505 лет назад, 21 октября 1520 года, был открыт некий пролив из Атлантики в бескрайний океан, поразивший своей необычайной тишиной. Его назовут «Тихим океаном», а эту узкую полоску воды, соединяющую Атлантику и Тихий океан, станут именовать «Магелланов пролив» — в честь первооткрывателя.
Путешествие началось с измены
Фернан Магеллан, замкнутый, молчаливый, постоянно окружённый покровом одиночества, источал ауру отчуждённости, холодности и подозрительности. Маленькие, пронзительные глаза, крепко сжатый рот выдавали в нём человека, скрывающего глубокую тайну, которой он ни с кем не собирался делиться. Тот, кто годами способен держать секрет внутри себя, неизменно вызывает тревогу у тех, кто честен от природы и привык жить открыто.
Магеллан действительно хранил тайну. Год он регулярно посещал лиссабонскую Tesoraria. Каждый капитан прибывшего в порт португальского судна обязан был сдать в хранилище лаговые записи кормчих, судовые журналы, карты и портуланы. Их-то и изучал наш герой.
Много времени проводил он также в трактирах, беседуя с капитанами и штурманами, имеющими опыт плаваний в южных морях. Завёл тесную дружбу с выдающимся астрономом той эпохи Руи Фалейру. Что ещё оставалось ему делать?
Фалейру каким-то образом удалось попасть в секретное хранилище португальской короны. Благодаря этому он открыл важную тайну: примерно на 38-й параллели Южного полушария находится пролив, соединяющий два океана.
Астроном узнал эту информацию благодаря уникальной карте, созданной придворным географом Мартином Бехаймом и долгое время скрываемой в этом хранилище. Карта основывалась на сведениях, полученных от португальских мореплавателей, исследовавших бразильское побережье и, вероятно, аргентинское. Среди участников одной из таких экспедиций был знаменитый Америго Веспуччи.
Как известно, португальский король Мануэл I отказал Магеллану в снаряжении экспедиции. Мореплаватель, недолго думая, прибыл ко двору Испании, где и раскрыл секреты португальских мореплавателей. За такое соотечественники вполне обоснованно могли бы его вздёрнуть на виселице.
Сплошные бунты на пути к открытиям
20 сентября 1519 года из испанского Санлукар-де-Баррамеда отплыли пять судов: флагманский корабль «Тринидад», а также «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». Их экипажи состояли примерно из трехсот человек разных национальностей: испанцев, португальцев, итальянцев, французов и немцев. Кого-то из них манила слава, кого-то богатство. Однако всех объединяла общая цель — достичь «золотых» Молуккских островов, славящихся уникальными специями.
К этому времени пересечь Атлантику уже не представляло особой трудности, однако флотилия Магеллана угодила в экваториальный штиль. Корабли долго неподвижно дрейфовали под палящими солнечными лучами. Тоска и однообразие породили первые раздоры среди команды. Надменные испанские дворяне негодовали оттого, что ими руководит простолюдин-португалец. Возникали мелкие конфликты.
Наконец появился ветер, и флотилия, быстро дойдя до берегов Америки, повернула на юг и последовала вдоль побережья. 10 января 1520 года корабли вошли в просторный залив, глубоко врезающийся внутрь континента на запад. Магеллан знал о нём. Это был именно тот пролив, о котором говорил астроном Руи Фалейра.
Но... Капитан разведывательного судна докладывал по возвращении:
«Вода в предполагаемом „проливе“ пресная, а его береговая линия стремительно уменьшается».
Это оказалась река Ла-Плата — самая широкая в мире.
Здесь можно было бы поставить точку в путешествии, смирившись с неудачей, повернуть обратно. Но Магеллан решил двигаться вперед.
Когда корабли достигли 49-й параллели, внезапно наступили сильные холода. Морякам обещали мягкий климат, богатство и райскую жизнь, а тут такое. Настроение падало всё ниже. К тому же вице-адмирал Картахена намеренно распустил слух, будто адмирала-португальца подкупили, чтобы он погубил корабли испанской короны.
Вспыхнул мятеж. Восставшие захватили под контроль три корабля из пяти, убив преданного своему делу боцмана с «Сан-Антонио». Бунтовщики уже праздновали победу, однако они недооценили своего противника. Обладая боевым опытом, смелостью и железной волей, Магеллан принял чёткие и решительные меры.
Мятеж удалось подавить. Капитана судна «Консепсьон» Касаду публично вздёрнули на рее, а Картахена и священника, примкнувших к заговорщикам, оставили на необитаемом острове.
Вскоре наступили тёплые дни. Флотилия продолжила путь на юг, исследуя большие заливы. До достижения 54-й параллели Южного полушария флотилия лишилась судна «Сантьяго», налетевшего на скалы. Но обошлось без жертв.
Первое кругосветное путешествие, но не Магеллана
Пролив, найденный Магелланом на 54-й параллели, назвали проливом Всех Святых. Позднее он получил имя первооткрывателя. Целый месяц корабли флотилии шли через шестисоткилометровый пролив. За это время исчезло судно «Сан-Антонио». Предполагалось, что корабль затонул, но потом выяснилось, что экипаж самовольно покинул экспедицию и вернулся в Испанию.
Незнакомый океан оказался огромным. Мясо пингвинов и сухари подходили к концу. Питьевая вода стала негодной. Самым настоящим лакомством считалась пойманная крыса. Цинга поразила экипажи оставшихся кораблей, в результате чего уже скончались девятнадцать моряков.
Но возвращаться не имело ни малейшего смысла. Нужно было двигаться дальше.
Земля появилась 14 января 1521 года. Это был маленький остров, но подойти близко к берегу мешали коралловые рифы. Только утром 6 марта, ровно через сто десять дней после отплытия от берегов Южной Америки, перед глазами моряков возник большой остров Гуам с пышной зелёной растительностью и бесконечными пляжами из золотого песка.
Подошедшие к острову суда сразу были окружены лодочками местных жителей. Пользуясь слабостью истощённых моряков, туземцы умудрились похитить одну из шлюпок.
От греха подальше флотилия отошла от берега, но на следующий день снова приблизилась к острову. Голодающие и страдающие от нехватки воды члены экипажа остро нуждались в пополнении запасов провианта.
Адмирал распорядился высадить на берег наиболее крепких матросов, поручив им во чтобы то ни стало достать съестной провиант и пресную воду. Вскоре матросы возвратились на корабль с припасами, правда, перед этим они сожгли деревню и лишили жизни семеро её жителей.
28 марта 1521 года флотилии Магеллана удалось достигнуть берегов Филиппинского архипелага. На острове Себу им удалось убедить местного царька признать власть испанского короля и принять христианство. Завязались торговые обмены, выгодные обеим сторонам. Больше всего аборигенов привлекало железо. За фунт этого металла они отдавали фунт золота.
И вот надо было искушённому и осмотрительному Магеллану необдуманно вмешался в конфликт между себуанцами и жителями соседнего мятежного острова Мактан.
Желая продемонстрировать силу европейских вооружений, он сам возглавил отряд из шестидесяти солдат. Но на острове адмирал столкнулся лицом к лицу с многочисленным войском местных жителей. Мелководье помешало кораблям приблизиться к берегу, чтобы оказать огневую поддержку десанту, а стрельба из мушкетов по быстро движущимся целям оказалась крайне затруднительной. Увидев, что конечности испанцев не защищены доспехами, туземцы начали атаковать их копьями. Получив несколько ранений, оказавшись окружённым врагами, Магеллан погиб.
После смерти Магеллана престиж европейцев сильно пошатнулся. Правитель Себу воспользовался ситуацией: во время следующего пира он распорядился казнить участников экспедиции. Завязалось жестокое избиение, стоившее жизни более двумстам членам экипажа и капитанам двух из трёх судов.
Выжившие члены экспедиции быстро отчалили от филиппинских берегов, взяв кур на Молуккские острова. Куда они, собственно, и планировали попасть. По пути к Островам пряностей им пришлось избавиться от корабля «Консепсьон». Судно стало до того ветхим, что начало разваливаться на крутой волне. Да и экипажа хватало только на два корабля.
Добравшись до островов команды наполнили трюмы своих кораблей специями. Но вот что дальше делать, никто из них не знал. Мирно решили между собой, что «Тринидад» возьмет курс на восток к берегам Панамы, тогда как «Виктория» отправится домой в Европу.
Однако неблагоприятные погодные условия вынудили корабль «Тринидад» возвратиться обратно к Молуккским островам, где он попал в руки португальцев.
Экипаж судна «Виктория», во главе с капитаном Хуаном Себастьян Эльканом, сумел добраться до Испании. Их возвращение было сопряжено с большими опасностями. Чтобы избежать столкновения с португальцами, капитан Хуан Элькано вел корабль далеко на юг Индийского океана, огибая Африку вдали от её берегов.
Несмотря на то, что некоторые члены команды настаивали на заходе в Мозамбик, находившийся тогда под властью Португалии, и сдаче корабля своим вечным врагам, большая часть экипажа, включая капитана, предпочла рискнуть и добраться до Испании любыми средствами.
На тот момент в живых оставалось всего 18 членов экипажа. За 1080 дней первого в истории плавания вокруг света корабли преодолели расстояние в 42 280 морских миль, что составляет около 85 700 километров. Примечательно, что оставшихся после трудного пути небольших запасов товаров, сохранившихся лишь на борту наименьшего судна экспедиции Магеллана, оказалось достаточно, чтобы покрыть расходы всей экспедиции и дополнительно извлечь четырехпроцентную выгоду.
Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.
А еще мы приглашаем вас в свою Группу в "ВКонтакте"! Там у нас исторические и просто интересные статьи, познавательные факты, цитаты известных людей и многое другое.