Видеофрагмент выступления смотрите на официальном ТГ-канале Константина Затулина
К.Затулин: Ну, во-первых, я был бы очень рад, если бы у европейских лидеров было такое же понимание неделимой безопасности, как необходимости Европы, которое есть у Джеффри Сакса. Но вся история последних лет показывает, что у них не только нет этого понимания, более того, у них нет стремления к этой неделимой безопасности. Они, конечно, озабочены безопасностью для себя, но в том, что касается России, они предпочитают совершенно другие инструменты и совершенно другие модели. На самом деле в начале специальной военной операции некоторые из них заявляли, что было бы желательно, чтобы эта Россия превратилась в множество государств.
Они соревнуются друг с другом. Ведь, в то самое время, когда наш уважаемый гость из Америки говорит о том, что надо им протянуть руку дружбы, вот буквально сегодня министр иностранных дел Сикорский…
Д.Саймс: Это государство, которое пока называется Польша, да?
К.Затулин: Он заявил о том, что если Путин полетит, то в этом случае ничего не мешает арестовать его, его самолеты и отправить их по ордеру в Гаагу, в Международный уголовный суд.
Д.Саймс: Вы знаете, вы тоже гораздо лучше человек, чем я. Вот вы думаете, что они действовали в рамках международного права, как они его понимают. А я его так понял, что они и сбить попытаться могут.
К.Затулин: Ну, я думаю, что у них, конечно, не получится.
На самом деле, раз выбрали Будапешт, этот выбор остается в силе. Никто через Польшу лететь не собирается, но сами по себе эти заявления очень показательны. Напомню, что господин Сикорский – долгоиграющая пластинка в украинском кризисе. Именно он был одним из подписантов фальшивых гарантий отказа от насильственных действий на Майдане в 2014 году. И ничто его не гложет, совесть его не беспокоит, как и других участников этого подписания, министров иностранных дел Франции и Германии.
Что касается идеи обратиться к Европе, я вообще-то говоря подозреваю, что мы делаем разного рода попытки убедить ее на уровне послов или на уровне дипломатических представителей. Да самое главное, на публичном уровне Президент Российской Федерации многократно говорил о полном идиотизме предположений, что Россия собирается напасть на НАТО или на отдельные страны НАТО, включая даже те, которые ведут себя вызывающе, как, например, Латвия, Литва, Эстония и та же Польша. Но вот в этой ситуации повернуться к Европе с тем, чтобы ее привлечь в эту регулировку, означает ни много ни мало, что прекратить всякие попытки договориться о посредничестве с Трампом, который, вообще-то говоря, продолжает все еще оставаться в этом нашем избранном формате в роли посредника. Мы уже говорили о том, что это условная роль. Что Америка, она все-таки продолжает снабжать Украину и разведданными, и вооружениями, и так далее, правда, на других условиях. Но все-таки мы должны контакт с Трампом всячески использовать.
У меня впечатление, что на самом деле дилетантизм, – о котором мы говорили вот тут, который приводит к тому, что Трамп сегодня одно заявляет, завтра другое, – он напрямую связан с тем, что его окружают на самом деле в аппарате Белого дома, в Госдепартаменте люди, которые совершенно других взглядов. У него это уже случалось. Ведь это Болтон, тот, которого сегодня по его ордеру привлекают к ответственности, был его помощником по национальной безопасности. Ему поручались контакты с Россией. Потом он написал целую книгу о том, почему Трамп является исчадием зла и ему нельзя доверять вопросы внешней политики. И этот человек был членом его команды в предыдущий раз. Вот сейчас есть Марко Рубио, в чьих добрых чувствах к России я не убежден совершенно. И который на этом этапе избран в качестве того, кто должен договариваться о встрече в Будапеште. Вот он и договаривается. Договаривается так, что говорит: «Нет, надо отложить». И, собственно говоря, это становится поводом для Трампа отложить.
Очень тяжело не быть дилетантом, если весь твой аппарат работает совершенно в другом направлении. На самом деле надо же готовить все эти встречи. А такое впечатление, что вместо этого пытаются использовать другие методы.
Вот что было совсем недавно в связи с этой ситуацией? История с «Томагавками». Это был явный шантаж России до тех пор, пока Россия, во-первых, не заявила, что у нас тоже кое-что есть. Это сказал Путин. Во-вторых, объяснила, что «Томагавки», поскольку они могут нести ядерное оружие, становятся угрозой вообще ядерному равновесию. Ну вот на этом этапе Президент Трамп, насколько я понял, отложил все эти игры с «Томагавками».
Д.Саймс: И это те аргументы, которые произвели впечатление?
К.Затулин: Да, и они полагают, наверное, что поскольку они, перестали говорить о «Томагавках» и перестали сулить эти «Томагавки» Зеленскому, они таким образом сделали уступку, и теперь уступки должны быть со стороны России. В чем? В том, чтобы отказаться от своих завоеваний, или в том, чтобы снять свои претензии к украинскому режиму, когда дело касается русского языка, православной церкви, прав человека, демократии на Украине, в конце концов?
Они же ведь нас всех упрекают в том, что мы плохие демократы, не понимаем, что такое права человека. На протяжении десятилетий они ведут эту линию. Мы сейчас выступаем с этих позиций. Мы говорим: «В диктаторском государстве, которым является Украина, где власти нелегитимны, где запрещается язык значительной части населения, – просто запрещается и является поводом для репрессий, – как можно мимо этих всех обстоятельств пройти?». И просто сказать: «Вы знаете, вот прекратим стрелять и все».
А что будет дальше? Будем продолжать поставлять вооружение, будем продолжать поддерживать этот режим? Будем продолжать игнорировать права русских и русскоязычных? И при этом будем считать, что мы выполнили свою задачу? Но это действительно не договор.
И это не разговор.
Видеофрагмент выступления смотрите на официальном ТГ-канале Константина Затулина
К.Затулин: Ну, прежде всего, хочу сказать, что вне всяких сомнений, когда дело заходит о таких конфликтах, которые длятся десятилетия, имеют на самом деле под собой культурно-исторические и всякие другие причины, то, конечно, обходиться без того, чтобы знать, что с чего началось и кто занимает какую позицию, очень легкомысленно. Здесь есть еще один совет, который стоило бы дать любым миротворцам, и прежде всего, в данном случае, Трампу. Есть такая русская поговорка: «Взявшись за гуж, не говори, что не дюж». Если ты заявил на весь мир о том, что ты миротворец, и ты добился мира на Ближнем Востоке, так продолжай свои усилия. При этом следи за тем, чтобы твои действия были справедливыми, и чтобы ни у одной из сторон не возникало впечатление, что ты играешь на одной стороне. В самих условиях соглашения по Газе уже это присутствует, потому что на самом деле ничего кроме славословий в адрес Натаньяху в Кнессете Трамп не говорил. Говорил о его грандиозной роли. Хотя мы все, весь мир представляет, что Натаньяху стоял за войну до последнего палестинца. И более того, обсуждая это, мы пришли к пониманию, что это как раз Натаньяху пришлось заставлять, чтобы он пошел на эти соглашения. Но публично было сказано иное. И это, конечно, действует в том числе на поведение палестинцев, которые не согласны с таким несправедливым исходом и с такой несправедливой трактовкой.
То же самое касается Украины. Если ты собираешься в самом деле добиться мира, то в таком случае наведи порядок в собственном доме, начиная от собственной администрации и кончая своими европейскими союзниками, которые фактически бросают тебе вызов. Причем это те самые люди, которые не хотели твоего прихода в принципе, когда были выборы. А ты ничего не можешь сделать, хоть ты их периодически троллишь, говоря: «Вот, тут собрались, но я-то не всех люблю. Но не скажу кого».
Но вот это «я не скажу кого», в истории, как правило, заканчивается плохо. Говорят, что когда свергали якобинцев, то в тот момент всё колебалось и если бы Робеспьер вовремя сказал, против кого он на самом деле, – это есть во всех исторических трудах, – если бы он призвал, то тогда мог бы и на этом этапе победить. Но он этого не сделал, он это отложил и в результате проиграл.
Д.Саймс: И ему, в полном смысле слова, буквально отрубили голову.
К.Затулин: Да, ему отрубили голову, как и другим якобинцам. Но в данном случае понятно, что продолжать в одно и то же время говорить о том, что надо прийти к миру на Украине, что там убивают и так далее, и при этом ни словом не укоротить тех ястребов в Евросоюзе, которые сегодня просто бросают вызов и своим поведением, и своими декларациями, и своими попытками сорвать любые договоренности. Это же публично известно.
Надо наверное, навести порядок на собственном дворе. Надо убрать оттуда Болтонов, которые сегодня называются по-другому, имеют другие фамилии, но занимают ключевые места. В конце концов, я уже упомянул Рубио. Он ведь на сегодняшний день занимает ключевые посты: не только Госсекретарь, но еще и Помощник по национальной безопасности. Можно вообще вспомнить на пальцах одной руки случаи, когда в Соединенных Штатах один человек в одних руках сосредоточил эти должности.
Видеофрагмент выступления смотрите на официальном ТГ-канале Константина Затулина
К.Затулин: Если мы присваиваем Трампу звание актёра как комплимент ему, то в этом случае мы должны в то же самое время сказать такой же комплимент Владимиру Путину. Потому что, как мы все помним, на прошлой неделе в четверг все были уверены, что Зеленский едет в Америку и привезёт домой «Томагавки». А кончилось тем, что двухчасовой разговор, восьмой по счёту между Трампом и Путиным, завершился тем, что на самом деле обнулило визит Зеленского и всю тему, связанную с представлением «Томагавков».
Вот вам впечатление, которое это все произвело на Трампа и на его политику. Я вчера написал статью, которая завтра выйдет в «Литературный газете», называется «В ожидании Будапешта». И она посвящена, в том числе, анализу американской позиции: чего можно, чего нельзя ожидать. Но я все-таки считаю очень важным подзаголовок этой статьи «О возможности перехода от войны к миру в борьбе за Украину».
Это касается нас. И мы должны понимать, что исход всех вот этих переговорных моментов, обстоятельств для нас не может быть безразличным. И мне кажется, что желание нашего Президента по полной программе до самого последнего момента не прерывать ниточку этих переговоров, имеет под собой очень глубокий смысл. Потому что для нас это не может быть безразлично, с учетом того, какое-то впечатление и какое-то значение имеет для нас и для нашего общества. И мы надеемся, что так же как в случае вот с «Томагавками» только что, так же и в случае с этими сезонными затруднениями, которые вот сегодня или вчера были анонсированы, это будет преодолено.
Потому что на самом деле, я уверен, за этим стоит не только желание Трампа принести мир на Украину, здесь стоит совершенно точно желание США избавиться от конфликта. В лучшем для США случае перевалить его на Европу и заняться на самом деле более глубокой конкуренцией с Китаем. А для этого им нужно, чтобы Россия, по крайней мере, не противилась прекращению этого конфликта и уходу Соединенных Штатов из обязательств по этому конфликту.
В этом, на самом деле, тот крючок, на который мы, если хотите, ловим американскую администрацию, потому что понимаем ее глубинный интерес.