное всегда, это сама музыка. А она у группы Pink Floyd – замечательная!