Найти в Дзене

Райский Сад: живопись Бориса Анисфельда

Все что связано с художественным объединением "Мир искусства" - всегда красиво и безумно интересно, и Борис Анисфельд не исключение. Его картины отмечали и Дягилев, и - что в данном случае более важно - Михаил Нестеров. В этом обзоре посмотрим его яркую, сочную, насыщенную живопись эпохи Модерна. В целом, творчество художника обладает общими схожими чертами с каринами других "мирискусников": мы видим модернистскую условность, театральность и даже кукольность - в жестах, позах и мотивах - а также игру с формой, прежде всего с цветом. Все это говорит о большой степени декоративности живописи Анисфельда. Однако при всей типичности его творчества для художников круга "Мира искусства" - живопись Анисфельда какая-то особенно лирическая и яркая одновременно. Картина, которая меня зацепила (и после нее я решил сделать этот обзор) - выше. Это соединение серебристо-голубого и желтого - именно осеннего желтого. А как тонко, изящно и по-хорошему условно изображена девушка! Еще одна осенняя картина
Борис Анисфельд, "Райский сад"
Борис Анисфельд, "Райский сад"

Все что связано с художественным объединением "Мир искусства" - всегда красиво и безумно интересно, и Борис Анисфельд не исключение. Его картины отмечали и Дягилев, и - что в данном случае более важно - Михаил Нестеров. В этом обзоре посмотрим его яркую, сочную, насыщенную живопись эпохи Модерна.

Борис Анисфельд, "Гроза"
Борис Анисфельд, "Гроза"

В целом, творчество художника обладает общими схожими чертами с каринами других "мирискусников": мы видим модернистскую условность, театральность и даже кукольность - в жестах, позах и мотивах - а также игру с формой, прежде всего с цветом. Все это говорит о большой степени декоративности живописи Анисфельда.

Борис Анисфельд, "Осенняя элегия"
Борис Анисфельд, "Осенняя элегия"

Однако при всей типичности его творчества для художников круга "Мира искусства" - живопись Анисфельда какая-то особенно лирическая и яркая одновременно. Картина, которая меня зацепила (и после нее я решил сделать этот обзор) - выше. Это соединение серебристо-голубого и желтого - именно осеннего желтого. А как тонко, изящно и по-хорошему условно изображена девушка!

Борис Анисфельд, "Осенние листья"
Борис Анисфельд, "Осенние листья"

Еще одна осенняя картина, в совершенно других цветах, но не менее убедительная.

Борис Анисфельд, "Дама с веером"
Борис Анисфельд, "Дама с веером"

Пример более традиционной живописи Бориса Анисфельда.

В творчестве Анисфельда можно проследить околобиблейский мотив "Райского сада", как в одноименной картине, так и в картине "Адам и Ева" или вот в этой:

Картина Бориса Анисфельда
Картина Бориса Анисфельда

Согласитесь, живописи вообще идет это изначальное состояние женщины, Евы в Райском саду. В этом есть какая-то отправная точка отсчета для европейского искусства живописи вообще.

Также можно увидеть и другие мифологические мотивы, посмотрим:

Борис Анисфельд, "Эрифия"
Борис Анисфельд, "Эрифия"

Эрифия в древнегреческой мифологии одна из гесперид, обитавших на западе у берегов реки Океан. Они оберегали золотые яблоки вечной молодости в "саду Гесперид". Увидев аргонавтов, они испугались и рассыпались в прах. Но вняв просьбам аргонавтов или пению Орфея, они превратились в прекрасные деревья. Эрифия превратилась в вяз.

Ну, в каком-то смысле эта история - продолжение темы "Райского сада". Еще на тему Гесперид:

Борис Анисфельд, "Сад Гесперид"
Борис Анисфельд, "Сад Гесперид"

Его картины напоминают ювелирные украшения, так все мерцает, светится и переливается.

Борис Анисфельд, "Богиня снов"
Борис Анисфельд, "Богиня снов"

А выше уже картина в азиатской эстетике. изумрудный вот этот цвет - очень опасный для живописи, и как мело он его компенсирует - внезапно - синим. У художника было феноменальное чувство уместности цвета. Странная ассоциация, но "Богиня снов", с учетом доминирующей женской фигуры - холодной и каменной, а также с учетом этого зеленого кристаллического каменного купола над ней - все это напоминает о "Хозяйке медной горы" Бажова.

На картине можно увидеть связь творчества художника и времени, в котором он жил. Над спектаклями Анны Павловой Анисфельд работал как художник-декоратор. В карусели еще одна такая "связь со временем".

Борис Анисфельд, "Золотая дань"
Борис Анисфельд, "Золотая дань"

Обращает на себя мрачный символизм и кроваво-красный - со вспышкой белого тела - колорит картины "Золотая дань".

Чуть выше на картине "Осенние листья" можно увидеть мотив "Мадонна и дитя", и у художника существует целый цикл подобных картин. Не знаю, насколько уместно это связывать, однако образ жены и матери играл большую роль в его жизни, потому что его жена страдала депрессией и - не выдержав - покончила с собой, я думаю, эта трагедия не могла не отразиться на творчестве художника.

А закончить этот обзор я бы хотел вот такой картиной:

Борис Анисфельд, "Девушка с гитарой"
Борис Анисфельд, "Девушка с гитарой"

Очень красиво.

Спасибо за внимание!

К сожалению, правила данной площадки не позволяют мне выкладывать абсолютно любые живописные произведения, поэтому я приглашаю вас также и в мой телеграм-канал с дополнительными материалами - Целая Бочка Вина и Живописи.

Также нажмите 🔔 - чтобы получать уведомление о каждом моем обзоре!