О работе с молодежью и творческих планах рассказал преподаватель музыкальной школы «Этюд» и руководитель ансамбля «ЯрецЪ»
Тюменцы вошли в число победителей окружного этапа Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств». Испытания длились с 1 по 5 октября в Екатеринбурге и собрали сильнейших участников со всего УФО. О том, как всё прошло, и есть ли силы для покорения новых вершин, «Тюменская область сегодня» расспросила преподавателя ДШИ «Этюд», руководителя детского фольклорного ансамбля «ЯрецЪ» Николая Мельникова, который теперь имеет статус лучшего педагога Урала.
– Николай, в первую очередь поздравляем вас с победой. Поделитесь, с какими чувствами вы уехали из Екатеринбурга? И есть ли уверенность, что Москва тоже по силам?
– Я люблю конкуренцию. Она придает энергии, подталкивает к новому. На уровне округа знал, что справлюсь. А вот Москва – другая ступень, будет сложнее на порядок. Но я придерживаюсь такого принципа: идти на конкурс не за победой, а чтобы получить обратную связь – где не дотянул, что можно сделать лучше. Это дает вдохновение и развитие.
– В жюри были авторитетные для вас люди? Это федеральные эксперты?
– О, это было интересно: жюри собрали со всей страны (онлайн). Никто никого не знал. Ни мы их, ни они нас. Первое знакомство – уже на месте. И в этом была настоящая чистота конкурса: никаких знакомых, никаких «своих». Только ты, дети и твое мастерство.
– И чем все-таки вы взяли это жюри?
– Стрессоустойчивостью, наверное, уверенностью и внутренней собранностью. Но и, конечно, опытом. У меня много методик, программ, песен за плечами. Кроме того, азарт, запал, энергия!
– Впереди Москва. Какие-то предварительные задания уже есть, готовитесь?
– Домашнее задание – представить своего ученика. Я выбрал Арину Сулименко. После получения предпрофессионального образования в области музыкального фольклора в детской школе искусств «Этюд» она поступила в Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина. С первого курса вошла в основной состав фольклорного ансамбля отделения, а сейчас еще выступает в фольклорном ансамбле «Ремез», который на 90 процентов состоит из преподавателей. Она из тех, кто не просто учится, а продолжает наше дело.
– Красиво сказано – «продолжает наше дело». Вы ждете, что кто-то из ваших учеников после окончания вузов или ссузов вернется и станет преподавать рядом с вами?
– Конечно! Все, кто уехал учиться, говорят, что обязательно вернутся. Тюмень – их дом. Они выросли здесь, на этой сцене, в коллективе «ЯрецЪ». И мы их ждем.
«Вот бы мой внук так играл!»
– Николай, а как в вас самом соединились музыка и педагогика? Что из них было отправной точкой?
– Музыка – с детства. Но и преподавание – с детства. Папа всю жизнь работал в лесу: валил лес, передавал на переработку. Я полжизни помогал ему – дрова колол. А потом шел петь.
– А откуда взялась эта тяга к пению?
– От деда Андрея. Я проводил с ним много времени. Он был потомственным казаком и жил по старинке. У него в доме русская печка, иконы, всякая деревенская утварь. Телевизора не было, но он любил передачу «Играй, гармонь!» и приходил ее посмотреть к нам. Всегда говорил: «Вот бы мой внук умел так играть!» И как-то сошлось: в школе организовали ансамбль, и я в него пошел. Потом дед договорился, чтобы меня взяли в народный ансамбль в сельском Доме культуры. С тех пор он приходил на все концерты.
– То есть дед стал вашим первым зрителем и наставником?
– Да. Он следил, чтобы я не пропускал репетиции. Мы с ним и пели, и в народные игры играли, и мастерили что-то своими руками. Он был мой первый педагог, только по-своему.
– А педагогика? Когда поняли, что хотите не только играть и петь, но и учить этому?
– Снова дед. Он был малограмотный – три класса образования. Они с бабушкой жили рядом со школой. Я после уроков к ним приходил и делал домашку. Дед просил: «Научи!» И я учил – математике, русскому. Потом в старших классах стал помогать ребятам помладше: брал с собой на футбол, в ансамбль. Мне нравилось, что у меня кто-то учится, что я – пример. Тогда я еще не понимал, что это и есть педагогика, просто хотелось, чтобы у других тоже что-то получалось.
Ждем выпускников
– Николай, вы не просто преподаете в школе музыкальные дисциплины, но и руководите ансамблем «ЯрецЪ». Его артисты и есть ваши ученики. При этом ансамбль очень известный, титулованный, с множеством наград и побед. Считаете ли вы, что он – воплощенный в жизнь результат вашей работы?
– Да, абсолютно. «ЯрецЪ» – это наше с супругой Ярославой профессиональное детище. В следующем году ансамблю исполнится десять лет.
– Поделитесь, а с чего всё началось?
– Мы с Ярославой вместе учились в магистратуре Челябинского государственного института культуры. Она – из Нижневартовска, я – из Челябинской области. После окончания вуза в Тюмени ей предложили открыть в детской школе искусств «Этюд» новое направление при вокальном отделении – фольклорное. Она стала первопроходцем. До нее его просто не было. Да и вообще в городе детских фольклористов – раз-два и обчелся. Потом я пришел, и началась совместная работа. Мы создавали программу, репертуар. Горели и сейчас горим этим делом. И вот теперь на фольклор в школе – очередь. Но мы не можем принять всех желающих.
– Почему?
– Восьмилетняя программа обучения, наборы редкие. Пока эти дети не выпустятся, других взять не можем. Народная музыкальная культура – это не два притопа и три прихлопа, как думает обыватель. Это серьезное искусство, такое же, как академическое.
Читайте также: 20-летние музыканты из Тюмени пишут музыку на дому
– Получается, чтобы расширить отделение фольклора, нужны новые преподаватели?
– Да, как минимум. Статистика такая, что в среднем по России направление фольклора в детских школах искусств – третье по численности и значимости. Тюмень значительно отстает от этих показателей. При этом в регионе есть все возможности для развития, и у нас большая поддержка со стороны властей. Поэтому мы очень ждем наших выпускников, чтобы обучать музыкальному фольклору большее количество тюменских детей.
– Ваши ученики болеют за вас, когда вы сами участвуете в конкурсах?
– Очень! На окружном этапе следили за мной в прямом эфире. Я еще не успел выйти из зала, а у нас в чате уже сотни сообщений, поздравлений. Они смотрели трансляцию, переживали. Для них это тоже победа.
– Представляю, что будет, когда вы поедете в Москву.
– Победа – не главное. Это я и детям, и себе так говорю. Для меня победа уже в том, что наши дети гордятся своим домом, своей культурой. Это ценно. Я вижу, какими они становятся – смелыми, открытыми. Те, кто пришел к нам лет восемь назад, были застенчивыми, тихими. А сейчас они уверенно выходят на любую сцену.
– Я правильно поняла, что это всё выросло буквально из одного класса?
– Да, вот прям отсюда, где мы с вами сейчас сидим. Из этих стен вышло целое поколение фольклористов: сейчас наши ребята учатся в Омске, Пензе, Москве. Повторюсь, что в школе идет предпрофессиональная подготовка. Это не кружок. Дети получают музыкальное образование, учатся народному пению, игре на инструментах, есть сольфеджио, фольклорная хореография, народное музыкальное творчество, музыкальная литература. И практика, и теория. Из 30 человек, что у нас обучались, 14 – солисты. Они выступают, занимают призовые места на всероссийских конкурсах. Есть и стипендиаты главы города. Мы гордимся каждым. У нас к обучению серьезный подход. За полтора месяца новички поют так, как будто занимаются не первый год. Они растут и взрослеют здесь.
Читайте также: В Тюмени представят мюзикл о путешествии на Марс по роману Толстого
– Как вы строите отношения в коллективе, у вас ведь разновозрастные дети?
– Главное наше правило: ансамбль – это семья. Мы с женой – семья, и «ЯрецЪ» – тоже семья. Старшие помогают младшим, учат их, поддерживают. Они вместе на сцене, в поездках, на праздниках. Наши родные дети с самого рождения в коллективе, а их у нас трое! Дети все разные, как разные голоса, но вместе – одно.
– А что вы делаете, если ребенку грустно или не поется?
– Не заставляю. Бывает, просто разговариваем. Если ребенку плохо, он не сможет спеть. Лучше понять, что случилось, поддержать.
Экспедиция домой
– Николай, вы в школе много говорите о традициях, о корнях. Дети включаются в это с точки зрения своей личной истории?
– Мы занимаемся народной культурой Тюменской области, но ведь это и культура семьи. Я предложил ребятам поехать к своим бабушкам и дедушкам и поспрашивать у них, что они пели, какие праздники отмечали, какие обряды помнят.
– То есть теперь они едут в гости не только как внуки, но и как исследователи?
– Именно. Это настоящая экспедиция, только к себе домой. Отсюда и название: «Экспедиция домой». У нас даже экспонаты в классе появились. Вот, например, старинная гармошка – на ней не каждый гармонист сможет сыграть. Ее принесла ученица Катерина Петушкова – прадед на ней играл. Семья хотела выбросить инструмент, а она его спасла. Девочка узнала, кто ее прадед, где жил, как воевал. Появилась связь поколений. А ведь многие не рассказывают своим внукам, как жили, – дает о себе знать родовая память о репрессиях, когда лучше было ничего о себе не говорить. А мы подталкиваем детей к этому разговору. Это важно и для семьи, и для культуры региона. Может, кто-то найдет старую песню, которую пели дома, – и она вернется в репертуар. Тогда история семьи продолжится в песне.
– Это меняет ребят?
– Очень. Они становятся теплее, внимательнее. Начинают понимать, что народная культура вовсе не про прошлое, а про всю нашу жизнь. Они даже по-другому поют, когда знают, откуда песня.
– Я вижу по вашим выходам в свет, что вы не ограничиваетесь только школой. Вместе с учениками участвуете в казачьих фестивалях, в спортивных мероприятиях.
– Мы не делим: вот школа, вот сцена, вот фестиваль. Всё вместе. Старшие ребята всегда со мной – они волонтеры, помощники, организаторы. Мы вместе ставим площадки. Они и поют, и расставляют аппаратуру, и встречают гостей. Если ребенок видит, что педагог живет тем, чему учит, – он идет за ним. А вместе с ним и его родители, и бабушки-дедушки.
– Получается, вы создаете вокруг себя некое сообщество?
– Наверное, да. Я не думаю об этом специально, просто не могу иначе. Всё, что делаю, хочу делать по-настоящему.
Москва – главный вызов
– Николай, к чему, помимо финала конкурса в Москве, еще готовитесь? Есть новые задачи?
– Москва – главный вызов. Но кроме этого, организуем в Тюмени большое событие: конкурс «Песенная губерния». Мы проводим его раз в два года, а в 2026-м хотим выйти с ним на межрегиональный уровень. Пусть к нам приедут коллективы из Красноярска, Челябинска, Кургана и других мест России.
– То есть этот конкурс – ваш собственный проект?
– Да. И мы уже начали подготовку. Всё продумываем заранее: площадки, гостиницы, партнеров. Директор школы всегда с нами, работаем в тандеме. Хотим провести его в марте, к десятилетию «Ярца».
– И дети будут главными участниками?
– Конечно. Десятилетие – за нынешним составом. Хотя, возможно, и старшие приедут, покажут, чему научились. Это будет самое ценное.
Читайте также:
От «Покемонов» до Василисы Премудрой: чем занимаются косплееры в Тюменской области
Легендарная группа «Зодчие» возвращается на тюменскую сцену
# дети , искусство , культура , музыка , творчество