Найти в Дзене

Моё открытие поэзии Ивана Бунина

"Московская правда" - старейшая городская газеты Москвы. 22 октября 2025 года, в день 155-летия Ивана Бунина, авторитетное издание опубликовало мои заметки о его поэзии. Только об одном стихотворении. Зато каком! 22 октября 2025 года исполняется 155 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина (22 октября 1870 года – 8 ноября 1953 года). Мне выпала честь работать в жюри Всероссийского литературного конкурса «Опять зажёгся над землёю для новой жизни новый день». Две строки из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина. Ему был посвящён этот конкурс. А на меня нахлынули воспоминания, связанные с моим счастливым детством на Рудном Алтае. И открытием поэзии Ивана Бунина. ПОЧЕМУ МНЕ ПОВЕЗЛО Моё первоначальное открытие поэзии Ивана Бунина связано с реальной интригой, касающейся одного из лучших его творений – стихотворения в шестнадцать строк. Школьный возраст, семидесятые годы двадцатого века, вся жизнь впереди. Старт завидный: не только одноклассники, но и учителя ка

"Московская правда" - старейшая городская газеты Москвы. 22 октября 2025 года, в день 155-летия Ивана Бунина, авторитетное издание опубликовало мои заметки о его поэзии. Только об одном стихотворении. Зато каком!

Иван Алексеевич Бунин
Иван Алексеевич Бунин

22 октября 2025 года исполняется 155 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина (22 октября 1870 года – 8 ноября 1953 года). Мне выпала честь работать в жюри Всероссийского литературного конкурса «Опять зажёгся над землёю для новой жизни новый день». Две строки из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина. Ему был посвящён этот конкурс. А на меня нахлынули воспоминания, связанные с моим счастливым детством на Рудном Алтае. И открытием поэзии Ивана Бунина.

ПОЧЕМУ МНЕ ПОВЕЗЛО

Моё первоначальное открытие поэзии Ивана Бунина связано с реальной интригой, касающейся одного из лучших его творений – стихотворения в шестнадцать строк.

Школьный возраст, семидесятые годы двадцатого века, вся жизнь впереди. Старт завидный: не только одноклассники, но и учителя каждый месяц в течение нескольких лет видят мои стихи в областной и республиканской прессе. Хотя я, Сергей Еремеев, мальчишка мальчишкой. Пишу и публикую стихи и при этом невероятно стесняюсь внимания к себе. Искренне досадую на возвышенное прозвище «Поэт», диссонирующее с приземлёнными прозвищами гаванских – ударение на первом слоге – сверстников. Новая Гавань – это рабочая окраина моего родного Усть-Каменогорска.

Сейчас, поднимаясь над местом и временем, сознаю следующее. Классиков моему поколению, давно уже седовласому или лысому (это не про женщин), с дошкольного детства открывали родители. Потихоньку, не навязывая. Потом подключались школьные учителя. Целенаправленно и неутомимо. Сказать надо о радио и телевидении - с программами замечательных людей о великих поэтах и писателях.

Мне повезло больше, чем многим. У меня с детства был литературный наставник - Михаил Иванович Чистяков. Признанный поэт. Фронтовик. Личность. В литературном клубе «Костёр» дома пионеров Усть-Каменогорска Чистяков рассказывал о Пушкине и Лермонтове, Блоке и Есенине так, будто общался с ними накануне и выведал из первых уст всё самое интересное.

МНЕНИЕ ТОЛСТОГО ДЛЯ ПАРЕНЬКА ПРОСТОГО

Однако стихи Ивана Бунина мне открыли не семья и школа, не радио и телевидение, не поэт Михаил Чистяков. а мой одноклассник. Но не думайте, что в этом и заключается интрига.

Представьте – или вспомните! - в своём окружении человека, который откровенно не уважает то, что вас давно и прочно увлекает. Не ценит то, что вам интересно и необходимо. Не любит то, без чего вы и дня представить себе не можете. Например, вы увлекаетесь живописью, сами прилично рисуете, а кто-то рядом уверяет вас, что живопись, если и не совсем мертва, то абсолютно бесполезна, когда есть фотография, видеосъёмка и компьютерные технологии. И вдруг этот кто-то приходит в восторг от чьей-то картины! Ваша реакция предсказуема: увидеть эту картину, раз она произвела такое впечатление даже на человека, доселе не воспринимавшего живопись всерьёз.

Или вы отдаёте своё время спорту, а человек поблизости убеждает вас в том, что спорт вреден. Что все хоккеисты и футболисты ломаные-переломанные и по статистике живут гораздо меньше других людей. Что все боксёры – с отбитыми мозгами. Что можно сорвать сердце, занимаясь бегом. Ну и так далее. И вдруг этот человек восхищается выдающимся представителем какого-нибудь вида спорта. Вы, разумеется, захотите узнать все подробности, чтобы понять, почему восхищается.

Ну а теперь о моём однокласснике. Нетрудно догадаться, что он терпеть не мог стихов. И разделял мнение Льва Николаевича Толстого о том, что сочинять стихи – всё равно, что танцевать за плугом.

По иронии судьбы моего одноклассника обязывали читать стихи на всех школьных мероприятиях, ибо он обладал звонким голосом. Декламировал он громко и вместе с тем монотонно, ничего не выделяя: лишь бы отбарабанить.

ИМПУЛЬС ДЛЯ РАЗВОРОТА НА 180 ГРАДУСОВ

Казалось, ничто не поменяет его отношение к стихотворчеству и стихотворцам. И вдруг он заявляет, что пересмотрел своё восприятие поэзии и начинает её открывать для себя. Поначалу слушаю недоверчиво. Одноклассник признаётся, что причиной стало его знакомство с одним из стихотворений Бунина. Я заинтригован: что за стихотворение? О любви? Нет, отвечает он. О природе. Называется «Олень».

Бегу в библиотеку и узнаю, что такого произведения у Бунина нет. Снова - к однокласснику: ты меня разыгрываешь? Выясняется, что он имел в виду стихотворение без названия. Всего шестнадцать строк, а какая поразительная картина жизни! И я запоминаю этот шедевр с первого прочтения.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб -

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг - прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон - и ветки,

Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

МАСТЕР ПРОЗЫ И ГЕНИЙ ПОЭЗИИ

Произведение датируется 1905 годом. Ивану Бунину 35 лет, он давно уже признанный литератор, но многое ещё впереди. Через шесть лет Горький назовёт его лучшим современным писателем. В 1933 году Бунину будет присуждена Нобелевская премия «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». А вот Владимир Набоков ставил бунинскую поэзию выше, чем прозу!

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

Начальные строки лишены глаголов. Но поэт уже властвует над нами! Он с ходу околдовал нас картиной среднерусской зимы. Почему среднерусской? Потому что ельник у дороги – это не бескрайняя сибирская тайга, где дорогами являются просеки. Зато глубокие снега на равнине бескрайние.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Возникающий образ оленя отмечен глаголом «шёл» и деепричастием «откинув». Прошедшее время рождает едва уловимое ощущение тревоги. Шёл? А что с ним стало, с этим прекрасным оленем, которого поэт характеризует парадоксальными эпитетами. Могучий – да. Но тонконогий?

И всё-таки тонконогий! Поэтому в его могучести видна лёгкость. Грациозность. Несмотря на «тяжкие рога» - в традиционном поэтическом понимании «тяжёлые».

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб -

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Второе четверостишие изумляет своей наполненностью, своей конкретикой, присущей дотошным исследователям флоры и фауны. Поэт не встаёт на котурны, он является следопытом, пристально вглядывается в природу, становится её чуткой частью.

Первая строчка новой строфы ещё дышит атмосферой предыдущего четверостишия:

Вот снова след, размеренный и редкий…

Однако через мгновение Бунин буквально вздыбливает наше первоначальное едва уловимое ощущение тревоги за судьбу оленя:

И вдруг - прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон - и ветки,

Обитые рогами на бегу...

Если «далеко в лугу», то, значит, собаки долго преследовали оленя!

Что же с ним стало?

Апофеоз любой охоты – это добыча. Мой талантливейший земляк Павел Николаевич Васильев в стихотворении «Охота с беркутами» воспел добычу лисицы:

И привязывают охотники

К поясу пламя рыжее.

Иван Алексеевич Бунин делает другое.

В заключительной строфе нас ждёт вдохновенное и глубокое откровение поэта:

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

Легко уходил? В избытке сил? В стремительности?

Значит, собаки его не догнали!

Ну а в чём глубина?

Вчитайтесь в гениальную концовку:

Он красоту от смерти уносил!

Сопоставьте её с предыдущими строчками.

Надеюсь, вы уже всё поняли.

Олень унёс от смерти не свою красоту, а воплощённую в нём самом красоту природы. Бунин здесь воспринимается уже не как Поэт, а как Творец – в самом высоком смысле этого слова. Творец, любующийся красотой подлунного мира.

…В далёком детстве я не удержался и выдал двустишие.

Какое счастье, что олень на воле!

Охотники, ищите ветра в поле.

Моему однокласснику такое окончание понравилось. Ну а я сразу понял, что это двустишие лишнее. Иван Алексеевич Бунин выразил всё гениально. Ни убавить, ни прибавить. Мастер прозы и гений поэзии.

Сергей ЕРЕМЕЕВ