Если некоторые ученые и изобретатели перед тем, как прославиться на весь мир, долго находились в тени и ничем не выделялись среди своих коллег, то про Фердинанда Порше сразу было понятно — этот парень далеко пойдет.
Он родился в 1875 году в семье жестянщика, жившей в небольшом австро-венгерском городке Мафферсдорф, который сейчас входит в состав Чехии и называется Вратиславице.
Его отец был уважаемым человеком и даже баллотировался на пост мэра. Свою мастерскую он намеревался передать старшему брату Фердинанда, но с ним произошел несчастный случай прямо во время работы и его место занял наш герой.
Порше стал подмастерьем у своего отца в 15 лет и, быстро освоив ремесло жестянщика, решил, что способен на нечто большее, чем кустарное производство. Он своими руками собрал генератор и в родительском доме появился свет: до этого в их городке лампочки горели только у бургомистра.
От уборщика до технического директора
Чтобы двигаться дальше, смышленому пареньку нужно было получить образование. И вот он поступает в техническое училище, а затем в Имперский технический университет.
А чтобы немного подзаработать, будущий основатель компании по производству автомобилей класса люкс устраивается уборщиком в мастерскую, где делают электродвигатели.
Но на этой позиции Фердинанд не задержался: в 23 года он уже включен в состав ведущих конструкторов фирмы Lohner, которым поручено создать быстрый и дешевый автомобиль на электрической тяге.
Порше справляется с заданием: после презентации опытного образца он получает должность главного конструктора. Разработанный им самодвижущийся экипаж получил название Lohner-Porsche: он был оснащен двумя электромоторами, разгонялся до 40 км/ч и мог проехать на одном заряде порядка 80 км. В машине отсутствовала трансмиссия, зато был небольшой бензиновый мотор.
Это чудо техники в 1900 году завоевало гран-при на парижской выставке и сделало Порше знаменитым.
Он тут же получает должность главного конструктора в Austro-Daimler, а через шесть лет становится там техническим директором.
Страсть к гонкам
Все это дает ему возможность использовать свои способности по полной программе: Порше хочет создавать спорткары и одну за другой выпускает модели Sasha, ADR, Prinz-Heinrich и ADM.
Его творения начинают завоевывать призовые места в гоночных чемпионатах, а в 1910 году пилоты из команды Austro-Daimler заняли весь пьедестал. Одним из них был сам Порше в компании Иосифа — своего механика. В 1953 году этот механик — Иосиф Броз Тито — стал президентом Югославии.
Во время Первой мировой войны Фердинанд работал на немецкую военку, разрабатывая моторы и гибридные машины. За это он получил крест «За заслуги» и профессорское звание.
Народный автомобиль
Как только пушки смолкли, семья Порше переезжает в Штутгарт, где он занимает должность главного инженера в концерне Daimler-Benz AG и буквально за несколько лет выпускает модели Mercedes S и Mercedes SS.
Очередной успех подталкивает его к тому, что пора бы открыть собственное конструкторское бюро, что он и делает в 1932 году. Имя Порше к тому моменту уже широко известно в мировом автопроме, так что недостатка в заказчиках не было.
Самым главным его клиентом мог стать товарищ Сталин, но не случилось: Фердинанд с интересом осмотрел несколько заводов в СССР, а вот предложение переехать и возглавить один из них отклонил.
Зато Порше заинтересовался идеей компании Zundapp, которая вообще-то специализировалась на мотоциклах, но подумывала о том, чтобы начать выпуск бюджетных автомобилей.
Эту инициативу поддержало немецкое правительство: появление «народного автомобиля», то есть Volks-Wagen, было как нельзя кстати и с экономической, и с политической точек зрения.
Так и появился легендарный «Жук»: перед тем, как запустить пробную серию, Порше лично съездил к Генри Форду, чтобы проконсультироваться насчет масштабов производства.
Началось строительство нового завода, а первые экспериментальные партии доверили выпустить концерну Daimler-Benz, но тут началась Вторая мировая и проект был поставлен на паузу.
В 1947 году производство возобновилось и через несколько лет стало ясно, что ученик превзошел своего учителя: «Жук» стал самым массовым автомобилем в мире, существенно обогнав предыдущего лидера: модель Ford T.
Черная полоса
Во время войны Порше снова приступил к разработке военной техники уже для нацистской Германии. Но в этом деле он потерпел неудачу: его танки «Тигр» оказались непригодными в бою — слишком много весили. Заказ ушел к другому производителю — компании Henschel.
Чуть лучше дела обстояли с самоходными артиллерийскими установками «Фердинанд», но и они были эффективны только на дальних расстояниях.
После войны Порше арестовали как пособника нацистов и выпустили только через два года. Даже в тюрьме он продолжал работать, создавая «народный автомобиль» уже для Renault.
Освободившись, он смог вернуться в Германию и с помощью спонсоров восстановить работу своего бюро. Но годы заключения подорвали его здоровье, и работать, как прежде, он уже не мог.
В 1950 году он перенес инсульт, а через несколько месяцев скончался.
Не наследие, а наследник
После смерти отца полноправным хозяином Porsche стал его сын — Фердинанд (Ферри) Антон Эрнст Порше.
Именно при нем компания обрела свой узнаваемый логотип, который со временем стал символизировать скорость и статус.
Он сконструировал Porsche 356 и 911, активно продвигал свои автомобили с помощью участия в гонках и постоянно масштабировал производство.
Сейчас компания по-прежнему принадлежит потомкам Порше: ей управляет его внук Вольфганг.