22 октября 1702 года русская армия одержала первую крупную победу в Северной войне – взяла шведскую крепость Нотебург.
В 1322 году новгородский князь Юрий Данилович, внук святого благоверного великого князя Александра Невского, в южной части Ладожского озера, на острове Ореховом, заложил крепость под названием Орешек. В 1352 году деревянную крепость, сгоревшую после пожара, вновь отстроили, теперь она стала каменной.
Крепость Орешек
Крепость Орешек охраняла исток реки Невы и постоянно подвергалась нападениям шведов. В 1348 году шведы завоевали эту крепость, но уже через год новгородцы выбили их оттуда. В 1582 году шведы снова попытались захватить Орешек, но не смогли этого сделать и заключили мирный договор с Москвой. В течение почти трех веков крепость защищала торговлю городов Новгорода и Ладоги, сдерживала нападения шведов и датчан на Русь.
Лишь в 1612 году, спустя почти 300 лет после основания крепости, Швеция одолела ее. Девять месяцев длилась жестокая осада Орешка, в течение которых воины умирали от голода и ран. Мужественная крепость была взята, когда из 1300 ее защитников в живых осталось менее 100 человек.
В Москве тяжело переживали потерю важного северного рубежа. Шведы переименовали Орешек в Нотебург – «Ореховый город». Теперь путь русским кораблям к Балтийскому морю был закрыт, «окно в Европу» закрылось. Девяносто лет крепость Нотебург принадлежала шведам. Внешне и внутренне она за эти годы мало изменилась.
Петр I принял решение вернуть назад важную стратегическую цитадель. Начатая им Северная война вначале принесла поражения – неудачи в боях под Нарвой. Тогда Петр I задумал взять крепость Нотебург, закрывающую для России устье Невы, и начал секретную подготовку к штурму.
Сначала нужно было отрезать Нотебург от подкреплений. Это удалось сделать в 1701 году, когда основные силы шведской армии были задействованы в войне с Августом II, курфюрстом Саксонии.
Зимой, в начале 1702 года, Петр I задумал первый штурм Нотебурга, так как добраться до крепости по льду было безопаснее, чем приближаться к стенам Нотебурга на лодках. Но вскоре царь Петр Алексеевич отменил этот план, так как решил, что в случае неудачи русских войск шведы усилят гарнизон крепости и успешное наступление сорвется. Поэтому он сосредоточил внимание на дальнейшей подготовке к штурму крепости, которую окружали каменные стены высотой 8,5 метров и толщиной более 4 метров. Крепость со всех сторон надежно защищали река Нева и Ладожское озеро. На правом берегу Невы, на расстоянии около 1,5 мили от крепости, было еще отдельное укрепление, где стоял полк, в задачу которого входила связь с крепостью и обеспечение переправы через Неву.
Для успешного осуществления плана, во-первых, в Великом Новгороде в течение полугода вели следующую работу: сосредотачивали артиллерию, роль которой в штурме каменных стен огромна, создавали запасы шанцевого инструмента (лопаты, топоры, кирки-мотыги, двуручные пилы, лом и др.). Во-вторых, Петр I приказал армии вступить в бой со шведскими войсками, которые не были отправлены в Саксонию и могли быть переброшены на защиту Нотебурга. Несколько боев прошли успешно: с Ладожского озера удалось вытеснить шведскую эскадру, которая ушла в Выборг. И теперь путь к крепости Нотебург был открыт.
Коцебу А. «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года»
3 октября 1702 года Петр I отдал приказ русской армии, сосредоточенной в Ладоге, двинуться в Нотебург. В пути армия увеличивалась, так как в нее вливались другие подразделения.
7 октября 1702 года первый отряд из 400 солдат Преображенского полка остановился на берегу Ладожского озера напротив Нотебурга. Отряду удалось уничтожить две шведские лодки-разведчицы, провести полевые приготовления. Утром следующего дня подошли Преображенский и Семеновский полки. Началась подготовка к штурму крепости.
До этого 50 судов были волоком перемещены русскими воинами в Неву из Ладожского озера.
Первая атака русской армии была направлена на небольшое укрепление, которое охраняло подход к Нотебургу с левого берега Невы. Атака завершилась успешно. Здесь, в захваченном укреплении, царь Петр Алексеевич велел расположить осадную артиллерию. Шведы пытались отбить это укрепление, но безуспешно.
С 7 по 11 октября русская армия, став по обеим сторонам Невы, строила артиллерийские батареи. 12 октября в 4 часа утра Преображенский полк выступил к противоположному берегу реки. Начался артиллерийский обстрел крепости Нотебург, чтобы штурмующие смогли проникнуть в крепость. Но, к сожалению, в первый день не удалось сделать крупных брешей в мощных стенах крепости. Петр I приказал и в следующие дни вести артиллерийский обстрел крепости. Через несколько дней обстрела, 17 октября, внутри крепости начался мощный пожар, который в считанные часы уничтожил многие постройки. Бушевавший огонь был настолько страшен и силен, что через некоторое время к царю Петру Алексеевичу из Нотебурга прибыли переговорщики. Они подали царю послание от жены коменданта Нотебургской крепости. Она просила Петра I, чтобы он разрешил ей и женам шведских офицеров без риска для жизни покинуть крепость. Петр I ответил, что он согласен, но выдвигает следующее условие: женщины, покидая крепость, должны взять и своих супругов. На это осажденные не согласились.
Артиллерийский обстрел продолжался десять дней. В русской армии подходил к концу запас снарядов для пушек, многие из осадных орудий нуждались в серьезном ремонте. 21 октября Петр I приказал прекратить обстрел крепости и начать пехотную атаку на Нотебург.
Штурм крепости был назначен на 22 октября. В отряд штурмующих набрали только добровольцев, большая часть которых была из Семеновского полка. Цель добровольческого отряда заключалась в захвате единственной удобной для штурма крепости большой бреши в стене и удержании ее до подхода остальных защитников. Добровольцам раздали лестницы, приготовили лодки. Накануне через Неву на остров Ореховый соорудили легкий мост. В ночь на 22 октября прозвучали три залпа из мортир – сигнал к штурму. Сорок солдат-добровольцев под командованием сержанта Мордвинова побежали к крепости. Над их головами градом летели пули. Они добежали до рва, затем устремились к бреши в стене. Русские воины под непрекращающимся огнем пытались взобраться на стены крепости, которая была окружена. Они сделали всё, что было в их силах, но попытка не увенчалась успехом.
Старинная гравюра боя за крепость Нотебург
На помощь добровольцам поспешил отряд подполковника Семеновского полка князя Голицына, состоящий из двадцати двух человек, затем в атаку пошел Преображенский полк под командованием майора Карпова, раненного картечью в руку и ребро.
Следующей атакой русских воинов руководил князь Михаил Голицын, подполковник Семеновского полка. И вновь неудача. Было предпринято еще несколько прорывов. Русские солдаты, добравшись до стен крепости, были вынуждены оставаться под стенами, так как на них сверху летели раскаленные ядра и картечь. Продвинуться вперед воины не могли, так как выяснилось, что сооруженные для осады лестницы оказались бесполезны: они были на три метра короче высоты бреши и не могли достать до ее края в стене крепости. А отступать русские воины не хотели. Шведы сверху вниз стреляли картечью, ядрами, сбрасывали на противника камни и бревна.
Наступил полдень этого тяжелого дня. Казалось, что неудача так и будет преследовать армию Петра I. Несколько солдат и офицеров даже побежали в отступление, к Неве. Увидев это, князь Михаил Голицын дал приказ отвязать все лодки у берега: отступать нельзя.
Вскоре к Голицыну прибыл ординарец Петра I. Он привез приказ царя об отступлении, так как государь, видя гибель русских воинов у стен крепости, решил прекратить наступление. Однако князь Михаил Голицын в этой ситуации царю не подчинился. Он сказал ординарцу: «Государю скажи, что армия наша теперь не в его, а в Божией воле!» И отдал приказ продолжать штурм крепости.
«Государю скажи, что армия наша теперь не в его, а в Божией воле!»
В этот день, 22 октября, с Божией помощью, перелом в осаде, которая длилась 13 часов, все-таки произошел. На помощь штурмующим стены крепости сумел добраться отряд, который собрал и переправил на остров поручик Преображенского полка Александр Меншиков. Шведы не ожидали подкрепления, появившегося у противника.
Под вечер, в половине пятого часа, 22 октября комендант крепости Густав Вильгельм фон Шлиппенбах приказал бить в барабаны – сигнал для прекращения боя и сдачи на милость противника. Шведский комендант понял, что русской армией Нотебург рано или поздно будет взят.
Штурм крепости прекратился. Для переговоров со шведами был отправлен секретарь Шафиров. В тот же день, 22 октября 1702 года, была подписана капитуляция крепости Нотебург. Шведам было дано три дня для сборов и вывоза имущества. Петр I милостиво отнесся к побежденным, разрешил шведскому гарнизону выйти из крепости и присоединиться к своим войскам в Нарве. Никто из мирного населения взятой крепости не был убит или взят в плен. 25 октября шведы покинули крепость Нотебург, а русские войска вошли в нее.
Русская армия понесла большие потери: более 600 человек были убиты или умерли от ран, более 1000 человек были ранены. Потери шведов были намного меньше: 211 человек убиты и 156 ранены. Петр I писал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен». Отвоеванной крепости Нотебург, бывшему Орешку, Петр I дал новое название: Шлиссельбург – «ключ-крепость», открывший путь к устью Невы и северным морям.
Братская могила русских солдат, погибших в 1702 году во время штурма крепости Нотебург
В Великую Отечественную войну Шлиссельбург вновь доблестно отразил многочисленные атаки врага: более 500 дней в период блокады Ленинграда защитники крепости, которых было около пяти сотен, отражали вражеские атаки, не дали немецко-фашистским захватчикам уничтожить «Дорогу жизни». И вновь крепость выстояла.
Поделиться: