Найти в Дзене
АвтоДром в Йошкар-Оле

Renault, Маяковский, Брик и Родченко.

Одна из самых звёздных автомобильных историй в нашей стране связана с этими именами. Уверен, все знают про марку Renault и Владимира Маяковского – великого пролетарского поэта. Многие примерно знают, кто такая Лилия Брик и, наверное, немногие про Александра Родченко (не путать с Родченковым, провокатором допинг-скандала). А тем временем именно благодаря художнику и фотографу Александру Родченко мы отлично знаем, как выглядели Маяковский, Брик и прочие деятели искусства бурных 20-х годов. Никто не берёт на себя ответственность заявить, что именно Брик была самой первой женщиной с водительскими правами в советской России. Но её популярность в те времена (сравнимая разве что с Филиппом Киркоровым в наше время) позволяли ей быть первой: в газетных статьях, на фото авангардистов-художников, в сердце пролетарского поэта. Так что обычно про неё пишут, что на одна из первых. Автомобиль ей привёз из своей заграничной поездки Владимир Маяковский. На его покупку ушли все его парижские гонорары и
Оглавление

Одна из самых звёздных автомобильных историй в нашей стране связана с этими именами. Уверен, все знают про марку Renault и Владимира Маяковского – великого пролетарского поэта. Многие примерно знают, кто такая Лилия Брик и, наверное, немногие про Александра Родченко (не путать с Родченковым, провокатором допинг-скандала). А тем временем именно благодаря художнику и фотографу Александру Родченко мы отлично знаем, как выглядели Маяковский, Брик и прочие деятели искусства бурных 20-х годов.

В интернете много фотографий, на которых Брик позирует на фоне того самого Renault. На некоторых снимках рядом появляется ещё какой-то лысый мужчина, но явно не Маяковский. Собственно, это и есть тот самый Александр Родченко – известный в 20-ые годы художник и фотограф.
В интернете много фотографий, на которых Брик позирует на фоне того самого Renault. На некоторых снимках рядом появляется ещё какой-то лысый мужчина, но явно не Маяковский. Собственно, это и есть тот самый Александр Родченко – известный в 20-ые годы художник и фотограф.

Лиля Брик – первая женщина-водитель в СССР.

Никто не берёт на себя ответственность заявить, что именно Брик была самой первой женщиной с водительскими правами в советской России. Но её популярность в те времена (сравнимая разве что с Филиппом Киркоровым в наше время) позволяли ей быть первой: в газетных статьях, на фото авангардистов-художников, в сердце пролетарского поэта. Так что обычно про неё пишут, что на одна из первых.

Лиля Брик (это знаменитое фото, кстати, тоже сделала А.М.Родченко), сам Александр Родченко (тоже лысый) и, конечно, Владмир Маяковский.
Лиля Брик (это знаменитое фото, кстати, тоже сделала А.М.Родченко), сам Александр Родченко (тоже лысый) и, конечно, Владмир Маяковский.

Автомобиль ей привёз из своей заграничной поездки Владимир Маяковский. На его покупку ушли все его парижские гонорары и даже пришлось залезть в долги. О стоимости нового автомобиля Renault6cv4cyl type nn (далее просто Renaultили Renault NN) сам поэт написал следующие строки:

«Я рифм накосил чуть-чуть не стог,

Аж в пору бухгалтеру сбиться.

Две тыщи шетьсот бессонейших строк

В руле, в рессорах и в спицах.»

Короче, дорого…

Один серый, другой рыжий.

Часто можно встретить описание Renault NN, подаренного Лиле Брик, как яркий оранжевый автомобиль. Он очень контрастировал с ногтями Брик, покрашенными зелёным цветом. Вполне может быть. Учитывая безумную творческую среду, царившую в той тусовке. К тому же, судя по музейным экспонатам, машины такого цвета действительно существовали. Французы не очень доверяли авторитетному мнению Генри Форда, что самый лучший автомобиль – это новый и чёрного цвета.

Иллюстрация взята из Ютуба.
Иллюстрация взята из Ютуба.

Однако в биографии Лили Брик приводится текст телеграммы за авторством поэта: «Красавец серой масти, 6 сил, 4 цилиндра, 12 декабря поедет в Москву. Люблю, целую. Твой щен». Так что автомобиль был серого цвета. Хотя…

Тут либо в телеграмме ошибка, либо в источнике. Автомобиль, конечно, был мощнее. Литровый двигатель выдавал 15 или 17 лошадиных сил. Вообще машина была странная. По фотографиям видно, что у Renault NNнет привычной нам радиаторной решётки. Дело в том, что господин Рено разместил радиатор не перед двигателем, а позади него. Ну, что поделаешь, когда г-н Форд для тебя не авторитет!

Роль Александра Родченко в этой истории.

Лиля Брик планировала поездку из Москвы в Ленинград. Уже хочется сказать, что это была или очень смелая или немного безумная женщина. Маяковский предложил своей возлюбленной взять с собой их приятеля художника, а главное профессионального (а других и не было в то время) фотографа Александра Родченко. А вот Александр Михайлович более вменяемый был человек и отправляться в такое дальнее путешествие по дорогам сомнительного качества, да ещё и с женщиной за рулём, стажу которой всего-ничего отказался. Но сделать несколько фотографий согласился. Эта серия снимков получила название «Поездка в Ленинград на автомобиле «Рено» Маяковского», 1929 год.