На краю земли Колымской. Заповедные тропы России
Колыма. У многих это название скорее ассоциируется не с природными красотами, а с трагическим периодом 30-х – 50-х годов прошлого века, когда здесь располагалось значительное количество ИТЛ Севвостлага, который управлялся «Дальстроем» — государственным трестом по освоению Дальнего Востока.
Интересно, что первый по сути, а второй по факту не входили в структуру ГУЛАГа. Все же рассказ будет не об этом, но и этой страницы истории я немного коснусь.
Колымский край — огромная область на северо-востоке России, охватывающая бассейн реки Колымы от северного побережье Охотского моря до Восточно-Сибирского моря на территории почти всей Магаданской области и северо-восточных районов Якутии.
Колымский край — огромная область на северо-востоке России, охватывающая бассейн реки Колымы от северного побережье Охотского моря до Восточно-Сибирского моря на территории почти всей Магаданской области и северо-восточных районов Якутии.
А мы отправимся в Нижнеколымский улус Республики Саха (Якутия), туда, где завершает свой путь могучая река Колыма.
Здесь на краю земли колымской, проделав путь в 2000 километров река тремя главными протоками – правой, судоходной Каменной Колымой, центральной Походской Колымой и левой Чукочье образует мощную дельту, протяженностью чуть более 100 километров вынося свои воды в Восточно-Сибирское море.
Левобережье этой дельты большей частью находится в ресурсном резервате «Чайгурино», который в свою очередь граничит с материковой частью государственного природного заповедника «Медвежьи острова».
Места эти трудно проходимые, сильно обводненные и добраться сода можно либо лодкой в короткий летний период, либо по льдам проток зимой на снегоходах и иной специальной техники.
Сейчас воротами в эти края является посёлок Черский, он же административный центр улуса, куда из Якутска по средам и субботам выполняет регулярные рейсы авиакомпания «Якутия». 1620 км под крылом и через три с половиной часа вы в Черском. (фото 3) На машине это расстояние значительно больше – по зимнику «Арктика» 2564 километра.
Освоение этих мест русскими первопроходцами — Семёном Дежнёвым, Иваном Ерастовым, Михаилом Стадухиным относят к середине 17 века. Именно Стадухин достиг морем устья Колымы и поставил зимовье – Нижнеколымский острог рядом с которым возникло село Походск.
На стеле около села указана дата 1643 год. Полагают, что название села возникло от слова «поход» — по всей видимости острог и село служили «базой», где собирались силы для походов в верховье Колымы, а так же далее на восток, где зачастую они вступали в жесткие схватки с местными племенами юкагиров, чукчей, эвенов.
За длительный период здесь сформировалась особая субэтническая группа — Походчане. Они относятся к «русским старожилам», группе нижнеколымчан. Удаленность и изолированность этих мест способствовала образованию смешенных браков сибирских казаков переселенцев с юкагирами и эвенами. За несколько веков проживания в этом суровом крае походчане переняли от соседних с ними коренных жителей особенности образа жизни, необходимые для выживания в арктических областях, и стали воспринимать эти места как родную среду обитания.
Интересно, что дважды в начале 1940-х и 1970-х поселок пытались ликвидировать, как не перспективный, но оба раза спустя 3-4 года походчане возвращались на родные места. Что ж власти сдались – поселок живет. Сейчас здесь есть детский сад и школа, появилось центральное отопление.
В 2004 году был принят закон республики Саха (Якутия) по которому Русские старожилы были включены в категорию малочисленного коренного населения Якутии. Основным занятием конечно же традиционно считается рыбалка и охота. Какая же здесь великолепная рыба – нельма, муксун, чир, ряпушка, встречается осетр.
Как-то сложилось, что из северных рыб всегда отдавали предпочтение нельме и муксуну, но скажу я вам, чир напрочь поломал этот стереотип — вкуснейшая рыба, которая хороша во всех видах приготовления. Какая же из него наваристая, ароматная уха, а таящая во рту строганина, умопомрачительные балыки, неповторимая юкола.
А какая тут ряпушка!!! Не в обиду питерцам, но балтийская ряпушка, это как если кильку сравнить с атлантической селедкой. Невероятно вкусная рыба. А ещё здесь своеобразно угощаются икрой. В неё перед употреблением добавляют мелко нарубленный чеснок. И скажу я вам это здорово вкусно!!!
Если воротами в этот край служит поселок Черский, то давайте в них и войдем. Сейчас это административный центр Нижнеколымского улуса, а до прихода русских первопроходцев это было небольшое чукотское рыбацкое поселение, которое чуть трансформировавшись таковым вступило в 20 век. В 1931 году поселение получило название Нижние Кресты, а десять лет спустя стало центром улуса. Только в 1963 году поселение получило статус поселка городского типа и название Черский в честь геолога, географа, палеонтолога Ивана Дементьевича Черского, который в 1981 году работал здесь в экспедиции.
Уроженец Витебской губернии оказался в Сибири не по своей воли. В 1963 году он был участником польского восстания. Был захвачен в плен, по решению военно-полевого суда лишен дворянского звания, имущество было конфисковано и приговорен к бессрочной рекрутской службе в Сибири, где с начала служил в Омске, а затем в Иркутске. Но не буду загружать вас подробностями его жизни, всё это есть в энциклопедии.
Интересно, что исследованием берегов рек Лена, Колыма, Индигирка, Яна для комплексного изучения неисследованных областей Северо-Восточной Сибири он занялся только в 1891 году, а в июле 1892 года скончался от туберкулеза. Похоронен на берегу р. Колымы, в урочище Омолон, в 30 километрах ниже р. Прорвы.
Будете в Черском обязательно сходите в местный музей, экспозиция которого сформировалась и продолжает пополняться силами местных жителей. Очень интересно!
Осенью заповедник «Медвежьи острова» организовывает авиамониторинг белых медведей. На вертолете специалисты проводят облет территории заповедника проводя учет и комплексное биологическое обследование хозяев Арктики. Продолжается мониторинг дня три-четыре, но это в идеале, а по факту, мероприятие это может запросто растянуться на пару недель. Погода, погода, погода. Именно она определяет и возможность вылета, и маршрут, и…, да в целом всё определяет она. Так было и в этот раз.
Сейчас в Черском нет постоянно базирующегося вертолетного отряда и борта прибывали из разных мест. Первый, кстати вовремя, прилетел из Среднеколымска, а второй летел аж из Магадана, но из-за погоды добрался только через 5 дней. Так что по факту вместо четырех вылетов, я попал только на два и то, из-за плотной облачности над островами вертолет туда не полетел. В том месте, где должны были виднеться острова болталась плотная облачность, грозя двинуться к материку, высылая к нам небольшие заряды колючей смеси дождя и снега. Так получилось, что времени ждать второй борт, по определенным обстоятельствам у меня просто не было. Но скажу я вам и от этих двух вылетов впечатлений вагон!!!
Давай те ка пролетим над прекрасной колымской дельтой, а заодно посмотрим, как ведутся работы по изучению популяции белых медведей. Надо сказать, что лаптевская популяция, а в этих краях в основном обитает она, изучена крайне мало. Интерес у биологов вызывает и тот факт, что здесь проходит разграничение ареалов обитания чукотской и лаптевской популяции, и вот как они взаимодействуют, как мигрируют, вызывает большой интерес. Хотя сами мишки себя то по этим популяциям не делят и при встрече паспорта друг другу не предъявляют.
Но все же сначала вспомним про Севвостлаг, про один из многочисленных ИТЛ. Располагался он на берегу Восточно-Сибирского моря в месте под названием Амбарчик. Дело в том, что такое необычное название связано со строительством здесь в 1741 году Дмитрием Лаптевым, двоюродным братом Харитона Лаптева амбаров во время Великой северной экспедиции. Позднее здесь возник поселок. В 1932 году началось строительство порта и речных барж.
Работы велись силами заключенных лагеря организованного прямо на берегу моря. На тот момент в низовьях Колымы велась разработка золотых приисков и через этот порт шло их обеспечение материалами и рабочей силой.
В 1935 году здесь построили метеостанцию, которая функционирует до сих пор. Восточно-Сибирское море очень мелководное, да и крепкие шторма здесь не редкость. Позднее порт отсюда перенесли в Зеленый Мыс, находящийся в 3 километрах от Черского.
А вслед за этим в 1954 году был ликвидирован и лагерь. От Черского до Амбарчика чуть более 100 километров вдоль главной судоходной протоки Колымы. Слева якутские просторы, изрезанные многочисленными мелкими протоками, обильно покрытые разнообразных размеров озёрами, в массе своей безымянных. Непонятно чего здесь больше воды или суши. А справа, буквально в 20-30 километрах виднеются горы – это уже Чукотка.
Здесь заканчивается пересекающий её Анюйский хребет, упирающийся практически в берег моря.
Вертолет меняет курс и идет вдоль береговой линии. Мы должны перелететь дельту и попасть к материковой части заповедника «Медвежьи острова», где расположен кордон «Агафоново». А по пути будем пытаться обнаружить медведей. К этому времени они частенько ходят вдоль берега в поисках пищи. На вертолете красота, какая же открывается захватывающая панорама.
А вот зимой по льдам, усыпанным торосами мы тут как черепахи ползли на Треколе.
Внутри винтовой машины оживление – Медведь! Медведь! Готовность номер один. Задача усыпить медведя специальным лекарством. Тут основная задача слаженная работа пилота и стрелка. Ну и конечно опыт каждого. Медведя нельзя долго гнать по тундре. Внизу вязкая плохо проходимая субстанция – травяные кочки да вода, и животное прилагает огромные усилия чтобы уйти от непонятной огромной, извергающей ужасающие звуки птицы.
Пилоту надо подойти к животному метров на 20-30. В противном случае выпущенный из пневматического ружья дротик с препаратом может не долететь до медведя. Потоками воздуха от работающих винтов его выкинет в неизвестность. Но в нашей команде мастера экстра-класса!
Пара маневров, выстрел и дротик в шее у зверя. Стрелять в тело плохо, там много жира и препарат может не сработать полностью, а это чревато последующей непредсказуемой реакцией зверя. Он может либо в любой момент очнуться, либо быть в некоем промежуточном состоянии, что в обоих случаях недопустимо.
Вертолет резко отворачивает от медведя и быстро уходит в сторону на приличное расстояние. Вскоре движения животного становятся все медленнее. Встал. Еще мгновение и медведь на земле. Вертолет садиться и глушит двигатель. Нам попалась медведица, не очень крупная лет 5-6. Теперь наступает время её изучения. На это уходит около часа.
Делаются замеры объема головы, шей, длины тела и лап. Берут анализ крови. Устанавливают ошейник с передатчиком. Теперь, если повезет и Сахаяна, такое имя получила эта красавица, его не сорвет, можно будет проследить её маршрут. Обследования завершены. Зверю введен антидот чтобы он пришел в себя. Оставлять в тундре обездвиженное животное нельзя, оно в таком случае подвергается смертельной опасности. Медведи не особо разборчивы в выборе пищи и с удовольствием угощаются своими соплеменниками.
Ну вот медведица подняла голову, посмотрела по сторонам, встала и неторопливо стала удаляться в тундру. А мы летим на кордон, там с группой биологов мы останемся на ночь в надежде, что к кордону подойдут медведи.
Агафоново. В первое мое посещение весной тут была снежная пустыня, сплошь заваленная торосами. А оказывается и берег моря рядом, и небольшая речка. А в целом ровная, куда не кинь взгляд местность не совсем подходящая для прогулки.
Под ногами все хлюпает и чавкает, воды в изобилии. Вроде наступаешь на кочку, ан нет опять вода. «Сегодня медведей не было, да и вчера только один проходил. Там, вдоль моря» – сказал один из инспекторов. Ну что ж, возможно подойдут. В идеале надо бы прямо к кордону… Солнце уже почти уперлось в горизонт, а мишек не видать. Подняли коптер. Ах ты, вот же один в трех километрах слева. Вытаращился на жужжащий коптер и решил удрать от него в тундру. Напрасно заводили коптер, чтобы развернуть мишку в сторону кордона, он упорно шел в тундру.
Не будем зря мотать зверя… Полетели в другую сторону. Километрах в пяти, наткнулись на еще одного угрюмо тащившегося вдоль берега. Мишки! Давайте на кордон. Но если и придут, то только ночью. Поэтому из вагона в темное время одному не выходить. Медведь может подойти прямо к вагончику. В таком случае, в темноте шансы от него удрать равны 0. Но удача нам не улыбнулась. Медведей не было.
Возможно и прошли, но это было совсем в темноте, так как на рассвете я некоторое время наблюдал за берегом. Не в этот раз…
Часам к 11 за нами пришел борт и мы пошли сначала вдоль морского берега долетели до реки Чукочьей, а оттуда уже курсом на Черский, только теперь с другой стороны Дельты. Внизу открываются потрясающие, невероятно красочные виды осенней колымской тундры. Когда ты внизу стоишь в чавкающей жиже и наблюдаешь пожухлую траву, то даже не можешь представить, какую красоту она таит в себе, какие причудливые узоры и краски…
Вертолет в порту Черского. Винты сделали последни плавный оборот и замерли, и невероятная тишина. Мгновение, всё, закончилось мое путешествие на край земли колымской. На память остаются фото и конечно потрясающие впечатления от встречи с этим далеким, суровым, но невероятно удивительным краем!!!
Текст и фото: Алексей Романов
Больше статей Алексея Романова читайте на нашем сайте ТревелЭксперт
Подпишитесь
Читайте еще: