Найти в Дзене
АиФ-Юг

Охота началась. Впервые в РФ оштрафовали блогера-юриста из Краснодара Евгению Тутушкину за рекламу в Instagram*

Оглавление
   Евгения Тутушкина, которую оштрафовали на 30 тысяч рублей.
Евгения Тутушкина, которую оштрафовали на 30 тысяч рублей.

Штраф в 30 тысяч рублей за публикацию в соцсети «прилетел» юристу из Краснодара Евгении Тутушкиной. Она собирается оспаривать «административку». Рассказываем детали.

Хотела помочь бизнесу

Юрист Евгения Тутушкина за один день стала одной из самых обсуждаемых жительниц Краснодара. Связано это с тем, что Евгения – первый в России человек, которого оштрафовали на 30 тысяч рублей за рекламу в Instagram.* Резонансная ситуация произошла из-за видеоролика в социальных сетях юриста. На кадрах Тутушкина рассказала об отеле, где отдохнула с детьми. В углу публикации женщина оставила отметку с аккаунтом этой самой гостиницы, а еще она договорилась о скидке для подписчиков.

«Я заранее забронировала отель на три ночи. За проживание с детьми заплатила 60 тысяч рублей. На территории гостиницы я платила за все услуги, которые мне оказывали, у меня есть все чеки. Во время отдыха я поняла, что отель крутой, но заселен наполовину. Пришла к администратору и предложила рассказать о комплексе в своих соцсетях. Также для людей, которые обратятся по моим рекомендациям, попросила скидку. На этом все, никаких денег за это видео в Сети мне никто не платил. Этой публикацией я хотела рассказать о крутом отеле, который есть у нас в регионе, и помочь малому и среднему бизнесу», — объяснила свой поступок в Сети Тутушкина.

Роскомнадзор следит за блогерами?

Видео Евгения выложила в соцсеть летом. Ее увидели и прокомментировали подписчики юриста. Никто даже представить не мог, что в октябре это видео с отдыха облетит все СМИ России. А дело в том, что в какой-то момент, по словам самой Тутушкиной, на нее в Роскомнадзор пожаловалась жительница. Она усмотрела в публикации рекламу в социальной сети с картинками. Все бы ничего, если бы не одно «но»: закон о запрете публикации рекламных материалов вступил в силу 1 сентября. Это и послужило триггером для недоброжелателя.

«Я выяснила, что человек, который на меня пожаловался, и работник Роскомнадзора, который привлек меня к ответственности, — родственники. Как я поняла, сами сотрудники находят материалы в Instagram,* но из-за запрета для госорганов подключают родственников. Так и инициируют проверки.

Отмечу, что никакого суда еще не было. Сейчас мы с моей командой юристов ждем постановления о привлечении меня к административной ответственности. Потом мы подадим иск в арбитражный суд, чтобы мне вынесли меру предупреждения», — прокомментировала kuban.aif.ru Евгения.

Как гласит закон?

Юрист Виктория Вашурина рассказала kuban.aif.ru, что ответственность за публикацию рекламного контента в запрещенной социальной сети несут блогеры и рекламодатели. Согласно статье 14.3 КоАП, физлицам грозит штраф до 2,5 тысяч рублей, должностным лицам — до 20 тысяч рублей, а юрлицам — до 500 тысяч.

«Рекламой считается информация для неопределенного круга лиц, которая привлекает внимание к объекту, при этом не важно, оплачена публикация или нет. Реклама, опубликованная до 1 сентября, тоже считается нарушением. Под запрет попадает повторное продвижение интеграции — репосты и ссылки на нее в новых постах. В этом и кроется самая большая опасность для блогера или пользователя. Важно четко соблюдать грань между рекламой и информированием, а также доказать в суде, что в аккаунте был обычный пост, а не коммерческий», — прокомментировала эксперт.

Штрафуют не только звезд

До того, как закон изменился, артисты и инфлюенсеры получила приличные деньги за рекламу в «запретграме». Так, по данным сервиса поиска и анализа аккаунтов для размещения рекламы AdinBlog, в 2024 году больше всех на своем аккаунте заработала журналистка Ксения Собчак — около 40 млн рублей. Чуть скромнее доходы у телеведущей Ксении Бородиной — примерно 30 млн рублей. Тройку лидеров замкнула блогер Ида Галич. Она заработала чуть меньше 15 млн рублей.

На фоне шумихи со штрафом Тутушкиной, высказалась глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина:

«Мы с командой второго сентября проверили видео в аккаунтах около 50 известных блогеров. Реклама висела у каждого первого, а у некоторых стояла реклама ВПН. Но в ФАС мы решили не обращаться, другой работы итак полно».

Нужно отметить, что рекламу в популярной соцсети заказывали не только у знаменитостей, но и у людей с меньшей аудиторией. Многие блогеры с несколькими тысячами подписчиков делятся с публикой рекомендациями. Что-то из этого действительно реклама, а что-то — обычный контент. Но нет никаких гарантий, что меньшая популярность поможет скрыться от штрафа за рекламу.

Бывшая участница телепроекта про любовь Ольга Солнце рассказала СМИ, что ее приятельнице «прилетел» штраф в 30 тысяч рублей за отметку мастера маникюра. Солнце призналась, что ее подруга сама захотела посоветовать мастера своим подписчикам без каких-либо денег.

«Она похвасталась красивым маникюром и отметила мастера, но потом увидела на Госуслугах штраф. На аккаунт были подписаны примерно четыре тысячи человек. Роскомнадзор расценил публикацию как рекламу» — пожаловалась Ольга Солнце.

*Корпорация Meta, которой принадлежит социальная сеть Instagram, запрещена в России за экстремистскую деятельность.