Для цитирования: Анисимов М.П., Логвиненко О.А., Кортенко Л.В. Обучение навыкам программирования на платформе 1С будущих специалистов промышленных предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления: сборник статей Тринадцатой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Екатеринбург, 20–21 октября 2025 года) / отв. ред. д.э.н., доц. Л. А. Мочалова; Урал. гос. горный ун-т. – Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2025. 206 с. - с.5-11
TRAINING IN PROGRAMMING SKILLS ON THE 1C PLATFORM FOR FUTURE INDUSTRIAL SPECIALISTS
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема подготовки специалистов промышленного профиля к работе с профессиональными программными продуктами на примере платформы 1С:Предприятие 8.3. Основное внимание уделяется методическим аспектам обучения административным и программистским функциям в режиме «Конфигуратор», включая работу с базами данных, настройку пользовательского доступа и публикацию информационных систем. На основе опыта обучения студентов Цифровой кафедры УГГУ проанализированы ключевые компетенции, необходимые для эффективного использования возможностей платформы 1С в условиях современного промышленного предприятия. Исследованы особенности адаптации теоретической и практической составляющей курса под специфику подготовки будущих специалистов и руководителей промышленных предприятий.
Abstract. The article discusses the current problem of training industrial specialists to work with professional software products using the 1C platform as an example.:Enterprise 8.3. The main focus is on methodological aspects of learning administrative and programming functions in the Configurator mode, including working with databases, configuring user access, and publishing information systems. Based on the experience of teaching students of the Digital Department of Ural State Mining University, the key competencies necessary for the effective use of the capabilities of the 1C platform in a modern industrial enterprise are analyzed. The peculiarities of adapting the theoretical and practical components of the course to the specifics of training future specialists and managers of industrial enterprises are investigated.
Ключевые слова: 1С Предприятие 8.3, администрирование, конфигурирование 1С, работа пользователей.
Keywords: 1C Enterprise 8.3, administration, 1C configuration, user work.
«Я знаю только, что ничего не знаю,» – Сократ. [1, c.30]
В современных условиях цифровизации образования особую значимость приобретает разработка эффективных методик обучения специалистов технического профиля работе с профессиональными программными продуктами, что подтверждается, например, исследованиями в сфере подготовки авиационных кадров [2]. В контексте формирования профессионально важных качеств специалистов не информационно-технологического профиля [3] особое значение приобретает развитие цифровых компетенций у обучающихся на Цифровой кафедре УГГУ студентов. Этот опыт наглядно демонстрируется на примере приобретения навыков программирования на платформе 1С:Предприятие, 8.3 в режиме «Конфигуратор», позволяющем администрировать, программировать и конфигурировать систему. В конфигураторе возможно решение таких задач программиста как: обмен данными в формате Excel, замер производительности для оптимизации работы базы данных. В конфигураторе можно создавать, открывать, копировать, вырезать, сравнивать, вести глобальный поиск и замену файлов различных типов документов (текстовых, табличных, графических, географических, шаблонов текста). На любом предприятии из административных задач в режиме конфигуратора могут выполняться следующие группы функций.
1. Создание и управление пользователями (включая ввод имени, электронной почты, пароля, настройку ролей по правам доступа к данным), настройка их аутентификации с использованием возможностей операционных систем и методов Kerberos или IDLE.
2. Ведение и обновление журналов регистрации, например, активных пользователей, их действий или работы приложений.
3. Наблюдение за активными сеансами и типами приложений, открытых пользователями.
4. Удаление помеченных объектов как особо значимая функция в контексте управления товарно-материальными ценностями, при котором требуется поддержание данных об остатках, перемещениях и списаниях товаров [4]. Некорректное удаление объектов учета может привести к нарушению целостности учетных данных и искажению результатов складского учета.
5. Работа с базой данных информационной системы (создание, блокировка пользователей в режиме «один из предприятия», использование пунктов меню «выгрузка» и «загрузка» информационной базы). Выбор между созданием новой информационной базы или добавлением существующей. Выбор каталога для хранения базы данных и языка. Настройка аутентификации и скорости соединения.
6. Создание архива базы для учебных целей в папке для хранения на диске в виде файла с расширением «.dt», проверка выгруженной информационной базы. При этом следует правильно называть файлы для удобства их последующего поиска, а организовывать архивы по принципу «недельных копий». Создание регламента резервного копирования, включающего важные аспекты регулярного восстановления данных и проверки работоспособности резервных копий.
7. Публикация базы данных на веб-сервере позволяет работать с ней через браузер. Для этого можно использовать различные CMS для управления контентом и системы для работы сайта (или языки для публикации). Публикация базы данных 1С предполагает наличие административных прав и настройку функционирования веб-сервера, например, через панель управления Windows, на которой следует включить компонент Internet Information Server (IIS). Перспективным направлением развития этого момента может стать создание гибридных систем, объединяющих возможности используемых в процессе обучения традиционных баз данных с интерактивными веб-приложениями в AR-формате, что особенно актуально для промышленного сектора и сферы образования [5].
7.1. Для настройки IIS-компонента по инструкции на сайте Microsoft также требуются права администратора и выпуск сертификата для работы с протоколами HTTPS и SSL.
7.2. Для настройки веб-сервисов и протоколов в конфигураторе нужно авторизоваться как администратор. Обычно по умолчанию выбирается веб-сервер, но можно выбрать и другие протоколы.
7.3. После настройки нужно проверить публикацию базы данных.
8. Настройка главного меню, требуемым составом панелей и иконок, для ускоренного доступа к нужным функциям.
9. Для отладки и проверки результатов работы программистов полезной функцией является запуск и тестирование программы.
В режиме «Сервис» есть калькулятор и календарь, которые можно использовать для различных задач. Также в этом режиме для предотвращения несанкционированного доступа можно настроить блокировку информационной системы без пароля и разблокировку с паролем.
В режиме «Управляемое приложение» можно использовать как старые, так и новые формы. Старые приложения можно дописать для работы через браузеры.
В режиме «Справка» есть система, построенная в виде дерева, с информацией по работе с 1С, подсказками по конфигурированию и программированию. Содержащиеся в справке о программе синтаксис-помощники помогают использовать встроенный язык программирования, а ссылки на информацию в интернете сориентироваться в конфигурациях и платформах.
Также частично административные функции, которые ранее были доступны только в режиме «Конфигуратор», появились в пользовательском режиме. Настраивая их программированием можно осуществлять выгрузку и загрузку баз данных.
В отношении конфигурирования отметим, что учебная версия платформы 1С Предприятие 8.3 Цифровой кафедры УГГУ установлена на 32-битной системе в папке «Program Files x86». Для установки рабочей версии 1C требуется 64-битная система. Проверку типа системы осуществляют через свойства компьютера. При создании информационной базы 1С можно выбрать разрядность в 32 или 64 бита, или оставить функцию автоматического определения разрядности.
Установочная папка «1С» содержит три папки: «common», «databases» и «docs». Папка «common» содержит программу «1C Start», которая запускает 1C. Папки с цифрами обозначают версию, редакцию и релиз. Дополнительными параметрами запуска при создании новой информационной базы являются возможности запуска 1С и создания базы данных через командную строку для выполнения дополнительных функций или в браузере.
Студенты были ознакомлены с такими ограничениями учебной версии как ограниченное количество записей в таблицах, отсутствие многопользовательского режима с использованием паролей, поддержки работы в режиме «клиент-сервер», с COM-соединением и хранилищем конфигурации, использованием распределенных информационных баз, возможностей печати, сохранения табличных документов, копирования содержимого из более, чем одной ячейки, сниженным быстродействием учебной версии, отсутствием функциональности, связанной с поставкой конфигурации. В то же время учебная версия не имеет защиты и может быть свободно скачана и установлена с использованием официальной информации с сайта 1С.
Версия 1С для предприятий предлагает различные режимы работы. Так задачей «тонкого клиента» является разделение функций между клиентом и сервером, а толстый клиент использует всю вычислительную мощность компьютера. В качестве примера отмечено, что в крупных организациях работает несколько команд программистов, а хранилище конфигурации, фиксирующее изменения в программе, разделяет работу между этими командами, что предотвращает возможные конфликты.
В отношении проблем с данными, связанными с аппаратной частью информационных систем с точки зрения конфигурирования программных продуктов 1С отмечено, что, например, при таких сбоях как отключение электричества может помочь:
- очистка кэша, сохраняющего настройки и формы для быстрого доступа к данным;
- своевременная замена дисков памяти SSD и HDD при исчерпании их ресурса.
Конфигурация файлов в папке базы данных предполагает возможность их создания, как и вспомогательных файлов специального назначения. Таких как каталога журнала регистрации, способствующего разделению файлов для оптимизации работы базы данных, или утилиты для исправления ошибок в базе данных, появляющихся в процессе копирования. Рекомендовано повторное сканирование для проверки исправлений.
Обзор интерфейса программы в пользовательском режиме представляет кнопки и окна для поиска, оповещений, избранного, использования календаря (включая производственный), и калькулятор для математических расчетов и моделирования [6]. В пользовательском режиме возможно использование пяти типов файлов. Текстовые документы предполагают набор текста, сохранение, изменение кодировки. Табличные – содержат ячейки, строки, колонки, возможности форматирования текста. HTML документ подходит для разметки, редактирования, форматирования. Графическая схема допускает рисование, сохранение, работу с бизнес-процессами. Документы по бизнес-процессам включают точку входа, условия, действия.
При рассмотрении пункта «О программе» обращаем внимание на версионность и возможность установки нескольких версий программы. Одной из особенностей использования платформы является то, что разные базы данных могут работать с разными ее версиями, а ярлык для запуска конкретной версии можно настроить с указанием версии программы на нем.
С целью защиты самых разных конфигураций фирмы 1С и ее партнеров используются два вида защиты: аппаратный ключ и программная лицензия как шифр из 15-16 символов. Эффективность системы защиты существенно повышается при соблюдении комплекса мер информационной безопасности, включающего регулярную смену паролей (рекомендуемый период 3–6 месяцев) и использование двухфакторной аутентификации [7]. Важным аспектом является применение сертифицированного программного обеспечения, что гарантирует соответствие международным стандартам безопасности, в частности, требованиям ISO 20000-1, направленным на повышение эффективности управления IT-услугами и минимизацию рисков инцидентов информационной безопасности.
Лицензионная конфигурация платформы 1С активизируется после ввода данных о купившей ее организации и создания лицензионного файла с расширением «.lic». При изменении компонентов компьютера используются вспомогательные коды для активации. Информация о платформе и конфигурации используется при сотрудничестве с линией консультаций и поддержки, отмечаются различия между линейками длительного и недлительного сопровождения. При этом пользователям рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг актуальности используемых версий программного обеспечения и компонентов системы защиты, что позволяет своевременно устранять выявленные уязвимости и обеспечивать надежную защиту информационных активов организации.
Представленный опыт обучения первым навыкам программирования на платформе 1С:Предприятие 8.3 будущих специалистов промышленных предприятий позволил сформулировать следующие ключевые выводы в контексте менеджмента промышленного предприятия. Цифровизация образования требует принципиально новых подходов к формированию профессиональных компетенций специалистов технического и экономического профилей [8]. Используемая методика обучения работе с платформой 1С:Предприятие 8.3 демонстрирует эффективность комплексного подхода к подготовке кадров для промышленного сектора.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- апробирована эффективная модель обучения специалистов не IT-профиля работе с профессиональным программным продуктом 1С;
- определены ключевые компетенции специалистов, необходимые для администрирования и конфигурирования автоматизированных информационных систем;
- выявлены особенности адаптации теоретической и практической части курса под специфику обучения будущих руководителей и специалистов промышленных предприятий.
Методологические аспекты реализации образовательной программы показали, что комплексный подход к обучению позволил формировать у студентов системные представления о работе с базами данных; развивать навыки управления информационными потоками; подготавливать специалистов, готовых к решению реальных производственных задач.
Перспективные направления дальнейшего развития программы обучения программированию с использованием профессионального продукта «Фирмы 1С» могут быть связаны с углублением практической составляющей обучения [9], расширением спектра осваиваемых компетенций, интеграцией учебного процесса с реальными производственными задачами, адаптацией программы обучения под конкретные потребности промышленных предприятий.
Представленные выводы исследования подтверждают, что разработанная методика может быть успешно применена в системе подготовки кадров для промышленного сектора, что особенно актуально в условиях цифровой трансформации экономики и повышения требований к квалификации специалистов. Таким образом, представленный опыт обучения студентов на Цифровой кафедре Уральского государственного горного университета способствует формированию конкурентоспособных специалистов, способных эффективно решать задачи управления промышленным предприятием в условиях цифровой экономики.
Список литературы
1. Коломейцев А. Е., Савельев А. Д. Генотип справедливости в древнегреческой общине: правда Сократа // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество, 2014, № 2. – с.26-32.
2. Будагов А.С., Молчанова Р.В. Авиационное образование в системе подготовки кадров авиатранспортной отрасли // Экономика и управление: проблемы, решения, 2024, Т.1, № 5 (146). – с.15-21.
3. Блинова А.Л., Молоткова Т.В. Анализ процесса формирования профессионально важных качеств метрологово в высших учебных заведениях // Наука и бизнес: пути развития. 2024. № 10 (160). – с.73-76.
4. Панова М.В., Маликов М.О. Партионный учет товарно-материальных ценностей с использованием адресного хранения (ячеистого склада) для конфигурации 1С «Управление торговлей» // Математическое и компьютерное моделирование. Сборник материалов XII международной научной конференции. Омск, 2025. – с 213-215.
5. Кольева Н.С., Панова М.В., Шемакин В.В. Примеры использования интеграции веб-программирования и AR в различных отраслях // Математическое и компьютерное моделирование. Сборник материалов XI Международной научной конференции, посвященной памяти В.А. Романькова. Омск, 2024. – с.146-147.
6. Радковская Е.В., Кочкина Е.М., Попова Н.П. Математическое моделирование в работе транспортных предприятий // Перспективы науки, 2023, № 12 (171). – с.110-113.
7. Шукшин А.С., Илюхина С.В. Информационная безопасность как часть экосистемного подхода к кибербезопасности // Тенденции развития науки и образования, 2024, № 105-14. – с.96-100.
8. Дудина В.Ю., Жулькова Ю.Н., Синева Н.Л. Особенности реализации дисциплин проектного цикла в высшей школе // Успехи гуманитарных наук, 2025, № 8. – с.175-180.
9. Бутко Г.П., Абросимов М.А. Особенности внедрения цифровых технологий в организации складского учета // Социально-экономическое развитие и национальная безопасность России. Сборник научных трудов, Екатеринбург, 2025 - с. 34-39.