Найти в Дзене
Родина Вампилова

Иерархия буддийского духовенства

Пока наши артисты принимают участие в юбилейных мероприятиях Дацана Гунзэчойнэй (110-лет), предлагаю изучить вопрос глубже. Об истории возникновения буддизма на территории России мы рассказали вчера, сегодня давайте разберемся в иерархии буддийского духовенства.. На вершине стоит Пандито Хамбо-лама — глава Буддийской традиционной сангхи России и духовный лидер буддистов страны. Он руководит общиной, наставляет монахов и представляет буддизм на государственном и международном уровнях. В советское время, когда религиозная деятельность подвергалась жестким ограничениям, Пандито Хамбо-лама оставался почти единственным официально признанным духовным лидером буддистов. Это придало титулу особый вес — он стал символом преемственности, стойкости и верности традиции. Сегодня Пандито Хамбо-лама — глава Буддийской традиционной сангхи России (БТСР), одной из крупнейших буддийских общин страны. Ниже идут Хамбо-ламы, духовные лидеры отдельных регионов. Как правило, каждый из них возглавляет крупный

Пока наши артисты принимают участие в юбилейных мероприятиях Дацана Гунзэчойнэй (110-лет), предлагаю изучить вопрос глубже. Об истории возникновения буддизма на территории России мы рассказали вчера, сегодня давайте разберемся в иерархии буддийского духовенства..

На вершине стоит Пандито Хамбо-лама — глава Буддийской традиционной сангхи России и духовный лидер буддистов страны. Он руководит общиной, наставляет монахов и представляет буддизм на государственном и международном уровнях. В советское время, когда религиозная деятельность подвергалась жестким ограничениям, Пандито Хамбо-лама оставался почти единственным официально признанным духовным лидером буддистов. Это придало титулу особый вес — он стал символом преемственности, стойкости и верности традиции. Сегодня Пандито Хамбо-лама — глава Буддийской традиционной сангхи России (БТСР), одной из крупнейших буддийских общин страны.

Ниже идут Хамбо-ламы, духовные лидеры отдельных регионов. Как правило, каждый из них возглавляет крупный дацан (буддийский монастырь) и отвечает за религиозную практику, образование и организационное управление на своей территории — будь то Бурятия, Калмыкия, Тува или другие регионы с населением, исповедующим буддизм.

Бурятские ламы. Правообладатель: Кунсткамера
Бурятские ламы. Правообладатель: Кунсткамера

Следующее важное звено — ламы. Это монахи, прошедшие полное буддийское образование и получившие право проводить богослужения, читать молитвы, совершать обряды и обучать других. Среди них особо почитаются геше — ученые с высшей степенью, и габжи — почетное звание для уважаемых учителей.

В каждом дацане важную роль играют шэрэты — настоятели, отвечающие за повседневную жизнь монастыря. Они выступают в роли связующего звена между духовным руководством и практической деятельностью дацана.

-3

Основу монашеской общины составляют монахи — люди, посвятившие свою жизнь буддийскому пути: от послушников (тэнцзы, ашаги) до тех, кто принял полное посвящение и участвует в ритуалах и преподавании.

Вот еще некоторые должностные звания:

  • Лацаб — главный помощник ширетуя.
  • Далама — помощник ширетуя по хозяйственным делам.
  • Цоржи — лама, руководящий собранием монахов (хуралом) во время богослужения.
  • 1-й гэбкуй — лама, следящий за порядком и распределяющий пожертвования прихожан во время хурала.
  • Гл. унзад — лама, начинающий чтение канонического текста.
  • Гадагба — помощник унзада, следящий за текстом во время чтения на хурале.
  • Гонир — лама, следящий за подготовкой алтаря и размещением всех необходимых культовых предметов во время хурала.
  • Нирба — лама, ведающий всеми хозяйственными и финансовыми делами.
  • Жама — помощник нирбы.

Наконец, важную роль в жизни буддийской общины играют миряне — обычные прихожане, не принимающие монашеских обетов.

Буддийские общины представлены не только в традиционных регионах: Бурятии, Калмыкии, Туве, но и в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Это говорит о том, что буддизм в России — не только наследие народов Сибири, но и живая, развивающаяся традиция, востребованная все большим числом людей.

На мероприятия, посвященные 110-летию «Дацана Гунзэчойнэй» приглашены мастера буддийской тантры: 27 лам — представителей факультета Дуйнхор, или Калачакра, Дацана Хамбын-Хурэ (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ), а также уважаемые ширээтэ-ламы (настоятели) 50-ти храмов Буддийской Традиционной Сангхи России и главы Тувинской и Калмыцкой официальных Общин буддистов.