Всем здравствуйте!
Недавно в Москве прошла большая тренерская конференция. Собрались все титаны: Газзаев, Романцев, Черчесов, Семак, Федотов, Гаджиев. Но громче всех, как это часто бывает, прозвучал голос Юрия Палыча Семина. И это был не просто обмен любезностями. "Патриарх" нашего футбола, по сути, выдал безжалостный, но пугающе точный диагноз всем болезням РПЛ.
Я внимательно изучил его тезисы и, как эксперт, должен признать: Семин не просто ворчит, он бьет точно в цель. Он вскрыл три главные язвы: губительный лимит, инфантильный менталитет игроков и разваленный фундамент детского футбола. Давайте разберем по пунктам, почему он прав.
"Ни один лимит не давал пользу". Семин против "футбольного коммунизма"
Главная тема, которая десятилетиями раскалывает наш футбол - лимит на легионеров. И позиция Семина здесь железобетонна:
Ни один лимит не давал пользу. Особенно в футболе... А зачем болельщикам, чтобы играли более слабые футболисты?
И в этом, с экспертной точки зрения, вся суть.
Сторонники лимита видят в нем защиту для "своих" талантов. Но Семин, как практик, видит обратное: лимит - это не защита, а тепличная ванна, которая развращает. Он создает "футбольный коммунизм", где место в составе и огромный контракт ты получаешь не за талант и конкуренцию, а за правильный цвет паспорта.
Юрий Палыч приводит убийственный аргумент:
Тренер же не враг себе. Какой специалист не поставит Батракова? Или Кисляка с Глебовым?
И это правда. Ни один тренер в здравом уме не посадит на лавку сильного россиянина ради среднего легионера. Проблема в другом: лимит заставляет тренеров ставить слабого россиянина вместо сильного легионера. В итоге страдает зритель, который платит деньги за футбол, но получает продукт более низкого качества.
Семин идет дальше и указывает на корень проблемы
- Низкое качество селекции. Привозить нужно только тех, кто сильнее наших. А если спортивные директора везут не очень качественных футболистов, то дело не в лимите, а в их профпригодности.
Вот им нужно сменить профессию
- Игнорирование тренера. "Зачастую тренеров никто не спрашивает", - сетует он. Клубы покупают игроков, а тренер потом должен из этого что-то слепить.
- Решение от Палыча? Лицензирование спортивных директоров, как у тренеров. Ошибся раз, ошибся два - на выход» И, конечно, главный критерий - глаз тренера. Он вспоминает ЦСКА Газзаева, который с суперкачественными легионерами взял Кубок УЕФА. Их нашли не по квоте, а благодаря чутью тренера.
"У телевизора только Чорлука и Фарфан". Трагедия менталитета
Но даже если отменить лимит и привезти качественных легионеров, всплывает вторая, возможно, еще более страшная проблема. Семин рассказал гениальную историю из жизни "Локо", которая объясняет все.
Идет жеребьевка Лиги чемпионов, а у телевизора сидят только Чорлука и Фарфан. Думаю: "Где остальные наши?" А они либо в телефонах, либо еще чем-то занимаются
Вдумайтесь в это. Два ветерана-легионера, которые в своей карьере видели все, сидят и смотрят жеребьевку главного турнира, в котором им предстоит играть. А молодые российские игроки, для которых эта ЛЧ - пик карьеры, сидят в телефонах. Им неинтересно. Это не просто "невовлечение в футбол", как мягко выразился Семин. Это - катастрофа профессионализма.
Это прямое следствие той самой тепличной среды. Зачем напрягаться, зачем жить футболом 24/7, если твое место в составе и так защищено лимитом, а контракт уже в кармане?
Семин противопоставляет им другой тип игроков:
- Аленичев на заре карьеры оставался после тренировок, "бесконечно был с мячом".
- Измайлов после занятий в "Локо" шел играть в футбол во двор.
- Хвича (Кварацхелия) "после тренировок повторял одни и те же упражнения изо дня в день - особенно уход слева в центр и удар".
Никого из них не защищал лимит. Ими двигал голод, амбиции и страсть к игре. А сейчас, по наблюдениям Семина, он единиц встречает на матчах других команд. Игрокам просто неинтересно смотреть на соперников. Лимит убил в них не только конкуренцию, но и профессиональное любопытство.
"Зарплата детского тренера минимальна". Гнилой фундамент
Но главную боль Семин приберег напоследок. Можно сколько угодно менять лимит и ругать игроков, но все это бесполезно, если у вас гнилой фундамент. А он у нас, по словам Семина, именно такой. Речь о детско-юношеском футболе.
К выпуску из академий они должны знать, какой сложный им предстоит путь. Тут и невероятно тяжелая работа, и ежедневная конкуренция. А вместо этого мы получаем инфантильных парней, которые не готовы ко взрослому футболу.
Мы уступаем Европе во всем: и в технике, и в физике. Причем, как отмечает Палыч, раньше физика была нашим козырем, а теперь и ее нет. Но почему?
Ответ прост и страшен:
В нашей академии в Орле зарплата детского тренера минимальна
На это, по мнению Семина, должны обратить внимание и РФС, и Министерство спорта. Как можно требовать от детского тренера, работающего за копейки, чтобы он воспитал игрока мирового уровня? Он либо уйдет из профессии, либо будет "халтурить".
Мы до сих пор живем старыми лекалами. Семин приводит пример:
Раньше мы говорили о центральных защитниках: они должны быть высокими, выигрывать верховую борьбу. А сейчас защитники должны быть такими же техничными, как нападающие.
Он указывает на "ПСЖ", где Хакими и Мендеш - как спринтеры.
Мы должны в академиях искать не просто высоких и мощных, а быстрых, умных и техничных. Но искать их некому. Тот самый тренер из Орла за свою "минималку" просто не имеет ни мотивации, ни, возможно, квалификации, чтобы разглядеть и развить такого игрока.
И вот круг замыкается. Мы не можем воспитать своих сильных игроков (из-за нищих академий), поэтому вынуждены вводить лимит, чтобы хоть кто-то играл. А лимит убивает конкуренцию и профессионализм.
Помимо этого, Семин "прошелся" и по другим больным точкам:
- Симуляции. Его предложение - гениально в своей простоте:
Если игрок лежит — значит, должен выйти за бровку, и команда три минуты играет без него. Поверьте, говорит он, падений станет в разы меньше. Тренер сам "напихает" симулянту, который оставил команду в меньшинстве.
- VAR. Даже Семин, который был его сторонником, теперь разочарован: "Вообще непонятно, где есть пенальти, а где нет". Он предлагает оставить ВАР только для определения офсайдов, а остальное отдать на откуп судье в поле.
Семин смотрит много футбола. Он все видит. И его вердикт неутешителен. Но главное, что "Патриарх" не просто критикует.
На вопрос, готов ли вернуться, он отвечает как настоящий практик: "Я еще точно в строю". И, слушая его анализ, понимаешь: этот "строй" нашему футболу сейчас нужнее, чем когда-либо.
А как вы относитесь к словам Юрия Палыча? Напишите об этом в комментариях. И не забудьте поставить лайк.