Жизнь идет, а я потихоньку продаю на маркетплейсах товары для творчества. Наш магазинчик имеет хорошую репутацию на OZON, и даже без прямого контакта с покупателями я постоянно становлюсь свидетелем удивительных историй и забавных случаев. Делюсь самыми яркими.
1. Флешмоб неизвестного происхождения, или Почему клей внезапно стал хитом
У меня был "новичок" - клей для текстиля. Он благополучно "завис" и не продавался совсем. Я уже смирилась. Товаров на маркетплейсе у нас выставлено уже больше 600 единиц, и далеко не все из них продаются хорошо.
Как-то раз мы с мужем уехали в отпуск. Руку на пульсе держу всегда, даже в отпуске. Вдруг вижу в приложении: пришёл заказ на этот "зависший" клей! Ура! Через полчаса - еще один. Здорово! А потом... заказы посыпались один за другим. За два дня - 7 заказов от разных людей из разных городов.
Меня это не обрадовало, а, скорее, напугало. На всякий случай я обнулила остатки клея на складе, так как мне показалось, что это какой-то фейковый удар по моему магазину:) Решила дождаться, пока дойдут до клиентов и будут выкуплены первые заказы.
Первые заказы дошли до клиентов и были выкуплены. Тогда я выставила остатки - их тоже мгновенно раскупили.
Вот что это было? Откуда одномоментно взялись эти покупатели? У меня есть версия: в каком-то творческом сообществе кто-то, купивший этот клей (возможно, даже не у меня), написал восторженный отзыв. И пошла цепная реакция. Вот так в цифровую эпоху работает сарафанное радио.
2. Закон парных чисел: когда незнакомцы из одного города покупают одно и то же
Закон отражает совпадения редких событий, за которыми стоит или чистая случайность, или закономерность неустановленного универсального принципа случайной связи. Вероятность повторения события прямо пропорциональна времени, прошедшему с момента первого события. Чем меньше времени прошло между первым и вторым похожим случаем, тем более убедителен закон.
Очень часто встречается мне как в физическом магазине, так и теперь при торговле на маркетплейсах.
В моем магазине (тот, который "живой", не маркетплейс) есть две покупательницы. Они не знакомы, живут в разных городах. Но их фамилии отличаются на одну букву, а имена одинаковые. И вот что удивительно: они ВСЕГДА заказывают что-то почти одновременно, с разницей в пару недель. Я их раньше постоянно путала и даже, было дело, писала одной вместо другой!
И вот на ОЗОНе мой любимый закон парных чисел тоже проявился.
Достаточно редко продающийся и недешевый товар у меня в течение двух дней подряд купили два человека из одного и того же очень маленького населенного пункта с названием, которое я никогда не слышала.
Не претендую на роль человека, который знает все географические названия нашей страны - это невозможно! Но все же у меня в этом плане достаточно широкий кругозор, благодаря 15-летней торговле в интернет-магазине эта сфера моих знаний существенно расширена по сравнению с обычными людьми:)
Я даже подумала, что это один человек. Оказалось - нет, два разных. Необъяснимое совпадение? Или та самая магия парных чисел?
3. Паника продавца: что скрывалось за заказом на 16 дорогих ножей
Торговля на маркетплейсе учит подозрительности. Знаете почему? Если покупатель не выкупает заказ, товар едет обратно за наш счет.
И вот однажды приходит заказ... на 16 позиций сразу! Обычный заказ - это 1-2, максимум 3 штуки (средняя стоимость одной такой позиции 900-2500 руб.). А тут - 16 (шестнадцать!) дорогих ножей для творчества. Паника! Мысли: "Это безответственный покупатель!"
Даже статью об этом писала
Решилась написать покупателю в личные сообщения (на OZON теперь есть такая функция): "Планируете ли вы выкупить все ножи?"
Ответ обрадовал меня во всех отношениях. Оказалось, это моя постоянная клиентка с основного сайта! Ей просто было удобнее купить на OZON. И да, все 16 ножей были благополучно выкуплены: вовремя и в полном объеме. Вот так паника сменилась безмерной радостью.
4. Загадка дембельского альбома: клиент, которому не нужна инструкция
Иногда покупатели заставляют не просто удивляться, а недоумевать.
Продавалась у нас старая позиция - большой набор для создания дембельского альбома. В описании было указано, что инструкция высылается отдельно. Да-да, я знаю, что это не лучшая практика, но товар был в единственном экземпляре.
Его купили. Я сразу же, в день заказа, написала покупателю и отправила файл с инструкцией в переписке. Ответа нет. Сообщение не прочитано.
После того как заказ получили и оплатили, я написала еще раз: "Товарищ, заберите, пожалуйста, инструкцию!" Снова тишина.
Я с трепетом ждала гневного отзыва, ведь без инструкции собрать такой альбом почти невозможно. Каково же было мое удивление, когда я увидела отзыв на 5 звезд без единой жалобы!
Видимо, попался очень одаренный покупатель. Или инструкция ему была не нужна - он и так все знал.
******
Маркетплейсы плотно вошли в нашу жизнь, хотим мы этого или нет. Мне довелось немного узнать эту жизнь не только со стороны витрины, но и изнутри. И что я хочу сказать? Маркетплейс - это не просто безликий механизм по продаже товаров. Это настоящий живой организм со своими законами, странными совпадениями, рисками и самыми неожиданными клиентами. Здесь можно столкнуться с флешмобом, магией парных чисел, паникой от большого заказа и загадкой покупателя-телепата. И именно эти истории делают мою работу такой интересной. И, конечно, с радостью несу их вам, моим читателям.
Эта статья входит в мою подборку Как мне работается на ОЗОНе
https://dzen.ru/suite/75be92fd-4851-4cf8-9193-7692e909be06
Кликайте, если планируете торговать там или просто интересно, как устроено это всё изнутри. Если вы продавец с большими оборотами и амбициями на маркетплейсе, и очень хотите меня покритиковать, пожалуйста, мирно пройдите мимо.
Мой магазин на OZON: сохраните в закладки, если занимаетесь творчеством.
Подписывайтесь на мой канал, если вас интересуют темы: женский бизнес, активность в возрасте 55+, путешествия. Мой блог создан в поддержку моего магазина "Храни воспоминания" (ему уже 15.5 лет).