Найти в Дзене
ДНЕВНИК ИСТОРИКА

История Австро-Венгрии и Италии 🇮🇹 в 1867-1911

Италия и Австро-Венгрия подошли ко второй четверти XIX в. с различным итогом. Италия, ставшая единым государством, и Австро-Венгрия, переживавшая серьёзный национальный кризис, угрожающий ей распадом, демонстрировали, на первый взгляд, разные исходные точки для развития. Обеим странам пришлось жить в новых условиях, совершенно для них непривычных. Для преодоления кризиса, наступившего после революции 1848 г. и австро-прусской войны 1866 г., в результате которой Австрия фактически была отделена от Германии и лишилась её поддержки, ей необходимо было искать союз среди народов, входивших в её состав. Понимая это, император Австро-Венгрии Франц Иосиф I пошёл на значительные уступки. Сохранение империи в прежнем виде было невозможно, необходимо было принимать решительные действия, хоть и значительно ослабляющие власть императора. По этой причине в 1867 г. в Австро-Венгрии было подписано соглашение между австрийским императором Францем Иосифом I и представителями венгерского национального
Оглавление

Австро-Венгрия в 1878–1918 гг. В. Николаев
Австро-Венгрия в 1878–1918 гг. В. Николаев

Италия и Австро-Венгрия подошли ко второй четверти XIX в. с различным итогом. Италия, ставшая единым государством, и Австро-Венгрия, переживавшая серьёзный национальный кризис, угрожающий ей распадом, демонстрировали, на первый взгляд, разные исходные точки для развития. Обеим странам пришлось жить в новых условиях, совершенно для них непривычных.

Австро-Венгерский дуализм и пути политического развития империи

Для преодоления кризиса, наступившего после революции 1848 г. и австро-прусской войны 1866 г., в результате которой Австрия фактически была отделена от Германии и лишилась её поддержки, ей необходимо было искать союз среди народов, входивших в её состав. Понимая это, император Австро-Венгрии Франц Иосиф I пошёл на значительные уступки. Сохранение империи в прежнем виде было невозможно, необходимо было принимать решительные действия, хоть и значительно ослабляющие власть императора. По этой причине в 1867 г. в Австро-Венгрии было подписано соглашение между австрийским императором Францем Иосифом I и представителями венгерского национального движения во главе с Ференцем Деаком. Результатом данного соглашения было фактическое разделение страны на две самостоятельных во внутренних делах части: австрийские западные земли и венгерские восточные. Такое деление предполагало внутреннюю самостоятельность при единой власти императора, который сохранял некоторые политические права и возможность контроля над обеими половинами государства. В частности, император имел возможность распускать парламент в австрийских и венгерских землях, а также назначать премьер-министров. Таким образом, Австро-Венгрия стала дуалистической монархией.

Дуалистическая монархия — монархия, при которой правитель ограничен во внутригосударственных делах, но имеет возможности влияния на формирование исполнительной власти.

Император Франц Иосиф I Австрийский. Фотография неизвестного автора
Император Франц Иосиф I Австрийский. Фотография неизвестного автора

Чтобы понять особенности устройства Австро-Венгерской дуалистической монархии, необходимо отдельно рассмотреть каждый из самостоятельных органов власти, действовавших в австрийских и венгерских землях.

Изначально выборы в рейхсрат (парламент «австрийской» части Австро-Венгерской монархии) были серьёзно ограничены для большей части населения австрийских земель, так как проводились по избирательному закону от 1861 г. В соответствии с ним выборы были не прямые, а парламент формировался из представителей местных органов власти — ландтагов, что естественно сильно ограничивало возможность участия в выборах большей части населения. Это, в свою очередь, приводило к формированию неких парламентских объединений, представляющих интересы не государства, а отдельных национальных групп. Ситуация стала меняться лишь после проведения в 1873 г. избирательной реформы, по которой выборы стали прямыми, но по-прежнему значительная часть населения не имела право голоса, так как высокий имущественный ценз не давал возможности его реализовать. Изменения произошли в 1882 г., когда возглавивший правительство Эдуард Тааффе провёл ряд реформ, по одной из которых значительно снижался имущественный ценз, что увеличило число потенциальных избирателей на треть. Это привело к тому, что парламентское большинство на выборах 1888 г. получили социал-демократические партии, впоследствии объединившиеся в Австрийскую социал-демократическую рабочую партию. Ей удалось провести ряд социально важных преобразований: введение страхования от несчастных случаев на производстве, снижение рабочего дня до 11 часов, установление запрета на ночную работу женщин и подростков. Избирательное право в австрийских землях продолжало расширяться, что привело к ликвидации имущественного ценза. С 1907 г. избирательными правами обладали все мужчины, достигшие 24 лет.

Парламент Венгрии, который назывался Государственным собранием, был существенно менее демократичным, чем рейхсрат, так как правом голоса обладало ещё более незначительное количество жителей — всего 6%. Это было связано с высоким имущественным цензом, а также национальными особенностями, по которым венгры занимали 90% мест в парламенте. В целом парламент Венгрии не стремился к расширению избирательного права среди населения земель, что привело к доминированию венгерского населения в законодательном органе и национально-ориентированному характеру политических партий.

Рейхсрат — законодательный орган власти австрийских земель в составе Австро- Венгрии. Состоял из двух палат. Действовал с 1867 по 1918 год.

Особенности социально-экономического развития Австро-Венгрии

Как в политике, так и в экономике империи прослеживался дуализм. Государство фактически было основано на взаимовыгодном обмене между двумя половинами: венгерские земли поставляли сельскохозяйственную продукцию, а австрийские — промышленные товары. Но такое деление было условным и давало лишь общую характеристику экономических особенностей страны. В действительности ситуация выглядела несколько сложнее.

Сельское хозяйство. В стране безусловно был развит аграрный сектор, который давал государственному бюджету ⅔ дохода. Это объяснялось большим количеством пахотных земель и их высокой урожайностью. Как результат, Австро-Венгрия была способна не только обеспечить нужды собственного потребления, но и экспортировать, преимущественно злаковые культуры, в страны Западной Европы.

Промышленность. Развитие промышленности в стране происходило неравномерно в зависимости от конкретной территории. В Чехии было развито военное производство. Например, завод Эмиля Шкоды был крупнейшим экспортёром оружия, а чешская стеклодувная промышленность была одним из мировых лидеров по объёму выпускаемой продукции. Вена развивалась как центр изготовления предметов роскоши. Показательно, что более 15% населения столицы было занято в данной отрасли. Но в то же время продукция электротехнической и химической промышленности по-прежнему импортировалась преимущественно из Германии.

Если характеризовать промышленное развитие Австро-Венгрии в целом, то стоит отметить, что уже к началу XX в. Австро-Венгрия вышла на четвёртое место в Европе по объёму выпущенных промышленных товаров.

Значительный крен Австро-Венгрии в сторону аграрного сектора отражался и на социальной структуре общества. Так, по-прежнему численно преобладающей социальной группой были крестьяне, положение которых было различно: если на западе империи преобладали мелкие и средние крестьянские хозяйства, то венгерские земли сосредоточились в руках крупных помещиков, которые обладали более 45% всех земель. Но рост промышленного сектора приводил к тому, что росла и численность населения, занятого в промышленности. Так, если к 1860 г. в промышленности было занято не более 15% всего трудоспособного населения, то уже к началу XX в. — это почти четверть. Не обошёл Австро-Венгерскую империю и другой процесс, свойственный индустриальному обществу, — урбанизация. Численность двух столиц империи насчитывала к началу XX в. практически 3 млн человек: Вена — 2 млн, Будапешт — 887 тыс. человек. Это объяснялось значительным общим приростом населения страны: в 1869 г. число подданных монархии составляло 35 млн человек, а в 1910 г. — 51 млн.

Национальный вопрос

Принятое в 1867 г. соглашение не разрешило, как оказалось, одну из самых важных проблем Австро-Венгрии — национальный вопрос. В чём же состояла его суть?

В составе Австро-Венгрии, помимо немцев и мадьяр (венгров), было большое количество представителей других народов: чехи, сербы, румыны, боснийцы, поляки, хорваты. Но все они не обладали какими-либо исключительными правами, как венгры. И заключённое соглашение во многом обострило эту ситуацию, что привело к росту национальных движений. Например, в Чехии жители требовали равноправия чешского и немецкого языка. Попытки реализовать эту идею были приняты в 1897 г.: по инициативе австрийского премьер-министра К. Бадени был принят закон о равноправии этих языков в Чехии. Но, как оказалось, это только обострило ситуацию: немцы были недовольны принятием закона и правительство Бадени подало в отставку.

Разрешение национального вопроса было жизненно необходимым условием существования Австро-Венгрии. Озвученные выше попытки политических преобразований во многом были направлены на решение данного вопроса, но военно-политическая обстановка в мире не позволила разрешить его, что в итоге привело к распаду империи.

Из книги Дж. Рида «Вдоль фронта», 1928 г.

«Их было тридцать, и между этими тридцатью было представлено пять наций: чехи, кроаты (хорваты), мадьяры, поляки и австрийцы. Один кроат, два мадьяра и три чеха не знали ни слова на каком-либо языке, кроме своего родного, и, конечно, ни один австриец не знал ни звука по-богемски, кроатски, венгерски или польски. Между австрийцами были тирольцы, венцы и полуитальянцы из Пола. Кроаты ненавидели мадьяр, мадьяры ненавидели австрийцев, а что касается чехов, то никто из остальных не стал бы с ними разговаривать. Кроме того, все они резко отличались друг от друга по социальному положению, причём каждый стоявший на высшей ступени с презрением смотрел на низшего… Как образчик армии Франца Иосифа, группа эта была весьма показательна».

Политическое развитие единой Италии

Объединение Италии (1859–1870). В. Николаев
Объединение Италии (1859–1870). В. Николаев

В результате объединения Италии сформировалось новое государство, где во главе стоял король, деливший с парламентом законодательную власть, то есть в стране сложилась конституционная монархия

Парламент в Италии состоял из двух палат: Сената и Палаты депутатов. Сенат назначался королём пожизненно, а Палата депутатов избиралась. Однако существующий в стране имущественный и возрастной ценз дополнялся образовательным — к выборам допускались только те, кто имел возможность читать и писать. В итоге лишь 2% граждан имели избирательные права. Естественно, что такое положение дел не способствовало учёту интересов большей части населения и долгое время страна «обходилась» без жизненно важных преобразований. Причиной этому, помимо избирательного права, была ещё и сильная власть монарха, который контролировал исполнительные функции правительства. Если «объединитель Италии» Виктор Эммануил II главной своей задачей видел сохранение единого государства, то пришедший ему на смену в 1878 г. Умберто I (1844–1900) полагал, что международный авторитет Италии гораздо важнее внутренних проблем, а завоевать его можно, лишь показав военную мощь, на что и были брошены все силы. Но реализовать свой план ему не удалось, в 1900 г. король был застрелен анархистом. И только в начале XX в., когда к власти пришёл Виктор Эммануил III (1869–1947), внутренние проблемы вышли на первый план. Начавшиеся изменения мы связываем с именем Джованни Джолитти (1842–1928), занимавшего пост главы правительства в 1903–1914 гг. За время руководства правительством Джолитти удалось в значительной степени преобразить не только политическое устройство Италии, но и улучшить положения многих слоёв населения, добиться развития экономики государства. Неслучайно это время вошло в историю Италии как «эра Джолитти». Что же Дж. Джолитти смог сделать для страны? Ему удалось провести избирательную реформу, по которой были отменены имущественный и образовательный цензы. Он урегулировал конфликт между трудом и капиталом, разрешив деятельность профсоюзов, а также укрепил государственный бюджет, снизив внешний долг.

Король Италии Виктор Эммануил III. Фотография неизвестного автора
Король Италии Виктор Эммануил III. Фотография неизвестного автора

Премьер-министр Италии Джованни Джолитти. Фотография неизвестного автора
Премьер-министр Италии Джованни Джолитти. Фотография неизвестного автора

Социально-экономическое развитие Италии

Италия во второй половине XIX — начале XX в. была аграрной страной, которая к началу XX в. занимала последнее место среди европейских стран по уровню дохода на душу населения. В чём была причина такого положения дел?

Основным населением страны были крестьяне, чьё положение было одинаково плохо в различных частях страны. На севере доминировали крупные помещичьи хозяйства, использовавшие наёмный труд крестьян за ничтожную оплату. На юге было множество мелких хозяйств, где крестьяне отдавали за аренду земли ¾ урожая арендатору. Основными сельскохозяйственными культурами были злаковые культуры, виноград, оливки и цитрусовые. Обедневшие крестьяне всё чаще лишались имущества из-за долгов, что вынуждало их уходить в город, но и там они не могли найти работу, так как промышленность была развита довольно слабо.

Это понимало правительство Италии, которое к концу XIX в. предприняло попытку улучшить экономическую ситуацию. Были установлены государственные льготные пошлины, позволившие иностранному капиталу вкладывать средства в промышленность Италии. Эти меры привели к положительному результату, в стране образовались крупные промышленные центры: Милан, Генуя, Турин. Число предприятий и рабочих, задействованных на них, увеличилось вдвое. Государство стало контролировать часть производства, введя монополию на обработку табака, добычу соли, строительство железных дорог, что позволило создать государственный сектор в экономике. В целом принятые меры позволили оживить экономику Италии. Доказательством этого может служить то, что страна смогла создать конкурентоспособные металлургические заводы, организовать выпуск собственных турбин, наладить производство изделий электротехнической промышленности. Но всё это не привело к серьёзным изменениям в благосостоянии граждан, которые по прежнему не могли приобрести промышленные товары. Итогом этого положения было ограниченное развитие экономики, и выход виделся лишь один — колонии.

Колониальная экспансия Италии

Сражение при Адуа. Гравюра неизвестного автора
Сражение при Адуа. Гравюра неизвестного автора

Главным направлением колониальной политики объединённая Италия выбрала Северо-Восточную Африку. В 1885 г. молодому государству удалось завладеть городом Массауа на побережье Красного моря, ещё через три года Италия захватила государство Сомали. Эти успехи вдохновили итальянцев, которые выбрали следующей целью Эфиопию, но добиться здесь победы не смогли. В 1896 г. итальянцы потерпели сокрушительное поражение в битве при Адуа и были вынуждены отступить. На родине это поражение воспринималось как «великий позор». В желании реабилитироваться итальянское правительство предприняло попытки захватить города Триполи и Киренаику. С этой целью в 1911 г. оно объявило войну Османской империи, и на этот раз успех был на стороне итальянцев. Но приобретение колоний лишь тешило самолюбие, так как в реальности выгоды не принесло, а лишь ввергло страну в серьёзный финансовый кризис.

Италия и Австро-Венгрия, казалось бы, нашли свои пути развития, но им требовалось спокойствие, а мир его предложить не мог. Впереди оба государства ожидало серьёзное испытание — Первая мировая война.