"Московская правда" - старейшая городская газеты Москвы. 22 октября 2025 года, в день 155-летия Ивана Бунина, авторитетное издание опубликовало мои заметки о его поэзии. Только об одном стихотворении. Зато каком!
22 октября 2025 года исполняется 155 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина (22 октября 1870 года – 8 ноября 1953 года). Мне выпала честь работать в жюри Всероссийского литературного конкурса «Опять зажёгся над землёю для новой жизни новый день». Две строки из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина. Ему был посвящён этот конкурс. А на меня нахлынули воспоминания, связанные с моим счастливым детством на Рудном Алтае. И открытием поэзии Ивана Бунина.
ПОЧЕМУ МНЕ ПОВЕЗЛО
Моё первоначальное открытие поэзии Ивана Бунина связано с реальной интригой, касающейся одного из лучших его творений – стихотворения в шестнадцать строк.
Школьный возраст, семидесятые годы двадцатого века, вся жизнь впереди. Старт завидный: не только одноклассники, но и учителя каждый месяц в течение нескольких лет видят мои стихи в областной и республиканской прессе. Хотя я, Сергей Еремеев, мальчишка мальчишкой. Пишу и публикую стихи и при этом невероятно стесняюсь внимания к себе. Искренне досадую на возвышенное прозвище «Поэт», диссонирующее с приземлёнными прозвищами гаванских – ударение на первом слоге – сверстников. Новая Гавань – это рабочая окраина моего родного Усть-Каменогорска.
Сейчас, поднимаясь над местом и временем, сознаю следующее. Классиков моему поколению, давно уже седовласому или лысому (это не про женщин), с дошкольного детства открывали родители. Потихоньку, не навязывая. Потом подключались школьные учителя. Целенаправленно и неутомимо. Сказать надо о радио и телевидении - с программами замечательных людей о великих поэтах и писателях.
Мне повезло больше, чем многим. У меня с детства был литературный наставник - Михаил Иванович Чистяков. Признанный поэт. Фронтовик. Личность. В литературном клубе «Костёр» дома пионеров Усть-Каменогорска Чистяков рассказывал о Пушкине и Лермонтове, Блоке и Есенине так, будто общался с ними накануне и выведал из первых уст всё самое интересное.
МНЕНИЕ ТОЛСТОГО ДЛЯ ПАРЕНЬКА ПРОСТОГО
Однако стихи Ивана Бунина мне открыли не семья и школа, не радио и телевидение, не поэт Михаил Чистяков. а мой одноклассник. Но не думайте, что в этом и заключается интрига.
Представьте – или вспомните! - в своём окружении человека, который откровенно не уважает то, что вас давно и прочно увлекает. Не ценит то, что вам интересно и необходимо. Не любит то, без чего вы и дня представить себе не можете. Например, вы увлекаетесь живописью, сами прилично рисуете, а кто-то рядом уверяет вас, что живопись, если и не совсем мертва, то абсолютно бесполезна, когда есть фотография, видеосъёмка и компьютерные технологии. И вдруг этот кто-то приходит в восторг от чьей-то картины! Ваша реакция предсказуема: увидеть эту картину, раз она произвела такое впечатление даже на человека, доселе не воспринимавшего живопись всерьёз.
Или вы отдаёте своё время спорту, а человек поблизости убеждает вас в том, что спорт вреден. Что все хоккеисты и футболисты ломаные-переломанные и по статистике живут гораздо меньше других людей. Что все боксёры – с отбитыми мозгами. Что можно сорвать сердце, занимаясь бегом. Ну и так далее. И вдруг этот человек восхищается выдающимся представителем какого-нибудь вида спорта. Вы, разумеется, захотите узнать все подробности, чтобы понять, почему восхищается.
Ну а теперь о моём однокласснике. Нетрудно догадаться, что он терпеть не мог стихов. И разделял мнение Льва Николаевича Толстого о том, что сочинять стихи – всё равно, что танцевать за плугом.
По иронии судьбы моего одноклассника обязывали читать стихи на всех школьных мероприятиях, ибо он обладал звонким голосом. Декламировал он громко и вместе с тем монотонно, ничего не выделяя: лишь бы отбарабанить.
ИМПУЛЬС ДЛЯ РАЗВОРОТА НА 180 ГРАДУСОВ
Казалось, ничто не поменяет его отношение к стихотворчеству и стихотворцам. И вдруг он заявляет, что пересмотрел своё восприятие поэзии и начинает её открывать для себя. Поначалу слушаю недоверчиво. Одноклассник признаётся, что причиной стало его знакомство с одним из стихотворений Бунина. Я заинтригован: что за стихотворение? О любви? Нет, отвечает он. О природе. Называется «Олень».
Бегу в библиотеку и узнаю, что такого произведения у Бунина нет. Снова - к однокласснику: ты меня разыгрываешь? Выясняется, что он имел в виду стихотворение без названия. Всего шестнадцать строк, а какая поразительная картина жизни! И я запоминаю этот шедевр с первого прочтения.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
МАСТЕР ПРОЗЫ И ГЕНИЙ ПОЭЗИИ
Произведение датируется 1905 годом. Ивану Бунину 35 лет, он давно уже признанный литератор, но многое ещё впереди. Через шесть лет Горький назовёт его лучшим современным писателем. В 1933 году Бунину будет присуждена Нобелевская премия «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». А вот Владимир Набоков ставил бунинскую поэзию выше, чем прозу!
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
Начальные строки лишены глаголов. Но поэт уже властвует над нами! Он с ходу околдовал нас картиной среднерусской зимы. Почему среднерусской? Потому что ельник у дороги – это не бескрайняя сибирская тайга, где дорогами являются просеки. Зато глубокие снега на равнине бескрайние.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Возникающий образ оленя отмечен глаголом «шёл» и деепричастием «откинув». Прошедшее время рождает едва уловимое ощущение тревоги. Шёл? А что с ним стало, с этим прекрасным оленем, которого поэт характеризует парадоксальными эпитетами. Могучий – да. Но тонконогий?
И всё-таки тонконогий! Поэтому в его могучести видна лёгкость. Грациозность. Несмотря на «тяжкие рога» - в традиционном поэтическом понимании «тяжёлые».
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Второе четверостишие изумляет своей наполненностью, своей конкретикой, присущей дотошным исследователям флоры и фауны. Поэт не встаёт на котурны, он является следопытом, пристально вглядывается в природу, становится её чуткой частью.
Первая строчка новой строфы ещё дышит атмосферой предыдущего четверостишия:
Вот снова след, размеренный и редкий…
Однако через мгновение Бунин буквально вздыбливает наше первоначальное едва уловимое ощущение тревоги за судьбу оленя:
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...
Если «далеко в лугу», то, значит, собаки долго преследовали оленя!
Что же с ним стало?
Апофеоз любой охоты – это добыча. Мой талантливейший земляк Павел Николаевич Васильев в стихотворении «Охота с беркутами» воспел добычу лисицы:
И привязывают охотники
К поясу пламя рыжее.
Иван Алексеевич Бунин делает другое.
В заключительной строфе нас ждёт вдохновенное и глубокое откровение поэта:
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Легко уходил? В избытке сил? В стремительности?
Значит, собаки его не догнали!
Ну а в чём глубина?
Вчитайтесь в гениальную концовку:
Он красоту от смерти уносил!
Сопоставьте её с предыдущими строчками.
Надеюсь, вы уже всё поняли.
Олень унёс от смерти не свою красоту, а воплощённую в нём самом красоту природы. Бунин здесь воспринимается уже не как Поэт, а как Творец – в самом высоком смысле этого слова. Творец, любующийся красотой подлунного мира.
…В далёком детстве я не удержался и выдал двустишие.
Какое счастье, что олень на воле!
Охотники, ищите ветра в поле.
Моему однокласснику такое окончание понравилось. Ну а я сразу понял, что это двустишие лишнее. Иван Алексеевич Бунин выразил всё гениально. Ни убавить, ни прибавить. Мастер прозы и гений поэзии.
Сергей ЕРЕМЕЕВ