Она смотрела в окно своей новой квартиры в Риге на непривычно чистые улицы и тихие скверы. За спиной оставались Москва, «Современник», звание народной артистки и жизнь, выстроенная за долгие годы.
Всего несколько месяцев назад Чулпан Хаматова выходила на сцену под бурные овации, а теперь готовилась к репетиции в Новом Рижском театре, где все было другим — от акустики до взглядов коллег. Это решение стоило ей слишком многого, но сомнений не было.
«Иногда нужно начинать все с чистого листа, даже если тебе почти пятьдесят», — сказала она как-то в разговоре с близким другом.
Ее путь в актрисы начался с крушения. В детстве Чулпан жила фигурным катанием, каждое утро начиналось со льда. Но в четырнадцать лет серьезная травма спины поставила крест на всех мечтах о спортивной славе.
«Помню, как плакала в раздевалке, понимая, что больше не смогу надеть коньки. Это было ощущение полной потери, будто отняли часть себя», — вспоминала она годы спустя.
Послушав родителей, она поступила в Казанский университет на экономиста, но быстро осознала свою ошибку.
«Смотрела на цифры в учебниках и понимала — это не мое. Во мне жила жажда другого, творческого мира».
Спустя год она собрала вещи и вместе с мамой уехала в Москву, чтобы штурмовать театральные институты.
Поступление в ГИТИС стало первой большой победой, но дома ее ждало непонимание.
«Для моей традиционной татарской семьи мир театра был чем-то пугающим и неприличным, — с грустью рассказывала Чулпан. — Родители говорили: "Артистка — это почти проститутка". Мне потребовались годы, чтобы доказать им, что это не так».
Ей пришлось самостоятельно пробивать себе дорогу. Карьера в кино не складывалась, и ее пристанищем стал театр «Современник». Она не боялась экспериментов, даже когда ей предложили сыграть мальчика в постановке «Мама, папа, сын, собака».
«Это был вызов. Я должна была не просто изображать персонажа, а проживать его. Зрители поверили, и это стало моей первой настоящей победой», — говорила актриса.
Первый крупный успех в кино пришел с ролью в фильме «Время танцора», но настоящую народную любовь ей принесла «Страна глухих». Именно на этих съемках произошла судьбоносная встреча с Диной Корзун.
«Мы с Диной сразу нашли общий язык. Говорили не только о ролях, но и о жизни, о том, что волновало. Тогда мы еще не знали, что это знакомство перерастет в нечто большее», — делилась Хаматова.
Спустя несколько лет их творческий союз превратился в благотворительный. Идея создания фонда «Подари жизнь» родилась после концерта в «Современнике».
«Мы хотели помочь детям с онкологическими заболеваниями. Помню, как после первого концерта к нам подошла мама маленького пациента со слезами на глазах и сказала: "Спасибо, что даете надежду"».
Однако с самого начала их мотивы ставились под сомнение. Многие обвиняли актрис в пиаре.
«Было очень горько слышать такие обвинения, — признавалась Чулпан. — Люди не понимали, сколько сил и времени отнимает эта работа. Однажды я спросила критиков: "Как вы думаете, известный режиссер или актер станет учить сложный текст для нашего концерта ради пиара?"»
Несмотря на это, фонд рос и развивался.
«Самым важным для меня всегда были глаза детей и их родителей, в которых появлялась надежда. Это чувство "неброшенности" — ради него стоит жить и работать».
В личной жизни актрисы тоже было немало испытаний. После расставания с первым мужем, актером Иваном Волковым, она сохранила с ним теплые отношения.
«Мы оба изменились, у каждого появилась своя жизнь, но мы остались друзьями. Это дорогого стоит», — отмечала она.
Позже были отношения с артистом балета Алексеем Дубининым и режиссером Александром Шейном. История с Шейном оказалась особенно сложной.
«Мы по-разному смотрели на жизнь. У нас были разные понятия о добре и зле», — сдержанно комментировала их расставание Чулпан.
Но вероятно самой невероятной историей стало усыновление ее младшей дочери Аси.
«Решение взять ребенка из детского дома было осознанным. Я не искала славы, я хотела дать девочке дом», — рассказывала актриса.
Однако процесс усыновления превратился в настоящую битву с системой.
«Мне пришлось столкнуться с ужасающим равнодушием и коррупцией. Директор детского дома кричала мне вслед: "Конечно, вам только попиариться!"»
Ситуация дошла до абсурда, когда девочке начали приписывать несуществующие болезни.
«Врачи утверждали, что у Аси порок сердца и другие серьезные заболевания. Позже выяснилось, что она была абсолютно здорова».
Однажды уборщица тихо подсказала ей:
«Скажи, что с милицией придешь, она взятку ждет». Так Чулпан и поступила. «Я вошла в кабинет и сказала, что вернусь с милицией. В тот же день я забрала дочь».
Переезд в Латвию в 2022 году стал еще одним поворотным моментом.
«Это было непростое решение. Я оставляла позади всю свою жизнь, карьеру, друзей», — признавалась она.
В России ее ждали непонимание и критика.
«Многие бывшие поклонники называли меня предательницей. Но я никогда не говорила плохо о своей стране, я просто выбрала другой путь».
В Латвии ее жизнь наладилась. Она устроилась в Новый Рижский театр, хотя условия были скромнее.
«Московские друзья спрашивают, не плюют ли мне здесь в лицо. Нет, не плюют. Наоборот, предлагают помощь», — говорила она.
Летом 2024 года она покинула и этот театр, что вызвало новую волну слухов.
«Мой уход не был связан с неудачами. Просто пришло время для новых проектов, гастролей», — объясняла актриса.
Она побывала на Венецианском кинофестивале, гастролировала по Америке. Говорили, что ее дочь Ася получила грин-карту в США.
«Я не строю далекоидущих планов. Жизнь — это движение, и я следую за ним», — сказала она в одном из последних интервью.