Найти в Дзене
🎬МИР КИНО🎬

«Холодное лето 53-го»: кем был Лузга и за что его осудили при Сталине

Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» по праву считается одной из самых сильных отечественных драм конца 80-х. Здесь каждый персонаж живой и запоминающийся: «английский шпион» в исполнении Анатолия Папанова, харизматичный вор Владимира Головина и, конечно, Лузга — главный герой картины. Именно его история задает фильму тон и смысл. О прошлом Лузги известно немного. Он — бывший капитан полковой разведки, прошедший войну. Попал в окружение, был взят немцами в плен. После освобождения — снова тюрьма, но уже советская. Контрразведка обвинила героя в измене, и он оказался среди тех, кого система наказала за то, что они… выжили. После лагерей его сослали в отдалённую деревню, где он знакомится с «шпионом-инженером». Интересно, что в первоначальном сценарии Эдгара Дубровского, под названием «Танец паденок», Лузга вовсе не был военным. Герой должен был быть учёным-археологом, таким же, как его спутник. Однако Валерий Приёмыхов, которому досталась роль, убедил режиссёра: археолог просто не

Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» по праву считается одной из самых сильных отечественных драм конца 80-х. Здесь каждый персонаж живой и запоминающийся: «английский шпион» в исполнении Анатолия Папанова, харизматичный вор Владимира Головина и, конечно, Лузга — главный герой картины. Именно его история задает фильму тон и смысл.

О прошлом Лузги известно немного. Он — бывший капитан полковой разведки, прошедший войну. Попал в окружение, был взят немцами в плен. После освобождения — снова тюрьма, но уже советская. Контрразведка обвинила героя в измене, и он оказался среди тех, кого система наказала за то, что они… выжили. После лагерей его сослали в отдалённую деревню, где он знакомится с «шпионом-инженером».

Интересно, что в первоначальном сценарии Эдгара Дубровского, под названием «Танец паденок», Лузга вовсе не был военным. Герой должен был быть учёным-археологом, таким же, как его спутник. Однако Валерий Приёмыхов, которому досталась роль, убедил режиссёра: археолог просто не справился бы с шайкой уголовников. Так персонаж превратился в бывшего офицера — человека с твёрдыми принципами и понятием о чести.

Хотя Приёмыхов не был фронтовиком (он родился в 1943 году), он сумел передать внутреннюю стойкость героя, его моральную силу и порядочность. Лузга — образ честного человека, которого судьба поставила в несправедливые обстоятельства.

Историческая подоплёка фильма — реальна. По данным НКВД, из 1,8 миллиона советских военнопленных, вернувшихся домой, более 230 тысяч были осуждены как «предатели». Основанием служил приказ №270, согласно которому попадание в плен считалось преступлением. Более того, репрессиям подвергались и семьи «дезертиров».

-2

Так что Лузга — собирательный образ тех, кого государство наказало за испытания, выпавшие на их долю. В фильме режиссёр показал две трагедии сталинской эпохи: судьбу учёных, обвинённых в шпионаже (Папанов), и судьбу офицеров, обвинённых в измене Родине (Лузга).

Хорошо, что герой из скромного археолога стал офицером. Ведь именно так зритель смог прочувствовать боль, достоинство и внутреннюю силу поколения, пережившего страшное время.