Просматривая публикации последних недель, ловлю себя на том, что мы как-то очень ушли в обобщения и совсем забросили тему знакомства с разной колючей невидалью. Видимо, осенняя меланхолия склоняет философствовать)
Дабы исправить эту недоработку, сегодня посвятим статью интересному растению, поселившимся в этом году в нашем болоте (хочется верить, что надолго).
Любопытная штука язык. Для каждой вещи в нем стремятся придумать свое название. Иногда, правда, эти названия вызывают ряд вопросов) Всем известно, что хорошее дело браком не назовут, так почему же тогда, выходя замуж, мы вступаем в брак? Аналогичным образом, иногда волосы на голове встают дыбом у неподготовленного садовода, когда он в каталоге растений встречает некоторые сорта.
Нейминг растений - это вообще отдельный вид искусства. Один из читателей (несомненно продвинутый в елководстве и понимающий толк в сортовых елках) рассказал недавно, что приобрел ель Карстони (Picea abies Сranstonii) и троллит недоумевающую публику, рассказывая, что это новый сорт под названием "Лесная красавица".
Для справки: ель Карстони - виргатного типа, и выглядит как-то вот так, то есть в вульгарное массовое понимание лесной красавицы никак не укладывается:
Чтобы оценить иронию и придумать себе такую забаву, нужно иметь живой ум и фантазию) Именно такие люди, несомненно, встали у руля, когда пришло время давать имя нашему сегодняшнему герою - пихте с музыкальным названием Крысиный хвост (Abies procera Rat Tail).
В российских магазинах это название не принято переводить. Видимо, из-за опасений, что российский хвоелюб еще слишком дик, к иронии невосприимчив, и метафору не оценит.
Я предпочитаю думать иначе, и мне стебное название крысьего хвоста пришлось по душе. Тем более, что никакой облезлости в растении нет, это вполне симпатичная небольшая пихта, которая обязана своим эпатажным именем очень коротким прижатым иголочкам. Взрослое растение этого сорта выглядит вот так:
Впечатлившись названием, я, однако, дальше этого не зашла, и пихту приобретать не стала. Причина тому - ее номинальная (а может и фактическая?) незимостойкость в наших условиях.
Изначально, начиная знакомство с хвойными, я нашла благородные пихты, к которым относится вид процера, во всех черных списках для средней полосы. По всей видимости, списки эти, как это часто бывает, формировались на базе американских источников, которые уверенно ставят ей зону 6.
Однако ж с ходом времени количество тестирований в средней полосе увеличилось, часть видов из черных списков перекочевали в пограничников. Местами процеры появились даже на Урале, как например вот этот экземпляр в саду у Русинова:
И стало понятно, что там все-таки не зона 6, а скорее зона 5. А в логике подмосковного хвоелюба где 5, там и 4. Ну и понеслась...
Так у меня в саду поселились эти живописные пихтули - сорта Прокумбенс и Блау Хекс. Рассказывала о них подробнее вот тут:
Спустя пару лет наблюдений за своими процерами я решительно не имею ничего им предъявить - они ведут себя покладисто, зимуют без укрытий, нарастают по графику, и в целом все у них в порядке. Вот самый старшенький из трех бро, Прокумбенс, этой весной:
А вот ее бочок выглядывает из-за вересков уже осенью:
Все мои саженцы, что немаловажно, - это иностранное производство, если точнее, они родом из польши, на польском же подвое, то есть очень вряд ли мы найдем там пихту сибирскую или хотя бы корейскую. Это не помешало им успешно пройти две самые сложные первые зимы.
Ну вот и счастливый конец у этой сказки, казалось бы. Сажай сколько влезет процер и горя не знай. Но, увы, не все так просто.
Подвох в том, что зимостойкость любых пограничных елок обратно пропорциональна их росту. Все, что я наблюдаю у себя, - это мелкие кустики, растущие в основном горизонтально. Это позволяет им сидеть всю зиму под снегом и не испытывать неудобств. Такая же картина и в других реальных садах нашего климата - все выращивают горизонтальных.
Что же касается более высоких сортов благородной пихты, то тут уже ситуация менее понятная и оптимистичная, потому что все торчащее над снегом может быть изрядно обморожено, особенно с непривычки. Мы тут с вами знаем, что МОЖЕТ быть не значит БУДЕТ, но пробовать я как-то не пыталась до поры.
И вот жила я спокойно, угорала над названием Крысиный хвост, и думала, что мне она не нужна. До тех пор, пока не столкнулась с ней лично. Как это часто бывает, именно живая встреча переворачивает наше представление о растении, ведь очень часто фото из интернетов плохо передают изюминку и красоту хвойных.
Так и случилось с Хвостом. Увидев впервые саженец нормального размера, я решила, что наша тут еще не пропадала, и нужно непременно попробовать:
Вот она та самая смешная нелепая хвойка, которая и подарила пихте ее метафорическое имя:
Она имеет голубоватый цвет, очень интересную фактуру за счет тонких ветвей. К тому же густо ветвится и охотно закладывает почки. Прирост макушки у нее при этом далеко не маленький, у моего саженца около 30 см:
Полюбуйтесь, какой лакомый кусочек для отмораживания! Да еще и весь в почках... ммм....
Общий облик Хвоста очень ладненький и необычный, ориентированный строго вертикально. Никаких инсинуаций на тему растить его кустом мне и в голову не приходило - он создан не для этого. Конечно в средней полосе у нас тут не плльши, нарастать по 30 см мы может и не будем, но привычка роста все равно сохранится и высота будет неуклонно увеличиваться. А значит отступать некуда, будем растить его в классической форме и уповать на милость елочных богов.
Одной милости тут, конечно, будет маловато, поэтому у нас есть еще два помощника, которые увеличивают шансы Хвоста нормально укорениться и выжить в наших суровых условиях:
1) Южная стена дома
2) Большой ящик для бесконтактного укрытия на первые года три
Что касается стен, заборов и прочих баррикад, их полезность в качестве средства борьбы с холодом мною уже проверена. Стены и заборы это вам и ветрозащита, и аккумулятор какого-никакого тепла. По моей субъективной оценке, они локально повышают температурный режим как минимум на ползоны, а то и на целую зону. Поэтому территория у южной стены у нас объявлена маленьким Самаркандом и туда помещается всякая экзотическая дичь типа процер и прочего под вопросом.
Вот он собственно наш Самарканд:
Как можно заметить, там весьма вольготно жирует мой желтый старикан - кипарисовик Лавсона, посаженный мною в бессознательный период в убеждении, что он туя, и не знавший ни укрытий, ни вообще какого-либо ухода. Сейчас он красив и всеми любим, и на собрании колхозников было решено его не пересаживать, пусть себе стучится в окно гостевого домика.
К нему в компанию саженец Хвоста пристроен в угол, где рядом аж две стены: с севера и с востока он защищен домом. В тесноте, да не в обиде, как говорится)
Ну и вторая наша уловка для зимовки - это деревянный ящик примерно 80х80 см, обитый спанбондом марки 100, который даст дополнительную ветро-снего и всего остального защиту и бесконтактное укрытие.
По итогам наблюдений других пограничников, я оцениваю шансы Хвоста пережить зиму в таких условиях как высокие. Видали мы и испанские пихты, которые под тазиком и без всяких стен прекрасно с этим делом справлялись.
Но ящик не вечен, и наступит тот день, когда нам придется зимовать голышом. Как потом? А потом - суп с котом, как говорится) Я уповаю на то, что Хвост за три года укоренится и освоится достаточно, чтобы выдерживать наши средние зимы без потерь. Насчет лютых зим вот уверенности нет, но я все же не теряю надежду, что и в такой ситуации нас спасут стены.
Точно мы узнаем развязку этой драмы только спустя время по итогам наблюдений. Он не единственный экзот, которого меня угораздило посадить в этом октябре, позже вернемся с байками и о других)
Пожелаем же Хвосту мягкого снега и приятных снов грядущей зимой. Сильно волноваться за него не будем, потому что всем известно, что хорошая пихта не помрет, а плохую не жалко)
Всем удачных приготовлений к зиме и легкой осени!