С вещами из железа мы сталкиваемся ежедневно, но откуда оно берется? Как из руды получают прочный металл? Ведь в чистом виде железо в природе почти не встречается!
Вообще, чистое железо есть, и оно попадает на землю... из космоса! Железные метеориты в древности были практически единственным источником этого металла, и очень ценились: из них делали оружие, и не только. Именно метеориты послужили материалом для кинжала Тутанхамона, булавы, найденной на раскопках Трои, мечей падишаха Джахангира, и даже сабля, подаренная императору Александру I (сейчас хранится в Эрмитаже), была выкована из железного метеорита.
Но метеориты штука редкая, на всех не хватит. Поэтому раньше за метеоритное железо давали вдесятеро больше по весу золота — об этом пишет, например, античный историк Страбон. А в наши дни железо в основном добывают другими способами.
Кстати, железа на нашей планете довольно много. В земной коре его около 4%, а вот в ядре планеты гораздо больше: 80-85%. Да только достать его оттуда современными технологиями невозможно. Кстати, все земное железо — это остатки древних сгоревших звёзд, вот так.
Так откуда же получают железо? В основном, добывают из железных руд. Наверняка вы слышали про Курскую магнитную аномалию. Из школы еще помню: дескать, стрелка компаса там отклоняется, потому что железа много. А теперь, внимание, вопрос: а где находится Курская магнитная аномалия? Почти все говорят: ну, ясное дело, в Курской области. Но нет, это ответ неправильный! Курская магнитная аномалия захватывает аж девять областей, а основные запасы железа находятся в Белгородской, Курской и Орловской областях. Это крупнейшее месторождение железа не только в России, но и в мире.
Интересна история открытия Курской магнитной аномалии. В 1773 году русский астроном и географ, академик Петербургской академии наук, Пётр Борисович Иноходцев руководил экспедицией, задачей которой было уточнение карт Российской империи. Маршрут экспедиции проходил через Курскую губернию, где Пётр Борисович заметил стабильное отклонение стрелки компаса, и предположил, что причиной тому залежи магнитных руд. Но тогда его открытию большого значения не придали.
Серьезно за дело взялись лишь век спустя. В 1883 Николай Пильчиков исследует аномалию, обнаруживает новые районы, и за свои исследования даже получает медаль Русского географического общества. С 1898 года изучением Курской магнитной аномалии занимался профессор Эрнест Егорович Лейст, и даже приглашают из Парижа директора Парижской геомагнитной обсерватории профессора Муро. Проводят пробное бурение, но увы — руды не нашли. По расчетам Лейста, руда должна была быть на глубине 200 метров. Как выяснилось позже, Лейст не добурил до руды всего метров двадцать.
После октябрьской революции Лейст уехал на лечение в Германию, захватив с собой все свои записи и наблюдения. Вскоре профессор скончался. Немцы, понимая ценность записей Лейста, предлагают советскому правительству выкупить их, требуя за них от 5 до 8 млн рублей золотом — огромные деньги по тем временам. Денег решили не платить, а организовать новые исследования. Ленин берет исследования на личный контроль. Летом 1920 была создана Особая комиссия по изучению и исследованию Курской магнитной аномалии. Председателем комиссии назначили будущего академика Ивана Михайловича Губкина. В 1923 году были получены первые образцы железной руды, а три года спустя вскрыты мощные залежи.
Чтобы своими глазами посмотреть, как добывают железо, участники проекта МедиаАмбассадоры отправились в Белгородскую область. Неподалеку от города Губкин находится Лебединский карьер, крупнейший в мире по добыче негорючих полезных ископаемых. Карьеру принадлежит еще один мировой рекорд — разработка уникального по масштабам месторождения железной руды.
Кстати, попасть сюда может любой желающий, есть несколько маршрутов индустриального туризма. Посмотреть можно не только на карьер, но и обогатительную фабрику, участок фильтрования концентрата, склад железных брикетов, музей Магниториум. И даже попробовать настоящий обед металлурга.
Но не буду забегать вперед. Перед нами гигантская чаша карьера, размером почти четыре на пять километров, и глубиной более полукилометра — это больше высоты Останкинской башни! Технике, чтобы спустится вниз, может потребоваться несколько часов!
Сперва не вполне понятна грандиозность его размеров. Потом присматриваешься, и понимаешь, что ползущие по серпантинам букашки — это огромные БЕЛАЗы. Здесь же работают гигантские экскаваторы, в ковш которых маршрутка поместится. Руду везут специальные железнодорожные составы. По мере выработки карьера рельсы перекладывают.
Кроме железа, из карьера добывают песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник. Запасов железной руды при современных темпах и технологиях хватит по меньшей мере еще на сто лет.
Лебединский ГОК входит в холдинг "Металлоинвест", и является крупнейшим в России предприятием по добыче и обогащению железной руды, и производству высококачественного сырья для черной металлургии. А также это крупнейший в Европе и единственный в России производитель горячебрикетированного железа. Он обеспечивает треть железнорудной продукции России.
А дальше руда отправляется в дробильных цех и на обогатительный комбинат. После обработки получаются шарики-окатыши, которые спекают в брикеты для удобства транспортировки. А дальше они отправятся на переплавку, например на Оскольский электрометаллургический комбинат имени А.А. Угарова, где из них сделают сталь. Но это уже другая история, про сталь потом расскажу.
Промышленный туризм набирает все большую популярность. Посмотреть на работу горно-обогатительного комбината будет интересно и детям, и взрослым. Впечатление от этого действительно грандиозное. Увидеть своими глазами путь железа от карьера до брикетов — реально очень круто.