Мы обратились к нашим подписчикам в социальных сетях с вопросом, какие пункты правил дорожного движения кажутся им наиболее спорными и нелогичными. Откликов оказалось так много, что мы отобрали самые обсуждаемые ситуации и вместе с экспертами редакции попытались разобраться в этих дорожных дилеммах.
Ситуация № 1
Когда ограничение скорости никто не соблюдает
Андрей К.:
«Непонятно, зачем устанавливать заниженные ограничения скорости. Кажется, что знаки "40" появляются там, где вполне можно ехать 60. В результате большинство водителей просто игнорируют такие знаки, зная о нештрафуемом пороге».
Редакция «Свет фар»:
Согласно правилам, ограничения скорости вводятся на участках с повышенной аварийностью, рядом со школами и детскими садами, на опасных поворотах и в местах ремонтных работ. Даже если дорога кажется безопасной, статистика аварий может свидетельствовать об обратном. Хотя за небольшое превышение штраф не предусмотрен, рекомендуем соблюдать установленные ограничения — они введены для вашей безопасности.
Ситуация № 2
Когда нельзя повернуть направо на красный
Сергей Петров:
«Во многих странах разрешен поворот направо на красный сигнал светофора, и это действительно удобно. У нас же такая возможность есть только при наличии дополнительной секции. Не понимаю, почему нельзя сделать это правило более гибким».
Редакция «Свет фар»:
В российских правилах поворот направо на запрещающий сигнал светофора не разрешен. Это связано с заботой о безопасности пешеходов, которые могут пересекать проезжую часть в этот момент. Согласно правилам, поворот направо возможен только при горящей стрелке дополнительной секции светофора.
Ситуация № 3
Путаница с "помехой справа"
Мария С.:
«Никак не могу запомнить, как работает правило "помехи справа". По логике названия кажется, что уступать должен тот, кто справа, но на практике всё наоборот. Это сбивает с толку».
Редакция «Свет фар»:
Интересно, но термина "помеха справа" действительно нет в официальном тексте правил. Это народное название правила, которое гласит: на перекрестках равнозначных дорог водитель должен уступить транспортным средствам, приближающимся справа.
Ситуация № 4
Небольшие штрафы за опасные нарушения
Дмитрий В.:
«Удивляет, что за езду с выключенными фарами ночью или без знака аварийной остановки штраф всего 500 рублей. Такие нарушения могут привести к серьезным авариям, а наказываются символически».
Редакция «Свет фар»:
Согласны, что некоторые нарушения, несущие реальную опасность, наказываются несоразмерно мягко. Штрафы за неправильное использование световых приборов или отсутствие аварийной сигнализации действительно невелики. Возможно, в будущем законодатели пересмотрят эти санкции.
Ситуация № 5
Невозможность объехать автобус на остановке
Алексей Н.:
«Стоишь за автобусом на остановке, встречная полоса пустая, но через сплошную объехать нельзя. Приходится терять время, хотя никакой опасности нет».
Редакция «Свет фар»:
Правила действительно запрещают объезд стоящего транспорта через сплошную линию разметки, даже если встречная полоса свободна. Это связано с тем, что пешеходы могут неожиданно появиться из-за автобуса. Нарушение грозит серьезным штрафом или лишением прав.
Ситуация № 6
Парковка по четным-нечетным дням
Ольга М.:
«Знаки с парковкой по дням месяца — это головная боль. Постоянно забываешь переставить машину, а утром обнаруживаешь эвакуатор. Зачем такие сложности?»
Редакция «Свет фар»:
Знаки с переменной парковкой устанавливаются для обеспечения уборки улиц коммунальными службами. Если вы заметили, что уборка не проводится по графику, стоит обратиться в местную администрацию с требованием пересмотреть необходимость таких знаков.
Ситуация № 7
Такси и знак "Движение запрещено"
Ирина К.:
«Живу в зоне действия знака 3.2. Таксисты иногда отказываются подъезжать, ссылаясь на правила. Приходится нести сумки до ближайшего перекрестка».
Редакция «Свет фар»:
Знак "Движение запрещено" не запрещает въезд транспорта, который обслуживает граждан, проживающих или работающих в этой зоне. Такси, выполняющее заказ, имеет право подъехать к вашему дому. Если водитель отказывается — это его личное решение, не основанное на правилах.
Ситуация № 8
Вечная путаница с круговым движением
Михаил П.:
«Каждый раз стресс при подъезде к кругу. Непонятно, когда нужно уступать, когда нет. Правила постоянно меняются, и никто ничего не понимает».
Редакция «Свет фар»:
С 2017 года действует правило: при въезде на равнозначный перекресток с круговым движением водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по кругу. Если перед перекрестком установлены знаки приоритета — руководствуйтесь ими.
Мнения наших читателей
Виктор Сергеевич:
«Правила дорожного движения содержат множество противоречий и нестыковок. Например, до сих пор нет четких определений для таких понятий, как "маневр", "тихоходное транспортное средство", "дворовая территория". Это создает почву для разногласий при разборе аварий».
Светлана Орлова:
«Самое сложное при изучении ПДД — запоминать жесты регулировщика, которые в реальной жизни почти не используются. При этом действительно важные моменты, как движение в потоке, остаются без внимания. Часто приходится выбирать между соблюдением формальных правил и здравым смыслом».
Павел Н.:
«Представьте ситуацию: на двухполосной дороге случилось ДТП, обе полосы перекрыты. Сзади — вереница машин, справа — высокий бордюр. По словам чиновников, все должны сдавать назад. Нелепо! Как быть водителям в такой ситуации?»
Анна В.:
«Объясните, пожалуйста, про велосипеды. В правилах сказано, что нельзя ездить "не держась за руль хотя бы одной рукой". Это значит, что всегда должна быть хотя бы одна рука на руле, или можно иногда отпускать обе?»
Какие пункты ПДД вызывают у вас больше всего вопросов? Поделитесь в комментариях — самые интересные случаи мы разберем в следующем выпуске!