На выставку «Андрей Рубцов: век живописи. К 100-летию со дня рождения» я пришла бы и так, потому что несколько картин кисти Андрея Рубцова видела в галерее Виктора Бронштейна, о чём писала тут 👇
А когда мне интересно, я начинаю хотеть продолжения. Таким продолжением знакомства с художником и стала выставка в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва.
Но была ещё одна причина, почему у меня вчера пятки горели на премьеру этой выставки. Когда я была на презентации выставки зятя Андрея Рубцова скульптора Льва Ивановича Серикова, я – вот незадача! – забыла попросить его оставить автограф на специально подготовленной мной открытке с бабром.
О Льве Серикове писала тут 👇
И я не сомневалась, что скульптор придёт в музей на премьеру выставки в честь тестя. Вот тут я и получила желаемое – автограф маэстро деревянной скульптуры!
Вообще удивительное дело: в культурном пространстве Иркутска этой осенью работают одновременно выставки творчества двух родственников, приуроченные к их круглым датам!
После автограф-сессии я с лёгкой душой стала изучать выставку. Но прежде чем начать знакомиться с 40 картинами (в фонде около полусотни лучших работ мастера, есть картины и в других музеях страны), я с интересом послушала спикеров, выступивших на премьере выставки. О художнике рассказали:
- директор ИОХМ Наталья Сысоева,
- старший научный сотрудник ИОХМ, хранитель фонда графики, искусствовед Наталья Новикова,
- куратор выставочных проектов галереи Бронштейна Алина Свердлова-Александрова,
- скульптор Лев Сериков, зять художника Андрея Рубцова и отец поэта Егора Серикова.
Конечно, я сразу «ушки на макушке», поэтому ниже будет информация со слов спикеров презентации.
Искусствоведы и родные об Андрее Рубцове
Прочитать основную информацию об Андрее Рубцове можно было на стене зала.
Но, конечно, 91 год жизни мастера не уместить на стене. Поэтому дополню текст выше фактами, которые услышала вчера от искусствоведов и родных героя выставки. А если вам хочется ещё больше вникнуть в биографию мастера, то почитайте эту статью 👇
У тех, кому довелось лично разговаривать с Андреем Рубцовым, создалось ощущение, что он неземной человек, человек не из материального мира. Мастерская для него была местом сакральным. Там Андрей Филиппович не просто писал картины, а будто впадал в творческий транс: он забывал о необходимости делать перерывы, забывал есть, писал картину часами, погружаясь в свои мысли и чувства...
Это был мастер «своего места и времени» в широком смысле, поэтому на его полотнах пейзажи, люди, которых он знал лично, натюрморты. Участник Великой Отечественной войны, оправившийся от серьёзных ранений, он не писал войну, не воскрешал её события на холсте. Не писал исторические сцены и абстракции. На картинах почти нет сюжетного действия, это картины мироощущения. Его собственная жизнь и приходившие в неё люди и их истории и были источником его вдохновения. Поэтому на картинах увидим немало портретов тех, с кем у мастера случилось касание души.
Поэтому Андрей Рубцов не терпел легкомысленного отношения к искусству и беглого изучения своих картин: прочёл название, бросил взгляд, пошёл дальше... Нет, он всегда был за диалог, он был голосом своих холстов. Своими вопросами о смыслах работ иногда доводил искусствоведов до полуобморока. Поэтому сложилось мнение, что работы мастера не для широкого круга людей, а для ценителей искусства, для знатоков, готовых вникать в детали, в исторический контекст. Однако выставки Андрея Рубцова с 1990-х вызывали у иркутян и гостей города бурный отклик: непрофессионалы писали эмоциональные отзывы на картины художника, настоящие откровения...
Настолько посвящать себя искусству мастер смог благодаря супруге Инне Ивановне Рубцовой (обязательно посмотрим портреты жены). Она тоже была художницей, но ради мужа ушла на «реставрационный фронт» искусства. Она представитель первого поколения иркутских реставраторов, проработала в реставрационных мастерских Иркутского художественного музея более 40 лет, вернув к жизни десятки произведений. Вся свобода творчества была у супруга.
Друг семьи – художница и преподаватель Вера Бочанцева – вспоминает, что когда она сама трудилась реставратором, Инна Ивановна баловала сотрудников музея ароматными домашними пирогами. В помещении пахло так, что посетители спрашивали, где в музее буфет))
Сейчас Наталья Сергеевна Сысоева и Наталья Леонидовна Новикова трудятся над каталогом работ мастера. К сожалению, постоянной экспозиции картин художника нет, поэтому каталог – это возможность для нас получить представление о творчестве Рубцова вне контекста выставок. Я хочу себе такой!
Картины, которые со мной заговорили
А теперь о тех картинах, которые заставили меня возвращаться к ним. О каждой не буду рассказывать, для этого будет каталог от профессионалов в сфере искусств. А я просто любитель, который когда-то в студенческие годы обучался на курсе истории искусств.
Первой взгляд выхватил знакомую уже картину мастера, которая привлекла моё внимание в галерее Бронштейна ещё летом. В этот раз я даже сфотографировалась рядом с полотном размером с окно (работы художника в большинстве своём масштабные).
Картина Андрея Рубцова называется «Притча о вечном воине (День рождения)» и является частью семейной коллекции художника. В этой работе судьба мужчины интерпретируется как судьба воина, который должен не обязательно столкнуться со сражениями и побывать на войне, но преодолевать какие-то жизненные трудности.
Ещё при первом знакомстве с картиной меня впечатлило, как художник чувствует глубину цвета. Только через экран телефона я, смогла увидеть на тёмном фоне силуэты...
В картине «Прикосновение» и на ряде других работ видно, как смело Рубцов работает с краской, как фактурно она лежит на холсте. Как будто холст напитывается цветом, цвет исходит от картины в буквальном смысле!
Специально сфотографировала эти участки картины 👇
Картина, несмотря на кажущуюся простоту, привлекла внимание на выставке. На картине автор с молитвенным трепетом смотрит на освещённый солнечным сиянием холст, его рука застыла в желании прикоснуться к полотну, на лице напряжение, борьба между сомнениями и решительностью. Этот сияющий перед художником холст, словно дверь в потусторонний мир.
От автобиографического «Прикосновения» мой взгляд устремился налево, а там... ещё больше цвета и мистики!
Картина «Филипп и Прасковья» (1999) посвящена родителям Андрея Филипповича. Художник изобразил сцену фантастического свидания с родителями. Видите? Женское и мужское лица в окне. В одном из интервью Рубцова мне понравилась фраза: «Спасибо родителям, Прасковье и Филиппу: я тоже крестьянин, тоже пахарь, только у холста». Знаете, я и не припомню, видела ли я когда-либо картины, на которых были бы не портреты родителей художников, а именно такая интерпретация встречи с ними после смерти... Это ж как надо любить мать с отцом и тосковать по ним, чтобы на 74 году жизни написать такое произведение?..
А на этой картине я впервые увидела животных. Лошади.
По рекомендации зятя Андрея Рубцова Льва Серикова я обратила внимание на портреты супруги художника Инны Ивановны – тёщи Серикова, с которой у скульптора сложились замечательные отношения.
У Андрея и Инны Рубцовых есть дочь Наталья Серикова (Рубцова) (1954) — она тоже художник декоративно-прикладного искусства, график. Получается, дочь – художница, зять – скульптор и в прошлом главный художник Иркутска, внук Егор – поэт. Весьма творческая династия! Здесь поэт читает стих на вершине Хамар-Дабана 👇
Инна Ивановна была спокойным и рассудительным человеком, она вселяла в супруга-художника уверенность и была душевной опорой.
А это портрет брата художника.
Многие портреты Андрей Рубцов пишет на тёмном фоне. Мастер терпеть не мог белила.
У этого человека самые яркие глаза. Я заглянула в глаза всех написанных на холстах людей и убедилась. Они прямо-таки светятся 👇
Ещё женские портреты на тёмном фоне 👇
Поэтому один женский портрет для меня выделяется среди остальных. Это портрет искусствоведа С. Н. Барановой.
Фон абсолютно неожиданный лично для меня, увидевшей уже десяток других портретов кисти мастера. Да и портретов блондинок больше не видела на выставке. Вот фотография искусствоведа, которую я нашла в интернете (качество уж какое есть).
Светлана Николаевна Баранова — составитель каталога выставки плакатов агитокон ТАСС, созданной иркутскими художниками в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, посвящённой 30-летию Победы над фашистской Германией.
Хотя нет. Блондинка была. На картине «Скорбящая». Но тут больше всего обращаешь внимание на чёрные, налитые тьмой скорби глаза и алый рот.
Конечно, сложно не заметить диптих, выполненный в смешанной технике 👇
Необычные по форме холсты, интересное композиционное решение и выбор цветовых акцентов.
На картине изображены представители сосланной в Сибирь после ряда восстаний польской интеллигенции: судя по портретному сходству, это Александр Чекановский и Иван Черский.
Александр Чекановский и Иван Черский — российские учёные-геологи и исследователи Сибири, которые внесли вклад в изучение геологического строения Восточной Сибири. Александр Чекановский за участие в Польском восстании (1863) был сослан в Сибирь.
Картина создана в рамках заказных работ, посвящённых историческим и героическим портретным изображениям.
Многим на выставке пришлась по душе эта картина. Тут столько света! Лёгкий ветерок веет от холодной речки... Дышится!
Конечно, хочу показать один из натюрмортов.
И единственная на выставке работа мастера пастелью тоже привлекла моё внимание 👇
Показала немного больше, чем планировала, а всё равно кажется, что мало... Но нет, не буду превращать статью в каталог картин, лучше приходите до конца года и сами посмотрите выставку!
Завершить статью считаю уместно стихотворением – посвящением поэта Егора Серикова деду Андрею Филипповичу Рубцову.
РЕКВИЕМ ПО ДЕДУ
Октябрьским утром вышел из казармы я,
за КПП провёл сержант Харон,
на день домой вернулся я из армии
для дедовых нежданных похорон.
.
Не диво смерть для девяностолетнего:
преодолеть мучений нищету —
художника последняя трагедия:
в нём догорел его творящий дух.
.
Погасли все костры во тьме горящие,
и тьма погасла — белый день кругом.
Он пересёк границу настоящего,
оставив тела выгоревший дом.
.
И ставни-веки наглухо захлопнуты,
чрез радужный витраж не льётся свет,
не озаряет выжженные комнаты,
холсты души, где красок больше нет.
.
И снег ему ложится белым саваном
на черноту меж сосен молодых.
Природа провожает с тихой жалостью,
навек освобождая от судьбы.
.
С ним солнце детства безвозвратно умерло,
и страх ночной, когда стучатся в дверь,
предутренний туман, и бой в Маньчжурии,
и боль от ран, забытая теперь.
.
С ним умерла любовь родимой матери,
что сберегла от времени зубцов,
и первые порывы бури ядерной,
чей очевидец был Андрей Рубцов.
.
С ним умер мир, расплавленный на образы,
что нынче живы только на холстах,
где мрак и свет крылами бились в воздухе,
и в том бою рождалась красота.
.
С ним умер я души большою долею,
потух огонь, и угли стали тлеть,
но разожгу их творческою волею —
она одна преодолеет смерть.
.
Прости же, дед, я был скупцом в общении
и недодал душевного тепла.
Наш разговор продолжится вне времени,
чтобы твоя душа во мне жила.
(2016)
Видео ИОХМ с открытия выставки 👇