Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе Н. Кайма «Вулкан жив». Кайм много писал о Саламандрах, а в этом романе он показывает самого Вулкана в очень напряженный и сложный для него момент. Вулкан — в плену у Керза, и противостояние этих двух примархов занимает изрядную часть книги. Но не всю.
Мы увидим самого Эреба. Тоже в довольно драматичный период жизни — Хорус уже изгнал его, порядком искалечив, и Эребу нужно спешно приводить в действие новый план. Впрочем, план «Б» у этого деятеля есть всегда. Помимо Эреба, довольно много будет о Несущих Слово. Их жертвоприношения, их коварство, их свирепость, их фанатизм — все, что мы вкладываем в представление о XVII легионе… но Кайм рассказывает о них по-своему. В этой книге довольно много будет о Бартусе Нареке, Несущем Слово, который не стал хаоситом. Именно его глазами мы увидим, как служение Хаосу меняет Несущих. Нарек, в общем, герой не положительный. Однако Хаос вызывает у Нарека отвращение, а перемены, которые происходят в легионе, — ужас. По его мнению, «Семнадцатый пал в грязь».
Нареку противопоставлен темный апостол, который никогда ни в чем не сомневается, однако даже милость темных богов готов использовать в собственных целях.
Мы увидим мир Траорис. Это не самая благополучная планета. Кое-кто называет его благословенным, так как некогда сам Император во главе своего войска изгнал бывших повелителей Траориса, владык-колдунов. Однако сами жители Траориса его благословенным не считают: там на самом деле плохо все, от адского климата до тяжелой работы. Поэтому агитация Хоруса и возымела действие… хотя люди вряд ли понимали, на что на самом деле подписываются. Большинство из них не переживет появление Несущих Слово и сопровождающих их сущностей варпа.
Мы увидим довольно много флешбеков из жизни XVIII легиона. Повествование в романе не линейное, это позволяет показать Вулкана и Саламандр, в частности, Артелла Нумеона и других выдающихся бойцов легиона, подробнее и с разных сторон. Кстати, Вулкана часто изображают в фантворчестве этаким большим няшкой; в романе хорошо видно, что это не вполне справедливо. Вулкан не стремится к лишнему насилию и считает своим долгом щадить гражданских, но он может быть очень пугающим, и он прекрасно понимает, что его задачи — военные. То есть определенная доля жестокости в его деятельности будет всегда. И тем не менее именно его устами нам скажут, что совесть и человечность — это не слабость, а сила.
А еще мы увидим таинственную компанию — бывших Черных Люциферов… ладно, они полны сюрпризов. В книге впервые прозвучит слово «фульгурит». Уточним, что вообще-то фульгурит — это просто спекшиеся от удара молнии минералы, но тут имеется в виду особенный фульгурит: тот, которым можно убить Вечного. Здесь же появится и тема Расколотых легионов. На Траорисе они ведут партизанскую войну, истребляя Несущих.
Главы от имени самого Вулкана в плену написаны от первого лица, и это главы, полные настоящего хоррора. Вулкан поначалу держится, однако нужно понимать, что Керз по отношению к Вулкану дал волю своему садизму. У Керза к Вулкану — собственные счеты: когда-то Вулкан во время совместной кампании резко осудил его методы. Эту историю нам тоже расскажут в романе, и она впечатляющая. По правде, она довольно отвратительная, но не надо забывать, что VIII — легион террора, они не идут победоносными сияющими шеренгами, они делают грязную работу, и вначале Императора все устраивало. С тех пор Керз мало-помалу сходил с ума и в итоге сошел окончательно… но обиду не забыл. Кайм подчеркнуто играет на контрасте (но странно, что два таких разных легиона поставили в совместную кампанию). По-видимому, псайкерские способности Керза дают ему возможность воздействовать на психику Вулкана, и ему являются то Жиллиман, то Феррус — этот особенно часто, потому что Вулкана разъедает чувство вины. Однако Керз этим не ограничивается. Вулкану суждено пережить ужасные пытки…
Да, это именно та книга, в которой мы узнаем главную тайну Вулкана. Он — Вечный. И в его случае это становится причиной самых сильных страданий. Керз впадает в отчаяние безумца, пытаясь снова и снова уничтожить брата. Он снова и снова воскресает.
И это именно та книга, в которой Слау Дха поручает Джону Грамматику убить Вулкана.
Острые вопросы вины и искупления, оправданности насилия — и меры этого насилия, оправданности жертв, вопросы того, чем допустимо заплатить за силу и чего стоит правота, — все это поднимается в книге.
Если начистоту, то книга оставила у меня двойственное впечатление. С одной стороны, она информативна, она насыщена и эмоциями, и сюжетными линиями, в ней много интересных ходов и поворотов, ее герои выразительны, и измученный Вулкан стоит безумного Керза, а Нарек, обдумывающий происходящее, и его соратники — Нумеона и его товарищей плюс Джон Грамматик нехило двигает сюжет. С другой стороны, Кайма, на мой вкус, подводит стиль написания, который кто-то назвал «маслянистым», — ему не хватает живости и динамичности, поэтому книга может показаться скучноватой.