Найти в Дзене
Студия Ильина

Поедет ли автобус без коробки передач? (Часть 2)22 октября 2025

Как и обещал, вторая часть разбора технологии DMT (Dual Mode Transmission (Трансмиссия с двойным режимом)). Что же кроется детально, за этой абревиатурой? К нам в руки попали заводские файлы, с описанием системы, мы постараемся детально рассказать о ней в этой статье. На этой схеме мы видим общее устройство системы. хотелось бы отметить , что на приведенной схеме "Электродвигатель ISG" - Это по сути генератор. "Контроллер автомобиля" - Это ЭБУ (электронный блок управления) в который "зашит" метод работы всей системы. "Интегральный контроллер" - по сути "руки" нашего ЭБУ, и переключает режимы работы, по команде "мозгов" (ЭБУ). Сценарий 1 или ЭКОЛОДЖИ Режим работы - Электротяга "Силовое питание " - Это тот самый пресловутый Суперконденсатор. Самый "зеленый" режим, автобус двигается полностью на электротяге. ЭБУ оценивает сценарий в котором двигается автобус, уровень заряда суперконденсатора, если все условия соблюдены (высокая зарядка батареи, движение на низкой скорости), то контроллер
Запуск технологии. Фото с сайта https://ru.yutong.com
Запуск технологии. Фото с сайта https://ru.yutong.com

Как и обещал, вторая часть разбора технологии DMT (Dual Mode Transmission (Трансмиссия с двойным режимом)). Что же кроется детально, за этой абревиатурой? К нам в руки попали заводские файлы, с описанием системы, мы постараемся детально рассказать о ней в этой статье.

схема устройства DMT.
схема устройства DMT.

На этой схеме мы видим общее устройство системы. хотелось бы отметить , что на приведенной схеме "Электродвигатель ISG" - Это по сути генератор. "Контроллер автомобиля" - Это ЭБУ (электронный блок управления) в который "зашит" метод работы всей системы. "Интегральный контроллер" - по сути "руки" нашего ЭБУ, и переключает режимы работы, по команде "мозгов" (ЭБУ).

Двигаемся на электротяге
Двигаемся на электротяге

Сценарий 1 или ЭКОЛОДЖИ

Режим работы - Электротяга

"Силовое питание " - Это тот самый пресловутый Суперконденсатор. Самый "зеленый" режим, автобус двигается полностью на электротяге. ЭБУ оценивает сценарий в котором двигается автобус, уровень заряда суперконденсатора, если все условия соблюдены (высокая зарядка батареи, движение на низкой скорости), то контроллер подает питание на электромотор и вуаля мы едем! ДВС не задействован и спокойненько едет с нами - пассажиром.

последовательный режим
последовательный режим

Сценарий 2 или зеленый , но не совсем

Хорошо, когда Суперконденсатор заряжен, мы едем по предыдущему сценарию. Но, что делать если емкости Суперконденсатора недостаточно, а ехать нужно? ЭБУ командует :"Стартуем!". ДВС запускается, но едем мы не на ДВС в прямом смысле этого слова, питание подается на электромотор через генератор, сцепление(Муфта) в это время между электромотором и ДВС остается разомкнутой. Эта схема актуальна для низкой скорости.

Мотор работает дает тягу и заряжает суперконденсато
Мотор работает дает тягу и заряжает суперконденсато

Сценарий 3 Или Дизельгенератор на службе у царя гороха

Но вот допустим, мы двигались на электротяге, до парка и остановились на ночную стоянку. Суперконденсатор полностью разрядился, утром вы запускаете свой гибрид и вдруг заводится ДВС! Как так то? У нас же зеленая энергетика? А в итоге, я еду медленно, за спиной урчит ДВС, на первый взгляд ничего не изменилось, но не совсем так. В сценарии средней скорости и разряженного суперконденсатора, ЭБУ понимает всю <s>глубину наших глубин</s> информацию, принимает решение заряжать суперконденсатор, при этом отбор мощности на колеса осуществляется только от ДВС.

Полный газ
Полный газ

Сценарий 4 или Полный ГАЗ!

Ну тут самый приятный для любого водителя режим! А именно электромотору подается мощность из ДВС и суперконденсатора. Что позволяет быстро набирать скорость и не отставать от потока. к нам в руки попало фото, как это работает наглядно, глазами китайских коллег:

Совместная работа ДВС и Электроконтура
Совместная работа ДВС и Электроконтура

Довольно забавная и наглядная картинка. Ну все посмеялись, пойдем дальше.

Рекуперация
Рекуперация

Сценарий 5 или лучше в нас чем в таз

В момент торможения, мы можем тормозить электродвигателем, а энергия которая при этом выделяется может быть не израсходована в пустую в трение колодок, мы можем ее взять "про запас". Этот режим не только актуален при торможении, он полезен к примеру в затяжном спуске, запасаемся на спуске и далее катимся на этой же энергии, а ДВС, просто едет с нами и отдыхает.

Как мы с Вами убедились во всех режимах тяга передается через электромотор. То есть, нет ошибок водителя в переключении передач, "глюков" в переключении гидромеханики, тяга во всех диапазонах скоростей и режимов остается ровной, обеспечивая исключительную плавность хода.

Подытожить все вышесказанное хочу наглядной демонстрацией работы этого чуда Света:

Схема работы двс и работы электромотора в зависимости от условий.
Схема работы двс и работы электромотора в зависимости от условий.

В итоге мы получаем прекрасную схему работы для городского транспорта, в городе с его пробками, низкими скоростями, возможно двигаться львиную долю времени на электротяги, нам не нужно ставить всюду зарядные станции, двс сгенерирует нужное количество энергии, моточасы мотора уменьшаются, возможность брать заряд на спусках, безупречная плавность хода, при недостатке мощности мотора можно задействовать доп.источник мощности. Так же позволяет сэкономить до 30% топлива.

Как мы видим автобусная индустрия не стоит на месте и будущее наступает на наших глазах.