📍Саратовская область, г. Саратов, ул. Чапаева, 61/пл. Кирова
История саратовского цирка, являющегося в настоящее время объектом культурного наследия регионального значения, неразрывно связана с именем братьев Никитиных и Митрофаньевской площадью (сейчас пл. Кирова). Первый русский цирк – цирк, созданный саратовскими акробатами братьями Никитиными и начавший свою деятельность в 1873 году, в Саратове.
Дмитрий (1835-1918), Аким (1843-1917) и Петр (1846-1921) Никитины родились в деревне Кроптовка Вязовской волости Саратовской губернии. Их отец Александр Никитин в 50-х годах был «отпущен» на оброк и вместе со своими малолетними детьми ходил по городам и весям, давая уличные цирковые представления. Позже братья Никитины работали акробатами и гимнастами в передвижных цирках иностранцев. Скопив немного денег, скупили цирковое имущество прогоревшего бельгийца Э. Беранска.
5 декабря 1873 года была составлена купчая, где компаньоны обговорили условия передачи циркового имущества и расчёта через Саратовский общественный банк. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным. До этого дня все цирковые предприятия возглавляли иностранные антрепренёры.
Ступив на путь циркового предпринимательства в начале 70-х годов XIX в., Никитины первые десять лет выступали в цирках временного типа, под брезентовой крышей, строящихся на сезон, на два. У себя на родине, в Саратове, они появлялись лишь от случая к случаю, наездами, не без основания предпочитая давать землякам передышку от своих уже порядком обкатанных номеров.
В одно из очередных посещений Саратова в конце мая 1876 года они широковещательно объявили: «Большие представления Русского цирка братьев Никитиных во вновь устроенном помещении на Митрофаньевской площади». Гастроли прошли настолько успешно, программа так понравилась саратовцам, что газета, выражая общественное мнение, писала: «Жаль, что гг. Никитины пробудут здесь очень короткое время, говорят, числа до 20 июня; побудь они по долее, они не переставали бы интересовать публику, тем более, что это единственный в России русский цирк, директора которого наши же саратовцы...».
В 1876 году выстроили на Митрофаньевской площади Саратова круглое деревянное здание с парусиновой крышей, вывеска на которой гласила: «Первый русский цирк братьев Акима и Петра Никитиных». Здание, выстроенное братьями Никитиными, простояло до 1928 года. Сейчас на этом месте расположен кинотеатр «Победа».
22 апреля 1902 года Аким Никитин пришел на издавна арендуемый участок на торговой Митрофаньевской площади и вбил кол с привязанной к нему веревкой. С помощью этого древнего циркуля он очертил круг для манежа. 13 мая 1902 года артель плотников сдавала хозяевам готовую работу. Играли всего полтора месяца, после чего среди газетных объявлений промелькнуло: «Продается постройка цирка на снос, о цене спросить - лесной склад Усова». Столь кратковременная служба помещений обусловлена самим характером циркового предпринимательства той поры. Так было выгодней.
За свою сорокалетнюю деятельность братья Никитины построили в стране 30 каменных и деревянных цирковых зданий в Москве, Астрахани, Иванове, Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Казани, Тбилиси, Одессе, Баку и других городах страны.
Наряду с Никитиными в Саратове в разное время содержали цирки антрепренеры Соболевский, Сур, Андерлик, братья Половинкины, Чадаев, Бамберг, Федосеевский. Последний выстроил теплое, освещавшееся электричеством здание на углу Большой Кострижной и Вольской улиц, но не просуществовав трех лет, 01.02.1900 цирк сгорел до основания.
На рубеже XIX и XX столетий и особенно в первое десятилетие нового века русский цирк поднялся на гребень волны. Цирковое предпринимательство обретает широкий размах. По всей Российской империи вплоть до глухих окраин мы наблюдаем крупные капиталовложения в строительство фундаментальных зданий.
Развернутый фронт строительства стационаров самым положительным образом отозвался не только на быте артистов, но и на всем творческом процессе в цирковом искусстве. Труппа находилась в одном городе более продолжительное время, меньше приходилось кочевать, меньше уходило времени на дорожные сборы, следовательно, появилась возможность заниматься непосредственно профессиональным совершенствованием. В этом смысле строительство новых цирков, безусловно, было прогрессивным явлением.
Именно в эти годы заметен наибольший подъем художественного уровня программ и номеров. Резко увеличилось количество и качество крупных цирковых постановок с использованием технически сложного оборудования, а также бассейнов для водяных феерий. Никитины и здесь держали первенство. Саратовские газеты того времени писали: «— почему бы им, уроженцам Саратова, не построить здесь постоянного цирка?».
Аким и Петр Никитины (Дмитрий к тому времени от дел отошел) всерьез готовились соорудить в Саратове грандиозный каменный цирк на 2 000 зрительских мест.
Для этого они сняли уже в долгосрочное «арендное содержанке городское место на Митрофаньевской площади, по линии Ильинской улицы 16 сажен и в глубь площади 20 сажен, а всего 320 квадратных сажен». В новом здании проектировался глубокий бассейн и были предусмотрены даже такие технические детали, как отвод использованной воды. В контракте, заключенном Никитиными с городским управлением 12 апреля 1912 года, говорится, что поскольку в цирке будут «даваемы подводные представления, то выпускаемая из резервуаров вода должна проходить по лункам улиц мимо тротуаров».
Строительство цирка, откладываемое с года на год, так и не смогло осуществиться. Саратовский цирк продолжал существование в том же деревянном здании.
26 апреля 1918 года Исполнительный Комитет Саратовского Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов вынес постановление о национализации кинематографов, театров, цирка и о передаче их в ведение Отдела народного образования.
В первое лето здание национализированного саратовского цирка использовалось для политических митингов и собраний, для митингов-концертов. Только с 3 августа 1918 года здесь начал работать «1-й Кооперативный цирк». Этот цирк был одним из тех первых трудовых товариществ цирковых артистов, которые играли в то время положительную роль, так как вытесняли прежних антрепренеров-хозяйчиков, наживавшихся на эксплуатации артистов. Но программа этого цирка, как и большинства других, сильно страдала аполитичностью.
Только после издания декрета Совета Народных Комиссаров, подписанного В. И. Лениным 26 августа 1919 года, была начата борьба, за новый советский цирк. Партия большевиков и лично В. И. Ленин и И. В. Сталин обратили в этом декрете серьезное внимание на цирки «особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программы».
Фактически надо было создавать цирки заново, так как к исходу гражданской войны труппы провинциальных цирков, например, саратовского, сильно поредели, творческая жизнь в них замерла, животных почти не стало, а здания были полуразрушены
В Саратове старое здание цирка (построенное Никитиными после того, как пожар уничтожил их первую постройку) отремонтировали и вместо брезентовой покрыли деревянной крышей.
Но главное заключалось не в здании. Перед партийными и советскими организациями в первые годы гражданской войны, а особенно в годы новой экономической политики, в ряду других была поставлена задача — «собрать, восстановить и удержать в руках государственные главнейшие цирки, сохранить их в качестве показательных для того грядущего будущего, когда вообще сохранятся одни лишь государственные цирки, как можно скорее увеличить число государственных цирков, противопоставить их разного рода частным циркам, подняв их программы на образцовую высоту».
Саратовский цирк не вошел тогда еще в систему государственных цирков и находился в ведении местного Художественного треста, а затем — местного Управления зрелищными предприятиями.
Цирк в Саратове разваливался и в переносном и в буквальном смысле слова. В 1920-е гг. цирк одолевал ремонт латанного-перелатанного здания, превратившегося в развалину. Вот каким он представал глазам современника: «Среди грязной толкучей площади сидит, нахохлившись, цирк. Совершенно нелепая «архитектура» — если может быть таковая и применима к сараю — ветхий, грязный тес, очень неприглядно и даже неприятно... Шершавые стены, чуть ли не земляной пол потрясает убожеством. Дальше — закоулки, тесные переходы, полутемные стойла для лошадей, стойла потеснее — уборные артистов. Холодно. Мало свету, душно... керосинки на полу. Чад, теснота».
Картину красочно дополняет и свидетельство участницы описываемых событий. «В то время Саратовский цирк представлял собой небольшое деревянное здание, отапливавшееся четырьмя печами — «буржуйками», установленными в проходах у манежа. Затапливали за час до начала представления, но тепла они давали мало, и, когда зал наполовину пустовал, работать было очень холодно. В артистических уборных одевались над горящими керосинками. Это было очень рискованно: помню, как у артистки Кронец вспыхнул газовый костюм».
7 мая 1928 года авторитетная комиссия составила акт, в котором записала: «не находя возможным допустить дальнейшее существование здания цирка из-за его ветхости, полагала бы необходимым его разобрать». В первых числах августа 1928 года старое здание саратовского цирка было разобрано. Саратов на несколько лет остался без цирка.
В июне 1930 года был утвержден окончательный проект постройки нового цирка в Саратове. Вскоре началось и строительство. Строители работали с опережением установленного графика. Так, 28 ферм были подняты в 12 дней, вместо одного месяца, предусмотренного планом. Эти фермы, перекрывшие пролет в 48 метров, впервые в строительной практике были сделаны из дерева.
Деревянные дугообразные фермы саратовского цирка опираются на железобетонный каркас и скреплены кольцом в верхушке купола. При такой конструкции в цирке нет обычных столбов, мешающих зрителям смотреть на то, что происходит на арене. Свыше 3 000 мест расположены величественным амфитеатром. Нет барьера, нет обособленности «чистой публики» от «галерки», что было так характерно для старого дореволюционного цирка.
Саратовский цирк огромным объемом свободного пространства, заключенного внутри гигантской полусферы, дает исключительно богатые возможности для художественно выразительной демонстрации самых различных цирковых номеров. Налицо условия, необходимые артистам для совершенствования и для) реализации творческих мыслей в создании новых номеров.
8 октября 1931 года открыт новый фундаментальный цирк.
Здание, возведенное по проекту архитекторов Виленского и Яковлева, поражало своими масштабами. Для зрителей в новом цирке было то достоинство, что купол не имел опорных колонн, которые в старых зданиях всегда так досаждают зрителям, мешая смотреть представление. Сегодня цирк без колонн— дело обычное, тогда же саратовская новостройка предстала пионером этого инженерного достижения. Авторы проекта предусмотрели большую сцену — необходимое подспорье в режиссерско-постановочной работе: ставь любые пантомимы, оратории, прологи. Гимнасты, эквилибристы, турнисты — все, кто связан с подвеской аппаратуры, получили надежные крепления: на куполе, на барьере, по проходам.
В распоряжении артистов просторная закулисная часть, удобства: комната отдыха, душ, репетиционный зал и во дворе общежитие. Для дрессированных животных устроены хорошо оборудованные помещения и прогулочная площадка.
Таких цирков в стране было немного. Цирк был излишне рационалистичен и строг, производил несколько мрачноватое впечатление, скорее напоминал авиационный ангар, нежели зрелищное предприятие. Такой стиль соответствовал эстетическим нормам и требованиям времени. И конечно, это огромный шаг вперед современного зодчества.
«Открытие нового цирка, — писал очевидец, — вызвало громадный интерес. Билеты были раскуплены и распределены чуть ли не за месяц». Многие пришли сюда хотя бы взглянуть на новостройку, другие — в надежде на случайный билетик».
Жизнь Саратовского цирка в 1940-е, военные годы — одного из немногих действующих тогда — была подчинена задачам военного времени. Все эти грозовые годы на его манеже выступали главным образом творческие коллективы, руководимые ведущими мастерами. Выезды фронтовых бригад к воинам, шефские концерты в госпиталях и на эвакопунктах, на вокзале и на полевых станах, создание патриотических прологов и новых произведений циркового искусства— таковы были его военные будни.
15 мая 1943 года управляющий главка подвел некоторые итоги деятельности цирков в войну: пять тысяч шефских концертов, более двух миллионов рублей, собранных цирками в фонд победы, мощный бомбардировщик «Советский цирк», построенный на средства цирковых артистов. И во всем этом была немалая доля участия Саратовского цирка.
Советское цирковое искусство живет и должно жить интересами народа, интересами Родины. Эти задачи партийная, комсомольская и профсоюзная организации саратовского цирка, далеко не в полной мере, но все же успешно решали в дни проведения важнейших общественно-политических кампаний. В эти дни фойе саратовского цирка превращалось в агитпункт. Выставки на соответствующие темы, портреты руководителей партии и правительства, портреты кандидатов, выдвинутых трудящимися Саратовской области, города, района, различные формы наглядной агитации — пользовались большим вниманием многочисленных посетителей цирка. Исполком Саратовского городского Совета не раз отмечал большую общественно-политическую работу, проделанную Саратовским государственным цирком.
Саратовский государственный цирк в своей деятельности нe замыкается в стенах здания, не ограничивается только городом Саратовом. При цирке созданы и работают несколько лет колхозные филиалы. Это небольшие передвижные цирковые группы, работающие не только в районах Саратовской области, но и за ее пределами.
Начиная с сезона 1948—1949 года Саратовский государственный цирк определен Главным управлением цирков, как постановочный. Он не только стал показывать зрителям готовые номера, присылаемые центром, но и создавать свои собственные тематические постановки. Это повысило ответственность коллектива перед советскими зрителями, поставило ряд новых больших идейно-художественных творческих задач.
С 1959 по 1963 год была произведена первая капитальная реконструкция цирка. Заменили деревянный купол на металлический, арочной формы с чешуйчатой кровлей из оцинкованного железа, расширили холлы, увеличили помещения для артистов и животных, выстроили новый фасад, заменили в зрительном зале кресла на удобные и мягкие. Одновременно на месте деревянного общежития стали строить цирковую гостиницу «Арена», которую ввели в строй
1 января 1968 года.
Архитекторы Т.Г. Ботяновский и К.М. Макулов разработали проектное задание реконструкции, которое одобрено и принято Министерством культуры СССР. Проектом предусмотрена полная замена купола, перестройка амфитеатра и манежа, увелечение объема на 15 000 м3 за счет пристроек в срогих прямоугольных очертаниях для обустройства фойе, гардеробных, вестибюлей и др.
Главный фасад запроектирован как больших размеров витраж, обращенный в сторону Крытого рынка. В связи с чем, планируется организовать цветник и фонтан.
В те времена директором цирка работал Иосиф Вениаминович Дубинский, человек беззаветно преданный цирковому искусству, при нём устраивались вечера-бенефисы мастеров арены, цирк стал постановочной базой, здесь создавались новые номера и аттракционы. Идея фонтана «Одуванчик» на цирковой площади принадлежит также ему, и в 1971 году эта идея воплотилась в жизнь.
Сразу после закрытия сезона 1962-63 года здание Саратовского цирка на реконструкции[2], которая впервые в стране ведется без прекращения творческой деятельности коллектива. За время пока ведутся строительно-монтажные работы, обслужено около 2 млн. зрителей. Валовый сбор средств от представлений составил почти 3 млн. рублей. Затраты на реконструкцию здания уже перекрыты. В рамках реконструкции на первом этаже разместятся красиво отделанные просторные фойе, кулуары и гостиные с удобной мебелью. На втором этаже откроется большой буфет, а на первом – гардеробные для зрителей. В зрительном зале на месте последних рядов будут оборудованы ложи, под потолком – подвесной акустический купол. На третьем этаже – технические цехи.
В 1970 году коллегия Министерства культуры СССР в числе лучших цирков отметила и Саратовский цирк.
В 1971 году перед зданием цирка под наблюдением архитектора К.М. Макулова был сооружён фонтан «Одуванчик». Идею этого фонтана привёз из австралийского Мельбурна директор цирка Иосиф Дубинский (годом ранее Саратовский цирк гастролировал в Австралии). Первоначально фонтан представлял собой огромный одуванчик, из которого били прохладные струи воды. Фигуры зверей здесь появились позднее, в 1999 году – при реконструкции самого цирка. Теперь в чаше фонтана замерли бронзовые фигуры медведя, морского льва, слона и льва. Однако, как выясняется, и сейчас композиция фонтана не полна. По задумке архитекторов и скульпторов между фонтаном и зданием цирка должны быть ещё две арки с фигурами гимнастки и жонглёра и фигурка клоуна, сидящего на арене.
В 1973 году в честь столетнего юбилея цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
На арене Саратовского цирка начинали выступать братья Вальтер и Мстислав Запашный, а также дебютировали Олег Попов («Солнечный клоун») и Михаил Румянцев («Карандаш»), в разное время показывали своё мастерство выдающиеся деятели цирка – дрессировщики Дуровы, В. Филатов и Б. Эдер, Герой Социалистического труда И. Бугримова, М. Назарова, иллюзионист Эмиль Кио со своими сыновьями, канатоходцы В. Волжанского, клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин и многие другие.
В 1998 году, к 125-летию со дня основания в Саратове первого Русского цирка, была проведена вторая капитальная реконструкция цирка. В настоящее время это один из лучших цирков России, с уникальными техническими возможностями, залом на 1908 мест, современным световым и звуковым оборудованием. Для проживания артистов есть полностью отремонтированная гостиница «Арена», с благоустроенными и уютными номерами, а в цирке 18 гримёрных комнат. Животным созданы все условия для удобного размещения и работы.
[1] Бурлов Ф. «Реконструкция Саратовского цирка» // Коммунист, №73. – 1959. – 27 марта – С.4. // Саратовская областная универсальная научная библиотека.
[2] Дубинский И. «Страницы истории. К столетию Саратовского цирка» // Коммунист. – 1973 – 12 сентября – С.4. // Саратовская областная универсальная научная библиотека.
[3] Фотоархив Андрея Горбунова, elrond1_2eleven, оцифровавшего эти фото из декабрьского номера журнала "Советский цирк" за 1959 год.