Во время визита в Швецию 22 октября 2025 года Владимир Зеленский и премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон провели совместную встречу на фоне новейшего шведского истребителя JAS-39E Gripen. Встреча состоялась в городе Линчепинг, где расположены мощности оборонного подразделения компании Saab, которая и выпускает шведские истребители.
В Линчепинге политики подписали соглашение о намерениях, по которому Украина планирует приобрести от 100 до 150 истребителей JAS 39E Gripen. Речь идёт о самолетах самой последней модификации, которые относят к поколению «4++». Здесь необходимо уточнить, что эти наделения самолетов четвертого поколения набором «+» весьма условны, но шведский Gripen E справедливо считают одним из лучших европейских боевых самолетов на данный момент времени.
Почем банкет?
Стоит отметить, что ранее ВВС Швеции уже заказали у Saab 60 самолетов данного типа, ещё 36 самолетов в модификациях Gripen E и Gripen F (двухместная версия) приобрела Бразилия, 10 самолетов уже поставлены и эксплуатируются. Стоимость бразильского контракта оценивали в 20 миллиардов бразильских реалов за 36 самолетов, что дает стоимость одного истребителя в районе 100 миллионов долларов. Сами самолеты проданы Швецией в рамках кредита Бразилии на 25 лет.
UPD от 23 октября 2025 года. По данным шведского телеканала SVT, стоимость одного истребителя Gripen E составляет 800 миллионов шведских крон или 85 миллионов долларов США. Если исходить из этой стоимости, заказ на 100 истребителей будет стоит не менее 8,5 миллиардов долларов.
Вероятно, при масштабировании процесса сборки самолетов стоимость единицы продукции будет ещё ниже. Но в любом случае Швеция получит до 10 миллиардов долларов при реализации контракта на 100 истребителей для Киева.
Зеленский подчеркнул, что подписанное соглашение закладывается на долгосрочную перспективу в рамках строительства и укрепления новых ВВС Украины и рассчитано минимум на 10 лет. При этом украинский президент отметил, что украинские летчики уже проходили и проходят обучение на истребителях Gripen и продолжат подготовку в дальнейшем.
Первое появление шведских истребителей в украинском небе возможно уже в 2026 году, но речь идет о моделях предыдущего поколения JAS 39 Gripen С и JAS 39 Gripen D, всего Киев может получить до 10 таких самолетов. Машины будут поставлены для продолжения обучения и подготовки к эксплуатации заказанных истребителей нового поколения.
Какими возможностями обладает истребитель Gripen E
Gripen E – это легкий одномоторный многоцелевой истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка». Как и подавляющее большинство современных западных многоцелевых боевых самолетов, Gripen E объединяет в себе возможности истребителя, который в состоянии бороться за превосходство в воздухе, и ударной машины, которая атакует высокоточным вооружением наземные и надводные цели.
В отличие от самолетов предыдущих версий новый шведский самолет подрос в размерах и прибавил в весе, получив и более мощный двигатель. В совокупности это позволило повысить летно-технические характеристики модели. Новый самолет берет на борт больше топлива и обладает большим боевым радиусом действия, а также поднимает больше полезной боевой нагрузки.
Длина самолета в версии E выросла до 15,2 метра (модель С – 14,9 метра), размах крыла составляет 8,6 метра (модель С – 8,4 метра). Масса пустого самолета выросла до 8 тонн (модель С – 6,8 тонны), максимальный взлетный вес – 16 500 кг (модель С – 14 000 кг). Полезная боевая нагрузка истребителя достигла 7200 кг (модель С – 5300 кг).
Улучшение характеристик самолета стало возможным за счет установки более мощного двигателя. На смену турбовентиляторному двигателю Volvo RM12 максимальной мощностью на форсаже 80,5 кН пришел турбовентиляторный двигатель General Electric F414-GE-39E максимальной мощностью 98 кН. Тяговооруженность истребителя выросла более чем на 20%, что компенсирует рост взлетного веса истребителя.
За счет увеличения объема топливных баков (на 35-40 процентов) с сохранением возможности подвески дополнительных топливных баков боевой радиус истребителя вырос до 1500 км, а перегоночная дальность достигла 4000 км.
Главным нововведением истребителя модели JAS 39 Gripen E стал современный бортовой радиолокационный комплекс с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Raven ES-05. Эта бортовая РЛС разработана совместно компаниями Saab и Leonardo. РЛС отличается инновационной конструкцией антенны и увеличенным полем обзора за счет наличия поворотного механизма антенны. Такое решение повышает обзорность истребителя и его выживаемость в бою.
Ещё одной важной особенностью шведского истребителя стало наличие инфракрасной системы наблюдения IRST. Такая система дополняет РЛС боевой машины, позволяя обнаруживать цели по их тепловому излучению. Решение повышает ситуационную осведомленность летчика-истребителя и работает в пассивном режиме, что позволяет обнаруживать и сопровождать цели даже в условиях радиоэлектронного противодействия противника, не светясь на радарах, как новогодняя ёлка.
Самолет имеет 10 точек подвески вооружения и одну 27-мм револьверную автоматическую пушку Mauser BK27 с боекомплектом 120 патронов. Самым грозным вооружение самолета является ракета MBDA Meteor, позволяющая поражать цели на удалении до 200 км (расчетная), эффективная максимальная дальность – 120 км. Особую опасность истребители, вооруженные подобными ракетами, представляют в связке с самолетами ДЛРО.
Для борьбы с наземными целями самолет может использовать весь спектр современного управляемого вооружения. К примеру, ракеты «воздух-земля» AGM-65 Maverick или планирующие бомбы малого диаметра GBU-39.
Самым мощным средством поражения наземных целей выступают немецко-шведские крылатые ракеты Taurus KEPD-350. Эта крылатая ракета воздушного базирования весит 1400 кг, а масса боеголовки составляет 480 кг. Максимальная дальность полета ракеты, выполненной по технологии «стелс», составляет 300 миль (более 500 км).