Найти в Дзене
ОБЩАЯ ПОБЕДА

"Мест нет, солдатик": мать не узнала сына, вернувшегося с войны. Но почему через секунду она разрыдалась?

Есть в истории Великой Отечественной войны сюжеты, которые кажутся выдумкой, красивой легендой, сочинённой для поднятия духа. История семьи Лысенко из села Бровахи — одна из таких. Простая крестьянка Евдокия Даниловна проводила на фронт десятерых сыновей. Десять раз она оставалась на пороге опустевшей хаты, вглядываясь в дорогу, и десять раз ее сердце сжималось от страха. Она ждала. И они вернулись. Все. Раненые, покалеченные, горевшие в танках и бежавшие из плена, но живые. Это не сказка. Это быль о великой материнской любви, которая оказалась сильнее смерти, и о десяти братьях-героях, чей путь пролег от Курил до Берлина. Она была из тех простых русских женщин, на которых и держится земля. Родила и вырастила шестнадцать детей. Муж, мастер на все руки, умер незадолго до войны: в 47 лет она осталась одна с огромной семьей. А когда грянул сорок первый, один за другим ее сыновья стали уходить на фронт. Как она их провожала? Без громких слов и пафосных речей, по-матерински. Пеленая в дорог
Оглавление
Фото: rodina-history.ru
Фото: rodina-history.ru

Есть в истории Великой Отечественной войны сюжеты, которые кажутся выдумкой, красивой легендой, сочинённой для поднятия духа. История семьи Лысенко из села Бровахи — одна из таких. Простая крестьянка Евдокия Даниловна проводила на фронт десятерых сыновей. Десять раз она оставалась на пороге опустевшей хаты, вглядываясь в дорогу, и десять раз ее сердце сжималось от страха. Она ждала. И они вернулись. Все. Раненые, покалеченные, горевшие в танках и бежавшие из плена, но живые. Это не сказка. Это быль о великой материнской любви, которая оказалась сильнее смерти, и о десяти братьях-героях, чей путь пролег от Курил до Берлина.

Горсть родной земли

Евдокия Даниловна  Лысенко. Фото: kulturologia.ru
Евдокия Даниловна Лысенко. Фото: kulturologia.ru

Она была из тех простых русских женщин, на которых и держится земля. Родила и вырастила шестнадцать детей. Муж, мастер на все руки, умер незадолго до войны: в 47 лет она осталась одна с огромной семьей. А когда грянул сорок первый, один за другим ее сыновья стали уходить на фронт.

Как она их провожала? Без громких слов и пафосных речей, по-матерински. Пеленая в дорогу краюху свежего хлеба, целовала, крестила и насыпала в маленький узелок горсть родной земли. Евдокия Даниловна знала, что эта земля должна их защитить и вернуть домой. И они уходили, чтобы сжечь за собой поля спелой пшеницы – «чтобы врагу ничего не досталось!». Уходили, чтобы вернуться с Победой.

Огненные дороги

Братья Лысенко. Фото: rodina-history.ru
Братья Лысенко. Фото: rodina-history.ru

Война раскидала их по всем фронтам, от Курил до Берлина. И ни один из них не отсиживался в тылу: каждый прошел свой огненный ад, каждый смотрел смерти в лицо.

Разведчик Михаил чудом выжил в страшном Корсуньском котле, в одиночку сжег штаб фашистов, был тяжело ранен и встретил Победу в госпитале с орденом Славы. Степан горел в танке под Смоленском, выжил, снова был ранен в Пруссии. Иван попал в плен, прошел ужасы концлагеря Треблинки, но сумел бежать и закончил войну в Румынии с медалью «За отвагу». Феодосий в боях под Будапештом получил тяжелейшее ранение, подорвавшись на мине, и после долгого лечения в госпиталях вернулся домой с инвалидностью.

Они были ранены, контужены, угнаны в Германию, но каждый раз возвращались, словно материнская молитва и горсть родной земли хранили их в самом пекле. Связист Александр, самый спокойный из братьев, прошел всю войну и оставил свою скромную подпись на стене Рейхстага.

«Иди, солдатик, мест нет!»

Фото: stihi.ru
Фото: stihi.ru

Семь долгих лет Евдокия Даниловна провела в ожидании. Возвращались сыновья не все сразу, по одному — заросшие, уставшие, в потрепанных гимнастерках, израненные войной. Порой даже родная мать не сразу узнавала в них своих детей.

Предпоследним вернулся Павел, постучал в окно, а у матери в хате – полно военных квартирантов. Она, не разглядев в темноте лица, устало махнула рукой: «Иди, солдатик, мест нет». А потом всмотрелась, вскрикнула и разрыдалась. Это был ее сын.

Когда все вернулись, в селе начали гулять свадьбы: один за другим женились братья-фронтовики. Семья росла. У десятерых сыновей родилось 36 детей и более 70 внуков. Материнское сердце Евдокии Даниловны наконец-то обрело покой.

Памятник маленькой женщине

Фото: rodina-history.ru
Фото: rodina-history.ru

В 1946 году ее, простую крестьянку, которая и в райцентре-то никогда не была, вызвали в Киев. Евдокия Даниловна очень испугалась, не знала, что и думать. Ее провели в большой правительственный зал и под аплодисменты вручили Золотую звезду Матери-героини. Она не смогла сказать ни слова – только плакала и вытирала слезы уголком простого платка.

Евдокия Даниловна Лысенко ушла из жизни в 1967 году. А в начале 80-х журналист «Литературной газеты» Юрий Рост, узнав ее историю, написал очерк, который закончил словами: «Хорошо бы ей поставить в Бровахах памятник, тем более что росту она была маленького и бронзы на нее уйдет немного».

И страна откликнулась. Директор Днепровского завода написал в редакцию: предприятие готово бесплатно отлить памятник. Скульптор создал модель. И в 1984 году бронзовая фигура маленькой, хрупкой женщины, Евдокии Даниловны Лысенко, была установлена в ее родном селе. На открытие приехали все ее дети. Они посадили рядом с матерью ивы и тополя — как символ вечной жизни, которую она им подарила.

Друзья! Канал "ОБЩАЯ ПОБЕДА" живёт для сохранения памяти о наших героях, для тех, кто по-настоящему ценит подвиги наших предков. Мы продолжаем искать героев, рассказывать о них и сохранять память для будущих поколений.

Огромная благодарность всем, кто с нами! Каждый ваш лайк и комментарий - это путь к ещё большему показу таких важных исторических статей! Это возможность донести славу наших Победителей и гордость за них - каждому! Сегодня это особенно необходимо! Спасибо всем патриотам, кто уже с нами! Вместе мы делаем великое дело!