Найти в Дзене

Тихий передел европейских дорог: Италия и Чехия наступают на пятки немецким и польским перевозчикам

Десять крупнейших национальных автопарков ЕС формируют 83,2% всего трафика

Европейский рынок грузоперевозок вернулся к росту в 2024 году после спада, но его динамика остается неравномерной на фоне хрупкой экономической конъюнктуры и перераспределения сил между перевозчиками Западной и Восточной Европы.

История вопроса:

Согласно ежегодному отчету «Автомобильные перевозки: анализ европейской десятки в 2024 году» (ист.), подготовленному компанией Upply на основе данных Eurostat, общий объем грузоперевозок в ЕС, измеряемый в тонно-километрах, увеличился на 0,6%, достигнув 1869 млрд т-км. При этом общий вес перевезенных грузов сократился на 0,7%, составив 13,075 млрд тонн. Эта сдержанная положительная динамика указывает на начало стабилизации после прошлогоднего спада, однако отрасль продолжает испытывать давление со стороны умеренного экономического роста и не до конца восстановившегося промышленного спроса.

Десять крупнейших национальных автопарков ЕС формируют 83,2% всего трафика, и их расстановка в рейтинге практически не изменилась. Единственным сдвигом стало возвращение Чехии на шестое место, которое она отобрала у Румынии. Абсолютным лидером остается Польша, однако ее второй подряд год в отрицательной зоне – спад на 2,5% после минус 1,9% в 2023 году – наглядно демонстрирует трудности национальной экономики и снижение спроса со стороны ключевого партнера, Германии. Сама Германия, занимающая вторую строчку, также фиксирует сокращение объемов на 1,9%, что согласуется с общим снижением промышленного производства и ведет к дальнейшей потере ее доли в общеевропейских перевозках.

На этом фоне особенно ярко выделяется группа стран с восходящей динамикой. Испания демонстрирует уверенный рост, достигнув 271,6 млрд т-км, чему способствовали восстановление внутренней экономики и активность местного рынка. Франция показывает стабильный положительный тренд в 2,8%, выйдя на 174 млрд т-км благодаря надежному спросу и отлаженной работе логистической системы. Италия занимает пятое место, продемонстрировав самый значительный рост среди крупнейших европейских экономик, который обеспечили в первую очередь внутренние перевозки. Замыкают список растущих рынков Чехия с приростом более 5% и Литва, продолжающая свою экспансию, тогда как Румыния замедлила развитие после двух лет устойчивого подъема.

Более детальный анализ показывает разнонаправленные тенденции в сегментах внутренних и международных перевозок. Внутренние перевозки, формирующие свыше 60% активности в ЕС, выросли на 0,8% в тонно-километрах (1147 млрд т-км), но при этом сократились на 1% по тоннажу (11,8 млрд тонн). Германия, несмотря на сохраняющийся с 2019 года негативный тренд, удерживает первое место в этом сегменте. Испания прочно закрепилась на второй позиции, увеличив показатели на 2,7% в т-км и на 2,5% по тоннажу. Италия же, обогнав Польшу, вернулась на четвертое место благодаря впечатляющему росту внутренних перевозок на 5,7% в т-км – это лучший результат среди всех крупных стран ЕС. Среднегодовой прирост внутреннего трафика Италии с 2019 года составляет 2,12%, что сигнализирует об устойчивости внутреннего спроса и повышении эффективности транспортной системы. Польша, напротив, в этом сегменте отступает: минус 2,1% в т-км и минус 4,7% по тоннажу.

Международные перевозки демонстрируют признаки осторожного восстановления. В 2024 году трансграничная активность выросла на 0,4% в тонно-километрах (721,8 млрд) и на 2,3% в тоннаже (1,2 млрд тонн). Сектор, хоть и не вернулся к пиковым значениям 2021 года, получает поддержку от умеренного увеличения внутриевропейских потоков и оживления на среднемагистральных направлениях. Польша сохраняет доминирование, контролируя около трети всего международного трафика ЕС, но при этом является единственной страной топ-5, показавшей спад на 2,8%. При этом такие операции, как кросстрейд и каботаж, продолжают наращивать объемы – на 2,8% и 4,2% соответственно. Испания укрепляет вторую позицию с ростом на 4,2%, а Литва наращивает присутствие в общеевропейских перевозках, увеличив показатель на 4,5%. Чехия демонстрирует самый мощный рывок в этом сегменте – плюс 14,2%, равномерно распределенный между прямыми международными перевозками, кросстрейдом и каботажем.

Картина ключевых маршрутов подтверждает центральную роль Германии в европейской логистике: она присутствует в девяти из двадцати самых загруженных направлений. Также сохраняется преобладание польских перевозчиков на магистралях, связывающих Германию с Польшей, Францией и Италией. Продолжает усиливать свои позиции Литва, которая уже обеспечивает более половины общего тоннажа на маршруте Франция-Италия. Это является четким сигналом продолжающегося перераспределения рыночных долей в пользу восточноевропейских логистических компаний, которые предлагают более конкурентные затраты и активно развивают международные сервисы.

Для Италии итоги года выглядят противоречиво. С одной стороны, страна упрочила свою пятую позицию в общеевропейском зачете именно за счет мощного роста внутренних перевозок на 5,7%, который значительно опередил рост ВВП (0,7%). С другой стороны, ее международные потоки остаются стабильными, но не более того; основные направления – Германия, Франция и Швейцария. При этом конкуренция с восточноевропейскими перевозчиками постепенно сокращает рыночную долю Италии на внутриевропейских маршрутах. Перспективы на 2025 год напрямую зависят от способности страны модернизировать свой автопарк и ускорить энергетический переход, поскольку средний возраст грузовиков остается высоким, внедрение низкоэмиссионного транспорта идет медленно, а интеграция с железнодорожной сетью и интермодальными портами отстает от графика.

В целом европейский рынок грузоперевозок входит в фазу стабилизации. Скромный рост 2024 года маскирует перебалансировку сил: Восточная Европа замедляет темпы, средиземноморский регион набирает обороты, а центральная часть континента демонстрирует неопределенность. Отрасль вступает в критически важный период, когда ей предстоит одновременно решать насущные операционные задачи – контроль издержек, дефицит водителей, цифровизацию – и находить баланс между экономической эффективностью и экологической устойчивостью в рамках подготовки к ужесточающимся к 2030 году целям декарбонизации.

Напомним, в 2024 году доля товаров, доставляемых в Россию из стран ЕС через Беларусь, резко сократилась, так как из-за новых рестрикций под санкции для Минска попало 90-95% товаров. LR