Более южная дорога от Кемерово до Абакана, реальная альтернатива федеральной трассе, ведет через Верх-Чебулу, Тисуль и Шарыпово, еще и с красивыми видами.
После Кемерово до Абакана можно доехать двумя дорогами:
- Федеральная трасса Р-255 «Сибирь», соединяющая на этом участке Кемерово – Ачинск, после сворачиваем на трассу до Абакана. Расстояние от 738 км до 817 км, смотря, где сворачивать.
- Либо поехать по дороге Кемерово – Верх-Чебула – Тисуль – Шарыпово – Ужур – Абакан. Расстояние от 644 км до 660 км, смотря, какую дорогу выбрать после Ужура. О ней и поговорим.
Трасса Верх-Чебула - Абакан
Дорога через Верх-Чебулу и Шарыпово - это южный, более авантюрный дублер федеральной трассы «Сибирь», который позволяет срезать добрых 90-150 километров. Местные жители и путешественники, направляющиеся к знаменитым озерам Хакасии и Саяно-Шушенской ГЭС, давно оценили эту возможность.
Плюсы этой дороги
- Она короче федеральной трассы.
- Там практически нет дальнобойщиков, да и вообще машин мало. В отличие от перегруженной трассы «Сибирь», где иногда проще тихо пилить за фурой, чем пытаться обогнать с риском для жизни, так как встречка тоже забита машинами. Плюс обгон не даст долгожданной свободы - быстро встанешь хвостом за следующей фурой.
- Отсутствие пробок. Если на федеральной трассе что-то случится, то можно встать там надолго, а здесь машин мало, и ждать особо некого.
- Дорога разнообразная и очень красивая – поля и леса в начале пути от Верх-Чебулы, и гористая степь с озерами начинается после Шарыпово. На федеральной трассе такого нет.
Несколько минусов
- Первый и главный минус – это 45 км грунтовой дороги между поселком Тисуль и городом Шарыпово. Однако этот участок вполне нормальный, проблем с ним, кроме пыли, в общем-то, нет, обычная более-менее ровная грунтовка.
- Как и на многих старых дорогах, трасса не идет плавно, а имеет места с углом поворота до 90 градусов. В основном на участке до поселка Тисуль.
- На участке от Верх-Чебулы до Шарыпово достаточно много оводов, но это Сибирь, тут болота и леса, и живности такой в принципе много. Мы-то мимо проехали, а тут люди живут, просто будьте внимательнее или набрызгайтесь средством от насекомых. И да, эти «звери» слетаются на теплую машину, когда она остывает, они разлетаются.
- Если после Ужура свернуть на дорогу в сторону озера Шира, то в самом Ужуре есть забавное и непонятное место, где основной выезд из города через ЗАТО Солнечный с 2023 года перекрыт. И единственный вариант попасть на трассу в ту сторону - проехать по второстепенной дороге и выехать через грунтовку (5 км) на трассу – абсурд, но выбора нет.
Навигатор в этом месте не всегда соображает, и некоторые системы по-старому ведут через КПП ЗАТО, где уже явно устали разворачивать гражданские машины. Грунтовка там, конечно, нормальная, но это грунтовка, а параллельно идет пустующая дорога, которую отобрали у граждан. В 2025 году объезд так никто и не заасфальтировал.
Достопримечательности по пути
- Часовня Филарета Срезневского в Верх-Чебуле – прямо рядом с трассой стоит удивительной формы часовня, похожа на ракету.
- Святой источник, освященный в честь Казанской иконы Божьей Матери. Перед селом Усть-Серта есть поворот, 700 метров и вы у святого источника.
- Деревня Шестаково, находится в 12 км от трассы, перед деревней есть смотровая площадка на реку и окрестности, а в самой деревне Палеонтологический музей, еще проводят фестиваль Динозавров.
- Озеро Инголь – его не видно с дороги, и не совсем понятно, как подъезжать, вокруг него есть парочка баз отдыха, при желании можно съехать к озеру, отдохнуть, вопрос, проедет ли машина.
- Березовское водохранилище и ГЭС - очень красивый вид на водохранилище открывается, как только выезжаешь с грунтовки, один этот вид стоит того, чтобы поехать по этой дороге.
- Ключ Безымянный, находится напротив Березовского водохранилища, почти сразу как заканчивается грунтовка.
- Смотровая площадка за селом Холмогорское, открывается красивый вид на долину.
- Смотровая площадка у села Парная, красивый вид на окрестности и озеро Большое.
- После Ужура, если свернуть в сторону озера Шира, холмы становятся больше, и озер тоже много, хоть у каждого останавливайся.
А дальше уже и поворот на Сундуки и на Туимский провал и вся Хакасия с курганами в Долине Царей. А потом и Саяно-Шушенская ГЭС и Тыва.
Наше мнение
В целом хорошая дорога, и плюсы на ней для нас перевешивают минусы. Она безусловно красивая. На ней есть парочка маленьких перевалов, если их можно так назвать, так как на легковушке они почти незаметны. Хорошие заправки стоят на протяжении всего пути, не на каждом шагу, но проблем не возникает, на некоторых и туалеты есть.
Дорога практически вся асфальтирована, конечно, асфальт разного качества, но в целом нормальный, особых претензий нет. За Байкалом на федеральной трассе можно увидеть гораздо худшее состояние дороги. Мало того, возможно, скоро сделают и грунтовый участок между Тисулем и Шарыпово, тогда вообще красота будет, там всего-то 45 км осталось.
По дороге есть несколько смотровых площадок и достопримечательностей. По сути, поехав по ней, вы не просто едете до пункта Б, а начинаете свой туристический маршрут, и это очень круто.
Вопрос, конечно, как быстро дорогу чистят после снегопадов зимой, если есть информация, пишите в комментариях. А пока, на всякий случай, зимой, если сразу после снегопада, то лучше выбрать федеральную трассу. И аккуратно, там снежная обочина иногда маскируется под дорогу, если перепутать, можно вылететь в снег.
В итоге, если немного грунтовки и парочка оводов вас не пугает, то вперед! Через поля, горы и красивые пейзажи, без толкотни и чужих выхлопов. Навстречу чудесным видам Хакасии и Тывы. А зимой в снегопады лучше все же выбрать трассу «Сибирь».
Интересные туры от туроператоров. Реклама. ООО «Большая Страна». ИНН 5908078160. Актуальные промокоды на Яндекс Путешествия.
💖Подписывайтесь на канал, у нас много интересного о путешествиях.
Понравилась статья? Поделись мнением 👍👍👍