16 октября 2025 года рейс United Airlines UA1093, Boeing 737 MAX, был вынужден совершить аварийную посадку в Солт-Лейк-Сити после того, как лобовое стекло треснуло из-за удара неизвестного объекта во время полета из Денвера в Лос-Анджелес. апитан сообщил, что видел, как объект ударился о лобовое стекло, и предположил, что это мог быть космический мусор. Один пилот получил травмы руки. Точная причина происшествия выясняется.
Крепежные элементы были срезаны, так что это вряд ли столкновение с птицей. Похоже, что это был металлический объект. Крупная птица, скорее всего, оставила бы кровавые следы от удара. Самолет находился на высоте 36 000 футов. Некоторые гуси и стервятники могут летать на высоте 30 000 футов, но большинство таких видов не встречаются в Америке. Уилсоновская славка может подниматься до 32 000 футов в Америке.
В интернете появилась запись на тепловизоре, где в момент инцидента видна группа объектов на высоте около 30 000 футов. В том районе были другие самолеты, которые отображались в приложениях радаров с указанием высоты. Эти же объекты выглядели намного крупнее гусей на такой высоте. Что же это были за объекты?
Возможные причины повреждения лобового стекла самолета
- Космический мусор: Небольшие фрагменты спутников, обломков или других искусственных объектов на орбите могли столкнуться со стеклом. Космический мусор движется с высокой скоростью и может вызвать значительные повреждения, включая срезание риветов, без проникновения в кабину.
- Метеорит или микрометеорит: Хотя метеорит, вероятно, пробил бы стекло, микрометеорит (очень маленький фрагмент) мог ударить по касательной, вызвав трещины и срезав риветы, но не проникнув внутрь.
- Столкновение с неизвестным объектом: Объект, не идентифицированный как птица или мусор, мог ударить стекло. Учитывая высоту, это маловероятно птица, так как даже виды, способные летать на 30 000–32 000 футов (например, уилсоновская славка или редкие гуси), не оставили бы следов, характерных для металлического удара.
- Механический дефект или усталость материала: Стекло могло треснуть из-за внутреннего напряжения, производственного дефекта или усталости материала, а срезанные риветы могли быть следствием вибрации или давления от удара. Однако это менее вероятно, учитывая описание внешнего воздействия.
- Неопознанный летающий объект (НЛО): Хотя спекулятивно, некоторые могут предположить, что это был неидентифицированный объект, особенно с учетом сообщений о крупных объектах на тепловизоре, не похожих на гусей. Однако это требует дополнительных доказательств.
- Атмосферные частицы или лед: На высоте 36 000 футов ледяные кристаллы или другие твердые частицы в атмосфере могли ударить стекло, но они обычно не вызывают таких повреждений, как срезанные риветы.
Метеозонд
21 октября появилось сообщение в соцсетях:
"Да, я думаю, это был наш шар WindBorne. Мы узнали о UA1093 поздно вечером в воскресенье, сразу начали проверку и на утро понедельника отправили предварительный отчёт NTSB и FAA. Мы сотрудничаем с ними и рады, что никто не пострадал серьёзно".
Позже компания подчеркнула, что это первый такой инцидент за тысячи запусков, и они ввели новые протоколы, чтобы минимизировать время нахождения шаров на уровнях коммерческих рейсов.
На данный момент метеозонд (или, точнее, "умный" атмосферный шар) от WindBorne Systems из Пало-Альто считается основной гипотезой в расследовании.
Что такое WindBorne Systems и их шары?
WindBorne — это стартап из Пало-Альто (Калифорния), основанный в 2019 году. Они запускают сеть лёгких, долгоживущих метеозондов (назовём их "умными шарами"), которые поднимаются на высоты до 18 км (около 59 000 футов), собирают данные о погоде, ветрах и атмосфере, а потом используют ИИ для улучшения прогнозов. Эти данные продают правительствам (включая NOAA и международные агентства). Шары весят всего около 1 кг на старте, используют мешок с песком как балласт, и они спроектированы так, чтобы "плавать" в стратосфере месяцами.
Компания уже запустила больше 4000–5000 таких устройств и всегда координирует запуски с FAA (федеральным авиационным управлением США), подавая NOTAM (уведомления для пилотов) и делясь реал-тайм позициями через API.
Почему это могло быть их шаром?
- Время и место совпадают: Инцидент с UA1093 произошёл 16 октября 2025 года на высоте 36 000 футов (около 11 км) примерно в 200 милях к юго-востоку от Солт-Лейк-Сити (трасса Денвер–Лос-Анджелес). Последние данные телеметрии одного из шаров WindBorne прекратились именно в этой зоне и на этой высоте, в момент столкновения. CEO Джон Дин (John Dean) подтвердил, что их внутреннее расследование показало "высокую вероятность" причастности их устройства.
- Характер повреждений: Трещины на стекле, срезанные риветы и следы "пескоструя" (scorch marks или абразивные отметины) идеально подходят под сценарий удара лёгкого шара с песчаным балластом. Шар не пробил стекло (многослойное, устойчивое к ударам), но соскользнул, повредив крепления. Нет крови или перьев (как при птице), и высота слишком большая для большинства птиц. Космический мусор или метеорит, скорее всего, вызвали бы более глубокое проникновение или другие следы (например, высокотемпературные ожоги).
Национальный совет по безопасности на транспорте подтвердили, что лобовое стекло отправлено в их лабораторию на анализ. Председатель Дженнифер Хоменди отметила: "В другой ситуации это могло быть катастрофическим для самолёта и пассажиров". Они изучают данные полёта, интервью с экипажем и телеметрию шара. Пока официально не подтверждено, но версия с метеозондом — ведущая.