Найти в Дзене

Цвет как личная система восприятия и выбора

Почему одни художники видят мир теплее, а другие холоднее, даже если перед ними один и тот же натюрморт? Этот вопрос не даёт мне покоя уже несколько дней. Почему каждый художник интуитивно тянется к своей цветовой гамме, к определённым контрастам, температурам и эмоциональным ритмам? На первый взгляд кажется, что всё просто: личные предпочтения, особенности восприятия цвета. Но такой поверхностный ответ не устраивает, и поэтому я решила провести небольшое исследование. Для начала определим одно понятие: Колорит (от фр. coloris, лат. color – «цвет, окраска») – система цветовых отношений в произведении, которая объединяет отдельные тона в гармоничное целое и создаёт определённое эмоциональное и световое состояние.
Иначе говоря, колорит – это не просто «палитра», а характер звучания цвета, его внутренняя логика и настроение. Сегодня мы будем разбирать, как формируется колорит у художников, через пять ключевых аспектов: Если это кажется сложным – не переживайте, мы разберём всё шаг за шаг
Оглавление
Почему одни художники видят мир теплее, а другие холоднее, даже если перед ними один и тот же натюрморт?

Этот вопрос не даёт мне покоя уже несколько дней. Почему каждый художник интуитивно тянется к своей цветовой гамме, к определённым контрастам, температурам и эмоциональным ритмам? На первый взгляд кажется, что всё просто: личные предпочтения, особенности восприятия цвета. Но такой поверхностный ответ не устраивает, и поэтому я решила провести небольшое исследование.

Для начала определим одно понятие:

Колорит (от фр. coloris, лат. color – «цвет, окраска») – система цветовых отношений в произведении, которая объединяет отдельные тона в гармоничное целое и создаёт определённое эмоциональное и световое состояние.

Иначе говоря, колорит – это не просто «палитра», а характер звучания цвета, его внутренняя логика и настроение.

Сегодня мы будем разбирать, как формируется колорит у художников, через пять ключевых аспектов:

  1. Индивидуальность восприятия цвета (перцептивный фактор)
  2. Эмоционально-психологическая предрасположенность (аффективный фактор)
  3. Память цвета и эмоциональный след опыта (психоэстетический фактор)
  4. Нейропсихологическая адаптация и стиль мышления
  5. Культурно-семантический и философский аспект

Если это кажется сложным – не переживайте, мы разберём всё шаг за шагом.

Без комментариев
Без комментариев

1. Индивидуальность восприятия цвета (перцептивный фактор)

Каждый человек видит цвета по-своему. Колбочки сетчатки могут быть более чувствительными к длинным волнам – тёплым оттенкам, или к коротким – холодным. Микроскопические различия в хрусталике и способе обработки сигналов мозгом тоже влияют на восприятие. Нейронные фильтры помогают мозгу подстраивать мир под собственный баланс.

Астигматизм, близорукость и дальнозоркость меняют фокус и контрастность. Конечно, здесь разберём те ситуации, когда человек не носит очков и не корректировал зрение, да и может даже ещё не заметил, что имеет какие-то недостатки. При лёгкой форме астигматизма свет преломляется неравномерно, и глаз воспринимает цвета иначе. Художник компенсирует это на холсте, усиливая или приглушая оттенки. Обычно заметить это можно в тех местах где изображены светящиеся элементы. (Сложно нарисовать свет “правильным”, если всегда видел его иначе)

Хрусталик и жёлтый фильтр также влияют на восприятие цвета. У некоторых людей хрусталик слегка желтоват с детства – тёплые цвета кажутся естественными, холодные – тусклыми. У других глаз «холоднее», поэтому холодные оттенки кажутся ярче. Эта биологическая вариация формирует личный «температурный тон» зрения.

Есть несколько тестов, которые помогают определить наличие такой особенности:

  • Тест на нейтральный серый позволяет выявить индивидуальный баланс: человеку показывают градиент серого и просят выбрать «абсолютно серый». Если глаз слегка желтоват, серый кажется с синим оттенком, и человек выбирает более «тёплый» серый. В экспериментах Witzel & Gegenfurtner (2018) около 15–20% участников выбирали «серый» с небольшим сдвигом в сторону тёплого или холодного.
  • Сравнительные тесты цвета оценивают яркость и насыщенность одинаковых оттенков в разных диапазонах. Люди с «жёлтым» хрусталиком чаще считают холодные цвета тусклыми, а тёплые – насыщенными.

Практика художников подтверждает эти закономерности. Художники с тёплым «тоном зрения» используют золотистые, оранжевые и красные цвета, даже в нейтральных композициях. Художники с «холодным» восприятием склонны к синим, фиолетовым, серо-зелёным тонам. Однако после 50 лет хрусталик постепенно желтеет, поглощая синие волны; это меняет субъективное восприятие цвета на 5–10% по интенсивности синего.

У некоторых женщин (от 2 до 12% на 1993 год) встречается редкий тип колбочек – тетрахроматизм, повышающая чувствительность к нюансам красного и жёлтого. Такие люди часто создают насыщенные, «живые» палитры.

Нейронная адаптация позволяет мозгу компенсировать небольшие сдвиги спектра. На холсте этот внутренний баланс проявляется как авторский цветовой тон.

Примеры:

  • У Моне к старости развилась катаракта, и колорит его картин стал краснее, голубые тона исчезли.
Одна из ранних работ Моне
Одна из ранних работ Моне
Одна из последних работ Моне
Одна из последних работ Моне
  • Художник с «солнечным зрением» видит серые тени теплыми, другой всегда уходит в синеву. Эти особенности постепенно становятся привычкой колористического мышления.

2. Эмоционально-психологическая предрасположенность (аффективный фактор)

Каждый художник проживает эмоции по-своему. Цветовая палитра отражает устойчивый эмоциональный фон, темперамент и способы регуляции чувств.

Уровень возбудимости нервной системы – это способность нервной ткани переходить из состояния покоя в возбуждение.

Люди с высокой сенсорной чувствительностью стремятся избегать перегрузки, поэтому приглушают цвет, выбирают прохладу и мягкость. Люди с низкой чувствительностью ищут стимул – активные, горячие тона. Цвет становится способом поддерживать внутренний баланс.

Нейроотличное восприятие.
У людей с аутизмом, шизофренией или синдромом Туретта восприятие сенсорных стимулов может быть необычайно острым. Цветы, формы и контрасты ощущаются сильно и детально.

  • Шизофрения: сенсорная гиперчувствительность делает цвета и контрасты напряжёнными, формы дробятся. Художники создают полотна с вибрирующей палитрой, где каждый цвет «звучит». Пример – Луи Вэйн: его поздние кошки превращаются в калейдоскопические узоры.
Картина художника-шизофреника Картины Йохфра Боссхарта
Картина художника-шизофреника Картины Йохфра Боссхарта
  • Аутизм: цветовая система выстраивается вокруг точности и повторяемости. Работы часто минималистичны, но гармоничны внутренне. Пример – Джессика Парк: её городские пейзажи сияют чистыми цветами и точным балансом света.
Картина Джессики Пак
Картина Джессики Пак

Общее между ними – отсутствие «социального фильтра». Колорит отражает внутренний поток ощущений напрямую.

Когнитивный стиль тоже влияет на палитру.

  • Аналитический: структурирует пространство, ищет закономерности, ясность формы и тонального баланса. Тёплые цвета подчинены логике контрастов.
  • Эмпатический: стремится к растворению границ, мягкости переходов, выбирает близкие по температуре тона.

Колористическая логика работает так:

  • Тёплые – энергия, движение, жизнь.
  • Холодные – пространство, дистанция, тишина.
  • Нейтральные – зоны дыхания между ними.

Но вам не обязательно соглашаться с ней, потому что мы знаем, что всё гораздо сложнее работает. Да, тёплый спектр на контрастах показывает динамическую организацию – тепло как источник действия. Холодная палитра без напряжения создаёт ощущение изоляции, а не анализа. Главное знать, как с этим работать.

3. Память цвета и эмоциональный след опыта (психоэстетический фактор)

Мозг хранит воспоминания о цвете, связанных с значимыми событиями: закаты, домашний свет, любимая одежда, люди. Эти следы становятся архетипами цвета, и художник может годами возвращаться к одной гамме, даже не осознавая почему.

Например:

  • Детство в тёплом свете, среди охристых стен – охра ощущается как «дом».
  • Важные события на закате – синий воспринимается как «тишина», «уход».

Мозг запоминает не просто цвет объекта, а эмоционально-пространственное состояние: свет, воздух, температуру, глубину. Цветовая палитра – проекция пространственной памяти детства.

География и культура тоже влияют: северные художники холоднее из-за голубоватого света, южные – «солнечные» из-за жёлтого спектра. Мир художник видит через тот свет, который его когда-то окружал.

4. Нейропсихологическая адаптация и стиль мышления

Палитра становится способом думать и воспринимать. Цвет – язык, на котором мозг формулирует эмоции и мысли.

Постоянный выбор оттенков укрепляет связи зрительной коры с лимбической системой. Использование привычной гаммы активирует дофаминовую систему – мозг узнаёт себя и «награждает» приятным ощущением. Цвет превращается в нейронный паттерн – мозг думает в своей палитре.

Изменить колористику сложно: привычка стала частью когнитивного стиля. Даже при желании «попробовать иначе» мозг возвращается к знакомому ощущению гармонии. Если человек ощущает, что застрял в зоне комфорта и не может из неё выйти, это не вина художника. Мозг устроен так, что устойчивые паттерны поддерживают чувство безопасности. Зону комфорта можно расширять постепенно, не подвергая мозг стрессу.

5. Культурно-семантический и философский аспект

Конечно, сейчас мы рассматриваем работы цифровых художников, однако будет ошибкой не упомянуть, что каждый цвет – знак в культурной системе. Художник вплетён в язык эпохи:

  • Модерн – холодные стальные и пурпурные оттенки
  • Импрессионизм – светло-тёплые
  • Экспрессионизм – горячие контрасты
  • Цифровая эстетика XXI века – бирюзово-фиолетовая спектральность

Раньше на живопись сильно влияли доступность материалов, движения и культура. Но даже так внутри культуры художник выбирает свой поддиапазон – так проявляется его позиция: эмоциональная, мировоззренческая, этическая.

Цифровой художник сталкивается с уникальной проблемой: монитор и телефон могут показывать один и тот же файл по-разному. У вас было такое, что вы нарисовали арт, выложили его на компьютер, но открыв на телефоне, он вам не понравился, потому что там другая цветопередача? Это не просто техническая особенность, но и опыт восприятия. Мозг «сравнивает» увиденное с внутренним спектром, и даже незначительное отклонение может вызывать диссонанс. Калибровка экранов и понимание ограничений устройств помогает художнику осознавать, что часть колорита – это личный выбор, часть – техника, а зритель воспринимает всё через собственный спектр

Заключение

Цвет в искусстве – это не только физика света, но и психология видения. Каждый художник видит мир сквозь собственный спектр, формируя уникальный колорит, который сочетает физиологию, эмоции, память, стиль мышления и культурные коды.

Это моё личное наблюдение и маленькое исследование, в котором я попыталась разобраться, как формируется авторская палитра. Если кто-то хочет дополнить или поделиться своими наблюдениями – буду рада узнать больше и обсудить вместе.

Главное, чем хотелось бы закончить – цвет или его отсутствие - это осознанный выбор каждого художника, его стремление к познанию себя и проецирование своих привычек и в эту сферу деятельности. Можете даже провести маленький эксперимент: попробуйте в течение недели фиксировать, к каким цветам вы чаще тянетесь в одежде, декоре или рисунках. Сравните с настроением и событиями: замечаете закономерности?

Источники:

  1. Witzel & Gegenfurtner (2018) – Color perception: Mind and brain
  2. Palmer & Schloss (2010) – An ecological valence theory of human color preference
  3. Jonauskaite et al. (2020) – Feeling blue or seeing red? (мета-анализ 128 лет исследований)
  4. Crozier (1999) – The meanings of colour: preferences among artists and non-artists
  5. Zeki, S. (2001) – Art and the Brain
  6. Jung, C. G. – работы о символике цвета и архетипах психики
  7. Malchiodi, C. (2012) – Handbook of Art Therapy
  8. «A critical review of the Lüscher Color Test» (Perceptual and Motor Skills, 1985)
  9. Wikipedia / APA Dictionary – статья о тесте Люшера
  10. Исследование «Exploring the relationships between personality and color …» (PMC)
  11. Обзор Personality and art (British Psychological Society, BPS)