- В центре любого хобби находятся мастера, которые зарабатывают репутацию благодаря исключительному качеству своей работы.
- Некоторые из них — гении.
- В трубочном деле уже более 40 лет на вершине находится одно имя: Джесс Хонович. Для тех, кто следил за его работой, имя Джесс стало синонимом превосходного качества. Даже те, кто ничего не знает о трубах, с первого взгляда понимают, насколько качественно выполнены трубы Хоновича.
В центре любого хобби находятся мастера, которые зарабатывают репутацию благодаря исключительному качеству своей работы.
Те, кто коллекционирует ножи, огнестрельное оружие, удочки или практически всё, что можно сделать своими руками, знают, кто создаёт лучшие изделия в рамках их хобби. Некоторые мастера демонстрируют превосходные навыки, на которые большинство из нас не может даже надеяться. Как и музыканты или актёры, некоторые из них просто невероятно талантливы.
Некоторые из них — гении.
В трубочном деле уже более 40 лет на вершине находится одно имя: Джесс Хонович. Для тех, кто следил за его работой, имя Джесс стало синонимом превосходного качества. Даже те, кто ничего не знает о трубах, с первого взгляда понимают, насколько качественно выполнены трубы Хоновича.
Джесс чуть не стал ветеринаром, а не трубочным мастером.
Он учился в ветеринарной школе и успел пройти примерно три четверти курсов, прежде чем в здании школы возникли проблемы с конструкцией и её пришлось закрыть. Сама школа открылась не сразу. «Мы не знали, что делать», — говорит Джесс, вспоминая те студенческие годы. Ему приходилось зарабатывать на жизнь, пока он ждал, когда ветеринарная школа переедет. Его отец, трубочный мастер Эмиль Хонович, в то время учился трубочному делу у Пола Расмуссена.
Эмиль помог Джессу устроиться на работу к Расмуссену, который управлял мастерской по ремонту трубок «Suhr Pipe» после того, как Сикстен Иварссон покинул этот пост и стал первым независимым трубочным мастером в Дании. Расмуссен специализировался на традиционных формах, как и Эмиль, и Джесс, работая у него, научился изготовлению трубок классических форм.
Эмиль и Джесс проработали вместе всего пару месяцев, после чего Эмиль ушёл, чтобы начать карьеру независимого мастера. Джессу понравилось это ремесло, и он так и не вернулся к ветеринарному образованию, решив, что его будущее в изготовлении курительных трубок.
У Расмуссена были проблемы со здоровьем, которые привели к его смерти всего через два года после того, как Джесс начала с ним работать. Джесс проработала ещё полгода, помогая вдове Пола, ныне знаменитой мастерице по изготовлению трубок Анне Джули, пока та не взяла управление магазином в свои руки.
Он нашёл работу в мастерской В. О. Ларсена, где трудился под началом мастера по изготовлению трубок Ханса «Формера» Нильсена, который в то время был начальником цеха. «Это позволяло оплачивать счета», — говорит Джесс. В мастерской Ларсена он стал работать быстро и точно, но ему не нравилось создавать конструкции по чужим эскизам:
«В Ларсене мы говорили: „Сегодня сделай восемь мундштуков“ или „Отшлифуй эти четыре одинаковые трубки“. Это было совсем не весело».
Утром он работал у В. О. Ларсена, а после обеда — у Сикстена Иварссона. «Я спросил Сикстена, могу ли я там работать, и он ответил: „Да, но ты не получишь денег, пока не изготовишь трубку, которую я смогу продать со своим именем на ней“. Я сказал: „Хорошо, давай начнём“».
Он мог зарабатывать на жизнь, подрабатывая у Ларсена, в то время как у Сикстена он ничего не получал — кроме навыков, которые навсегда изменили подход к изготовлению курительных трубок.
«Когда я работала на Пола, — говорит Джесс, — у него были определённые формы. Пол говорил: "Пожалуйста, сделай номер 42", и я знал, что это значит, и мог сделать эту модель. Но у Сикстена вообще не было номеров моделей. Он говорил: "Сделай трубу такой, какой ты её хочешь видеть". Такова была философия Сикстена». «И когда я решу, что это хорошая идея, — говорил он, — и хорошая трубка, я дам тебе знать».
Прошло несколько месяцев, прежде чем Джесс изготовил трубку, которая понравилась Сикстену. «Я работал в Larsen и экспериментировал у Сикстена, так что это заняло какое-то время. Сикстен сказал: "Если у тебя возникнут трудности или проблемы, ты всегда можешь спросить". И он показывал, как это делается. Сикстен был открыт для новых форм и идей. Это не должна быть модель, которую нужно делать десять раз. Сикстена это не интересовало».
«Сикстен позволял тебе делать всё, что ты хотел. Потом, когда ты заканчивал, он говорил: "Это уродливо. Почему? Скажи мне, зачем ты так поступил с трубой?" Таков был его подход. Он давал тебе свободу. Он всегда говорил: "Нет смысла копировать других, в этом нет ничего нового; тогда ничего и не произойдёт." Но что-то произойдёт, если ты осмелишься создать что-то новое или необычное». Так он делал трубку».
В Дании военная служба была обязательной, и следующие 18 месяцев Джесс служил в армии, а затем вернулся в мастерскую Сикстена. Он не вернулся к Ларсен. «Я ушёл оттуда».
Всё это происходило в период с 1965 по 1970 год: ветеринарная школа, Пол Расмуссен, В. О. Ларсен, служба в армии, Сикстен Иварссон. В мастерской Сикстена только Сикстен, Ларс и Джесс делали трубки с клеймом «Продукция Иварссона». На многих, но не на всех, клеймах был указан год и номер трубки. На них также (в большинстве случаев) была буква «L», если их сделал Ларс, солнце, если их сделал Сикстен, или буква «J», если их сделал Джесс. В то время в США трубки Ivarsson продавались только в магазине Iwan Ries в Чикаго. Некоторые из них можно увидеть в винтажных каталогах этого магазина.
«Мы с Ларсом вырезали для Сикстена, когда он продавал трубки Ивану Райсу. Однажды в мастерскую пришёл парень из Японии. Он сказал Сикстену: "Я хочу купить у тебя несколько трубок", а Сикстен ответил: "Нет. У меня ничего нет". Парень сказал, что не вернётся в Японию без трубок Сикстена». Ларс только что закончил полдюжины трубок, и я тоже закончил полдюжины, и тут этот покупатель сказал: «Здесь 12 трубок. Я хочу их купить.» А Сикстен сказал: «Мы не можем этого сделать; они должны попасть к Ивану Райсу в Чикаго». Он спросил цену и, когда ему назвали сумму, удвоил её.
«Сикстен посмотрел на нас с Ларсом и сказал: «Вы готовы работать? Мы продадим это и сделаем ещё 12 штук». Мы сказали: «Хорошо, мы сделаем это». Это было интересно, это был хороший день».
В 1970 году Джесс познакомился с Бонни, и его жизнь изменилась. «Мы купили дом, и я сразу же построил мастерскую и начал делать трубки». У Бонни была своя карьера — она занималась дизайном интерьеров. Ей всегда было интересно посмотреть, над чем он работает, особенно над тем, что было сделано недавно, но её участие в его работе заключалось в том, что она конструктивно комментировала его действия и восхищалась его трубками. Гораздо позже они вместе 18 раз приезжали в США, в основном на выставки трубочных мастеров.
«В то время я всё ещё работал у Сикстена», — говорит Джесс. Хотя компания Iwan Ries не могла конкурировать с японским рынком, который стабильно платил двойную цену за трубки Ivarsson, она продавала трубы Chonowitsch. Все трубки, которые выпускала мастерская Ivarsson, продавались по более высокой цене в других странах. «Для меня это было началом», — говорит Джесс. «Какое-то время Iwan Ries был единственным местом, где можно было купить мои трубки».
Некоторое время он занимался разработкой дизайнов для Стэнвелла, которым требовались новые формы. Сикстен сам разработал десятки форм для Стэнвелла. Большинство известных датских мастеров по изготовлению трубок внесли значительный вклад в создание великолепной таблицы форм Стэнвелла.
Заинтересованным покупателям из других стран не потребовалось много времени, чтобы найти Джесса. «Они приезжали из Японии, Германии и Швейцарии. Я продавал только на международном уровне. Здесь, в Дании, было продано всего несколько штук». Швейцария стала его крупнейшим рынком сбыта, и он совершил туда более 40 поездок.
«Я не знаю, сколько трубок я изготовил, — говорит Джесс. — Я никогда не считал, сколько трубок я делаю. Не то чтобы я не хотел говорить, но я правда не знаю. Всё продавалось довольно легко». Он сделал трубку, она продалась, сделал ещё одну, и она тоже продалась.
Германия была крупным рынком сбыта для Джесса, хотя он и не производил трубки с 9-миллиметровыми фильтрами, которые были самыми распространёнными и популярными в этой стране. Джесс предпочитает трубки без фильтров.
«Я никогда не производил трубки с фильтрами. Я разработал несколько моделей с фильтрами, которые производились на заводе, но я не помню, где именно».
В 1970-х годах рынками сбыта для Джесса были Япония, Германия, США и Швейцария. Однако он никогда не участвовал в производстве модных в то время датских трубок Freehands. «Вы видели много некачественных трубок; даже в Америке их перестали покупать. Их можно было найти даже в супермаркетах, потому что их экспортировали в больших количествах; они были повсюду. Американский рынок перестал их покупать, потому что люди не видели разницы между качественной и плохой датской трубкой». После того как Freehand стал популярным, датские трубки вышли из моды. Если они были датскими, то никому не были нужны.
Американский рынок не интересовал Джесса, пока он не встретил Рика Ньюкомба. "Это было в 1995 году", - говорит Джесс. Зазвонил телефон, и это был Рик. "Он сказал, что был в Германии, в магазине Peter Heinrich's в Кельне, крупнейшем магазине трубок в мире, и купил там много трубок. И Питер Генрих, я его хорошо знал, хороший друг, он сказал, почему бы тебе не поехать в Данию и не встретиться с Джесс? Потом Рик приехал сюда, позвонил мне из Копенгагена и сказал: «Мне нужны трубки». Я спросил: «О чём ты говоришь? » Он ответил: «Я хочу приехать к тебе и посмотреть на твои трубки». Но так как его обратный рейс в Америку был запланирован в 16:00, поэтому я сказал, что будет лучше, если я приеду к нему в гостиницу. Я подготовил три или четыре трубки и поехал к нему. В итоге Рик купил их все.
«Рик вернулся в Америку, позвонил мне и сказал: „Я не понимаю, почему твои трубки такие вкусные по сравнению с другими“. Я ответил: „Хорошо, значит, ты доволен.“ Он сказал, что хочет ещё шесть или что-то в этом роде». Они быстро подружились и с удовольствием обсуждали его работы. За год их знакомства Рик купил у Джесса 13 трубок. Он до сих пор владеет ими всеми и курит их. Он выкурил их уже много сотен раз, и хотя теперь он мог бы легко продать их в четыре раза дороже, чем купил, он никогда с ними не расстанется и намерен выкурить их ещё много сотен раз.
Рик Ньюкомб заслуживает огромной благодарности за популяризацию датских курительных трубок ручной работы в США. Он неустанно работал над тем, чтобы представить эти трубки на выставках и в розничных магазинах. Он писал о них в журнале Pipe Friendly и в своих книгах. Он хотел, чтобы Джесс приехал в США, познакомился с коллекционерами и увидел, как устроен мир курительных трубок в Северной Америке. В Лос-Анджелесе должна была состояться выставка курительных трубок, и Рик считал, что Джесс должен на ней присутствовать.
Джесс не был настроен на это, зная, что в США нет спроса на датские курительные трубки. «Я сказал: „Никогда в жизни. Что я там буду делать? У меня нет абсолютно никаких причин туда ехать. Нет“».
Рик знал, что в интересах Джесса было познакомиться с американскими коллекционерами. Он сказал Джессу, что лично гарантирует продажу всех привезённых им трубок, а если они не будут продаваться, то Рик купит их сам.
«Я поехал, — говорит Джесс. — И я прктически всё продал.» Рик также заинтересовал Дэйтона Мэтлика, основателя журнала «Трубки и табак», трубками Джесса. Дэйтон написал несколько статей о датских мастерах по изготовлению курительных трубок, и его собственная коллекция пополнилась датскими шедеврами. Одним из самых ценных экспонатов в его коллекции является трубка Jess «Fish» с высококачественной «птичьей» печатью Chonowitsch.
Одна из самых известных форм Джесса, «Fish», была создана обычным для Джесса способом:
«Методом проб и ошибок. У тебя есть идея, и ты пробуешь, пробуешь и пробуешь. Затем, в какой-то момент, когда ты сделаешь штук 25 или около того, наконец появляется идеальная форма. Но когда это происходит, на какое-то время всё заканчивается. Ладно, теперь я закончил, мне нужно найти новую форму и начать с нуля».
Не то чтобы с первыми 24 было что-то не так, но когда форма наконец получается такой, какой ты её задумал, это уже не так интересно.
«Это лучший способ учиться: пробовать, пробовать, пробовать и ещё раз пробовать. И всё равно продавать первые 24 штуки, но при этом думать: «Я могу сделать лучше, я могу сделать ещё одну с более удачными линиями, пропорциями или формой. Продолжай в том же духе, пока улучшать будет нечего».»
Джесс понял, что Рик был прав насчёт американского рынка. «Рик очень помог мне в начале. Его дружба очень важна для меня. Я познакомил его с Ларсом, Сикстеном, Бо Нордхом, Ульфом и Пером, братьями Банг. Он уже интересовался этими производителями, он слышал о них у Питера Хейнриха».
«Это было самое начало. Это был Рик. Я не знаю, почему ему так нравились мои трубки. Думаю, его интересовал комфорт мундштуков и хорошая тяга дымканалов, вот что его привлекало. Мои мундштуки были немного более открытыми, с лучшей тягой. Загубники такие же, как у Сикстена, только немного выше, чтобы людям было за что ухватиться и чтобы они дольше держались». И всегда вулканит, самый лучший.
Ни одна из созданных им форм не имеет для него большего значения, чем другие. «Мне всегда нравилось создавать как классические формы, так и совершенно произвольные. Мне очень нравится это сочетание, когда можно создавать и то, и другое. Швейцария и Германия очень интересовались настоящими классическими формами, может быть, немного больше среднего, но в то время все клиенты хотели только классические формы. Однако можно было бы постепенно внедрять фрихэнды и найти для них подходящих клиентов».
«Мои трубки никогда не соответствовали классическим формам в точности; я всегда вносил в них изменения. Я не копирую. Это неинтересно. У всех них есть свой стиль».
Джесс не считает, что его стиль сильно изменился за эти годы. «По крайней мере, я этого не вижу. Может быть, другие заметят. Я думаю, что идея осталась прежней, но сделать нужно ещё очень многое». Всегда есть новые идеи, которые нужно попробовать; нужно посмотреть, что произойдёт, если вы внесёте изменения. С одними идеями у вас всё получится, с другими — нет. Так что не стоит всё время делать одно и то же. Каждый день — это новый день.
Одним из самых успешных и впечатляющих учеников Джесса является Джефф Грачик из J. Alan pipes, который с самого начала своей карьеры проникся уважением к стилю Джесса. И трубочный мастер Джоди Дэвис, и Кит Мур, закупщик трубок для UpTown's Smoke Shop в Нэшвилле в конце 90-х, рекомендовали ему изучить дизайн Хоновича.
"Кит сказал, что мне следует внимательно изучить классические формы Джесса," — говорит Джефф. "Джоди уже говорил мне то же самое. Затем у меня появилась возможность познакомиться с Джессом через Рика Ньюкомба, и я несколько раз разговаривал с ним по телефону. Он был невероятно щедр на советы не только по изготовлению, но и по маркетингу, обеспечению качества и даже по решению проблем, с которыми я сталкивался".
Джефф несколько раз приезжал к Джессу в Данию и провёл три дня, работая с ним над трубой для Рика Ньюкомба. «Я безмерно благодарен Джессу. Он не только дал мне советы по дизайну, но и вдохновил меня своей щедростью и гостеприимством. Я старался подражать ему в общении с молодыми резчиками, которые приходят в мою мастерскую.
«Джесс — мастер недосказанности. У него потрясающие, революционные идеи, как, например, Blowfish или Sailor. Всё, что он делает, основано на классическом дизайне трубок. Я думаю, что многие мастера, работающие в стиле фрихэнд, не делают этого так мастерски, как он. Они не опираются на классический дизайн трубок во всех своих работах. Этот традиционный краеугольный камень присутствует в большинстве работ Джесса».
Его основополагающий принцип проектирования полностью направлен на улучшение качества курения. Он делает трубки, которые предназначены для курения, и, хотя я думаю, что мы можем согласиться с тем, что они великолепны и их было бы приятно видеть на каминной полке или в музее, каждая из них предназначена для эффективного и высококачественного курения. Я думаю, что многие другие производители трубок не всегда так чётко представляют себе конечную цель, как Джесс. Их может отвлекать стиль, но Джесс ставит функциональность превыше всего.
Стремление Джесса к красоте и эффективности курения, возможно, было вызвано творческой свободой, которую он получил в начале своей карьеры.
"Всю мою жизнь, за исключением того времени, когда я был в Larsen, у меня были развязаны руки, чтобы делать то, что я хотел". Это не значит, что на него это не повлияло. Пол Рассмуссен и Сикстен Иварссон, которые помогли ему развить свои навыки, были не единственными важными мастерами, повлиявшими на его карьеру. «Одним из мастеров по изготовлению трубок, который всегда меня вдохновлял, был, конечно же, Ларс, потому что мы много работали вместе. А когда я открыл свою мастерскую, Ларс жил всего в 20 км от меня, так что мы много времени проводили вместе, охотились, рыбачили и обсуждали формы. Поначалу Ларс был очень сосредоточен на Японии и не хотел слышать ни о Швейцарии, ни об Америке. Он чувствовал, что может делать именно то, что хочет, для этого рынка». Я ездил в Японию в 1975 году, и это было весело. Я до сих пор продаю трубы в Японию, но я был там всего три недели, и этого было достаточно. Ларс постоянно ездил в Японию.
В 1999 году компания Uptown's Smoke Shop в Нэшвилле начала импортировать трубки Джесса Хоновича в полуэксклюзивном порядке. Кит Мур был ярым сторонником датских трубок ручной работы. Uptown's также (полу)эксклюзивно продавал трубки S. Bang, Ларса Иварссона и Бо Норда. Популярность датской (и шведской) трубочной школы в США росла.
В 2006 году, возможно, на пике своей карьеры, Джесс перестал делать трубки. Бонни тяжело заболела, и Джесс хотел проводить всё своё время, ухаживая за ней. Так он и делал до самой её смерти шесть лет спустя. Последующие два года он провёл в уединении, переживая утрату. За эти восемь лет он сделал всего несколько трубок.
Редкость трубок Джесса обусловлена тем, что они практически все мгновенно продаются и счастливые владельцы этих шедевров неохотно их выставляют на повторную продажу.
Джесс Хонович является значимой частью истории изготовления трубок, он стоял у истоков современной эпохи резьбы по дереву вместе с Полем Расмуссеном и Сикстеном Иварссоном, Ларсом Иварссоном и Бо Нордом, Формером и С. Бангом. И он сам вдохновил новые поколения мастеров по изготовлению трубок, которые считают Джесса Хоновича образцом для подражания, архетипом и эталоном, по которому можно судить о других.
КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ!
Спасибо за до конца дочитанную статью!
Ставьте лайки и Вам вернется в карму!
Тем кто интересуется свежими новостями магазина мистера Митгаарда - ВЕЛКОМ в телеграм-канал!
Вступайте в группу мистера Митгаарда ВКонтакте!
И обязательно приходите в гости!