Узнайте историю создания Ижевского пруда — рукотворного чуда XVIII века. Титанский труд, инженерный гений Москвина, катастрофа 1923 года и превращение из промышленного резервуара в главный символ Ижевска. Погрузитесь в сакральную историю города.
Ижевский пруд – это не просто водоем, а сакральное место, с которого началась история столицы Удмуртии. Его зеркальная гладь, раскинувшаяся на 24 квадратных километра, кажется творением природы, но на самом деле это грандиозный рукотворный памятник инженерной мысли XVIII века, рождение которого было продиктовано государственной необходимостью и железной волей императрицы.
Предыстория: Имперская необходимость и уральские недра
Середина XVIII века. Россия ведет непрерывные войны, и ее армия остро нуждается в качественном и собственном оружии. Существовавшие оружейные производства не справлялись с растущими запросами. Урал, богатый железной рудой и лесами, идеально подходил для создания новой промышленной базы. В 1757 году граф Петр Иванович Шувалов, влиятельный государственный деятель, подал императрице Елизавете Петровне прошение о строительстве на Урале нового железоделательного завода. Выбор пал на место при слиянии рек Иж и Подборенка (ныне Подборенка), где были обнаружены богатые залежи железной руды – «болотной руды бурого железняка».
Одобрение было получено, и в 1760 году на будущую стройку прибыл горный инженер Алексей Степанович Москвин. Именно ему суждено было стать «крёстным отцом» Ижевска и его пруда. Осмотрев местность, Москвин столкнулся с главной проблемой: для работы молотов и механизмов завода требовалась огромная энергия, а единственным надежным источником такой энергии в ту эпоху была вода. Так родилась идея – перегородить реку Иж и создать гигантское водохранилище.
SEO по Нэшу: Вывод в ТОП-10 без платной рекламы
SEO по Нэшу: Вывод в ТОП-10 без платной рекламы. Подробнее..
Великая Стройка (1760-1763): Подневольный Труд и Инженерный Гений
Строительство Ижевской плотины, самой масштабной на тот момент в Уральском регионе, началось весной 1760 года. Это была титаническая, почти библейская работа. Основной силой были тысячи приписных крестьян, согнанных из окрестных деревень, а также солдаты и мастеровые. Работали они вручную, используя лопаты, кирки, тачки и лошадей. Условия были каторжными: сырость, антисанитария, скудное питание и тяжелейший физический труд.
Плотину возводили по передовой для того времени технологии – в деревянных клетях (ряжах), заполненных глиной, камнем и землей. Ее длина составила около 600 метров, а ширина по основанию – почти 70 метров. Одновременно с плотиной копались отводные каналы и строились производственные корпуса будущего завода. Работы велись круглый год, не прерываясь ни на суровую зиму, ни на весеннюю распутицу.
Трудности были колоссальными. Случались оползни, прорывы еще неокрепшей дамбы, вспышки болезней. Но железная воля руководства и бесправное положение работников делали свое дело. К весне 1763 года основные работы были завершены. Шлюзы закрыли, и воды реки Иж, встретив на своем пути мощную преграду, начали медленно, но неуклонно заливать пойму, поднимаясь на несколько саженей. На глазах у изумленных местных жителей, привыкших к неширокой реке, рождалось огромное, почти море, «искусственное озеро».
«Первое дыхание» пруда и рождение Ижевска
10 июня 1763 года считается официальным днем рождения Ижевского пруда. В этот день вода достигла проектного уровня, и заводская плотина была торжественно открыта. Вращающиеся под напором воды колеса привели в действие первые заводские механизмы – молоты, сверлильные станки, точила. Ижевский железоделательный завод выдал первую продукцию.
С этого момента судьба пруда и города стала неразрывной. Пруд был его сердцем и легкими. Он давал:
- Энергию для завода.
- Воду для производственных процессов и бытовых нужд.
- Транспортную артерию – по нему на баржах сплавляли готовую продукцию и доставляли сырье.
- Продовольствие – в пруду развели рыбу, в основном карпа и леща.
Вокруг завода и пруда стихийно начал расти рабочий поселок, который в 1918 году официально получил статус города – Ижевска. Пруд определил его планировку, став главной градообразующей осью.
Испытания Временем: Угрозы и Спасение
За свою более чем 250-летнюю историю пруд не раз переживал кризисные моменты. Самым страшным испытанием стала весна 1923 года. Аномально снежная зима и быстрое таяние привели к катастрофическому паводку. Уровень воды поднялся до критической отметки. 24 апреля произошел колоссальный прорыв плотины. Гигантская волна хлынула вниз по течению, сметая все на своем пути. Были разрушены мосты, дома, погибли люди. Город и завод оказались на грати катастрофы.
Восстановление плотины стало всенародной стройкой. Работы велись несколько лет, и в результате плотину не просто восстановили, а значительно укрепили и модернизировали, превратив в капитальное гидротехническое сооружение.
Второй серьезной угрозой стала экологическая деградация во второй половине XX века. Сбросы промышленных и бытовых стоков, загрязнение с водосборного бассейна привели к цветению воды, заиливанию и ухудшению качества воды. Потребовались масштабные экологические программы и строительство новых очистных сооружений, чтобы спасти водоем.
Мой прадед, Александр Семенович, был среди тех, кто в лютый мороз и слякоть строил нашу ижевскую плотину. С лопатой и тачкой, с мозолями до крови, они день за днём возводили эту громадину. Говорил, работа была каторжная, но гордился, что для города силу приложил. Теперь, глядя на пруд, я вспоминаю его историю — историю простого человека, построившего настоящее чудо.
Ижевский пруд сегодня: От Промышленного Резервуара к Символу Города
Сегодня Ижевский пруд – это визитная карточка города. Он давно утратил свою первоначальную промышленную функцию, но обрел новую, не менее важную – рекреационную и эстетическую. Его набережные – излюбленное место для прогулок горожан. Зимой здесь прокладывают знаменитую «Лыжню России», летом работают фонтаны и прокаты катамаранов.
Это уникальный историко-культурный и природный комплекс. Его создание – это история не только инженерного подвига, но и огромной человеческой цены. Он стоит как памятник тысячам безымянных строителей, чьим трудом было воздвигнуто это «ижевское море», и таким личностям, как А.С. Москвин, чей гений сумел обуздать стихию и направить ее на службу человеку. От плотины-труженицы до сердца города – таков путь Ижевского пруда, рукотворного чуда в центре Удмуртии.