Доброго времени суток! Сегодня темой заметки будет, пожалуй, один из самых примечательных храмов. Уверен, что если вы бывали хоть раз на Красной площади, то наверняка видели и проходили мимо него. Ну а если до сего времени вы просто проходили мимо, то, надеюсь, после моей заметки вы станете уделять ему больше внимания.
Итак, речь пойдёт о Соборе Казанской Божией Матери на Красной площади.
Как же появился сей храм?
Прежде чем говорить о самом храме, нужно немного поговорить вообще об иконе Казанской Божией Матери.
А история иконы, как ни странно, началась в славном городе дракона и большого котла — Казани.
В 1579 г. в Казани случился опустошительный пожар, после которого, по легенде, Богоматерь несколько раз являлась во сне маленькой девочке Матрене, дочери стрельца Данилы Онучина, объявляя, что икона её находится на месте сгоревшего дома её отца. Никто Матрене не верил, но в конце концов решили копать в том месте, однако только эта девочка, самостоятельно прокопав яму, смогла найти икону. Её принял священник соседней церкви Гермоген, впоследствии здесь основали монастырь, игуменьей которого стала много лет спустя та самая девочка, а Гермоген стал патриархом, духовным лидером Руси, во время Смутного времени, замученный поляками.
И, возможно, поклонение иконе так бы и осталось на местном уровне, не уходя за пределы Казанской земли, если бы в России в начале 17 века не наступило Смутное время.
В тяжелые для страны времена Икона Казанской Божьей Матери сопровождает сначала первое ополчение, по легенде именно благодаря её покровительству ополченцам удаётся захватить Новодевичий монастырь.
А потом список (копия сделанная с самой тконы) с неё сопровождает и покровительствует второму ополчению Минина и Пожарского. И именно с покровительством Казанской Божией Матери связывают успешный захват русским ополчением стен Китай-города 22 октября 1612 года.
После освобождения Москвы икона была помещена в специально построенном для неё приделе в церкви Введения Богоматери на Сретенке, приходской храм князя Дмитрия Пожарского.
Особенно Казанская Божья Матерь была почитаема у москвичей и нижегородцев, видевших в ней один из символов освобождения страны и столицы. Видимо, оценив эту популярность и рассчитывая на покровительство иконы, патриарх Филарет, вернувшись из плена, переносит образ в специально построенную церковь в Китай-городе, а затем в октябре 1636 года освящённый каменный Казанский собор «на Никольском крестце».
Вообще со строительством Казанского собора связано много легенд. Самая популярная, пожалуй, приписывает строительство храма князю Дмитрию Пожарскому.
Однако ещё в 1892 году были опубликованы финансовые документы, свидетельствующие, что церковь строило на казённый счёт государственное ведомство — приказ каменных дел.
Нет Пожарского и в списке основных ктиторов Казанского собора. (Ктитор — лицо, выделившее средства на строительство/ремонт церкви или монастыря.)
Тем не менее заказчиком на той же Википедии до сих пор упоминается Пожарский.))
Хотя, судя по всему, единственная его роль, и немалая, была в том, что он сохранял и оберегал образ иконы Казанской Божией Матери до его переноса в собор.
В 1644 году почитание Казанской иконы становится общероссийским, а собор Казанской Божией Матери становится одним из главных соборов России.
В подтверждении важности казанской иконы царь Михаил Фёдорович повелел установить празднование чудотворного образа и крестные ходы из Кремля. Первый ход совершался в день обретения иконы в Казани — 8 июля, второй — в день взятия Китай-города — 22 октября. Крестные ходы «к Пречистой Казанской» с самого их установления считались большими, т. е. в них принимал участие не только патриарх, но и царь. Крестный ход шёл из Успенского собора через Спасские ворота к Лобному месту и далее — к Казанскому собору. У Лобного места от большого крестного хода отделялись малые и шли «по градам», т. е. по стенам Китай-города, Белого и Земляного города.
Также история казанского собора связана с историей раскола православной церкви. Именно в нём служили священники Иван Неронов и Аввакум Петров (будущие видные деятели старообрядческого движения, а протопоп Аввакум ещё и автор первой автобиографии на Руси.)
Протопоп Аввакум позже вспоминал, что замещал Неронова, когда тот отлучался:
“в пост великой прислал память к Казанской к Неронову Иванну. А мне отец духовный был; я у нево всё и жил в церкве: егда куды отлучится, ино я ведаю церковь. И к месту, говорили, на дворец к Спасу, на Силино покойника место; да бог не изволил. А се и у меня радение худо было. Любо мне, у Казанские тое держался, чел народу книги. Много людей приходило.”
О судьбе самого Неронова Аввакум вспоминал, всячески осуждая, что в конце жизни Иван всё-таки принял изменения в вере:
“ Таже протопопа Неронова Иванна — в церкве скуфью снял и посадил в Симанове монастыре, опосле сослал на Вологду, в Спасов Каменной монастырь, потом в Кольской острог*. А напоследок, по многом страдании, изнемог бедной, — принял три перста, да так и умер”.
В XVIII–XIX веке храм несколько раз подвергался перестройке.
В войну 1812 года собор не сильно пострадал от пожара, но был разграблен.
Так, с изменениями, но собор дожил до октябрьской революции.
В 1927-1933 годах даже была проведена реставрация и ремонт. Реставрация проводилась под руководством Петра Дмитриевича Барановского. (создание музея в Коломенском и реставрация Крутицкого подворья — его заслуга) Вскоре после завершения работ, в 1936 г. храм был разрушен. В 1937 г. на его месте был поставлен павильон в честь III Интернационала с фонтаном.
К большому счастью, уже в другое время, в 90-х годах, было принято решение о восстановлении Казанского собора на старом месте. Проект восстановления собора составил архитектор Олег Журин, ученик Барановского. Нам очень повезло, что после смерти Барановского были сохранены все его обмеры и другие материалы по Казанскому собору. Казанский собор воссоздали за три года, таким, каким он был в 17 веке, с шатровой колокольней, двумя приделами и галереей папертью. Освящён он был 4 ноября 1993 г.
Архитектура собора
Храм был построен в формах, характерных для периода царствования Бориса Годунова и Михаила Фёдоровича. Непосредственными прототипами, как правило, называют Малый собор Донского монастыря (1591 год постройки) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626 год).
Казанский собор представлял собой большой бесстолпный четверик с широкой и сильно выдающейся апсидой и одним световым барабаном. С трёх сторон храм окружала неширокая галерея.
Помимо главного престола, у храма изначально был построен один придел, посвящённый Аверкию Иеропольскому. Придел освятили одновременно с собором. Также у храма сразу возвели шатровую колокольню.
Интересно, что, возможно, все три стороны галереи имели вид открытой паперти. Верх украшала горка кокошников, но они были расположены в шахматном порядке, а не один над другим, как в постройках годуновского времени. Кокошники не только крупные — они чередовались с маленькими, почти игрушечными. Нижний ряд не отделялся карнизом от стены, что было нетипично как для более раннего периода, так и для большинства построек XVII века.
Стена была разделена на прясла лопатками, а в прясла поместили окна, верхняя часть наличников которых входила в кокошники нижнего пояса. Храм отличался очень торжественным и праздничным обликом.
Архитекторами храма разные исследователи называют разных людей, но, как часто бывает с допетровскими постройками, точно установить имена не представляется возможным. Чаще всего строительство приписывают Абросиму Максимову; также упоминают имена Наума Иванова и Семёна Глебова.
В 1640‑х годах справа от главной церкви построили южный придел святителя Гурия, архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, епископа Тверского. После этого композиция всего храма стала симметричной. Новый придел освятили 3 октября 1647 года. Интересно, что этот придел разобрали ещё в 1800 году при расширении Никольской улицы. Восстановили его только в новом храме.
К 1650 году были построены новая паперть и колокольня. К концу XVII века парадное крыльцо перестроили: новое крыльцо покрыли «бочкой», увенчанной главкой.
В XVIII–XIX веках храм несколько раз перестраивали и меняли его облик: пристроили новую колокольню, обрубили горку кокошников, лопатки и килевидные наличники на окнах. В целом храм принял вид, более соответствующий веяниям той эпохи.
Только с восстановлением в 1990‑х годах храм вернул свой первоначальный парадно‑праздничный вид. И, ей‑ей, в таком виде он нравится мне гораздо больше.
Вот такой небольшой экскурс в историю храма. За свою долгую историю он оброс огромным количеством легенд и становился героем некоторых литературных произведений — но это, как говорится, другая история.
А пока, если будете проходить мимо собора, остановитесь и просто полюбуйтесь творением средневековых зодчих.
Писано по:
-Казанский собор на Красной площади Павлович Г. А 1993г.
-Москва православная. Все храмы и часовни 2012г.
-От Кремля до Белого города Романюк С.К.
-Дмитрий Михайлович Пожарский Эскин Ю.М. 2018г.