Найти в Дзене
Географический взгляд

Почему Россия еще не построила мост через крупную сибирскую реку?

Россия — страна рек, протянувшаяся на тысячи километров от Балтики до Тихого океана. Но даже здесь, где мосты и трассы соединяют берега и города, остаются места, где природа ставит человеку серьёзные вызовы. Так, в самом сердце Восточной Сибири, на великой реке Лене, только сейчас началось реальное строительство того, о чём инженеры мечтали десятилетиями — Ленского моста. Интересно, что первые разговоры о мосте начались ещё в 1980-е годы, в эпоху активного освоения Севера и строительства Амуро-Якутской магистрали. Тогда предполагалось соединить два берега Лены совмещённым железнодорожным и автомобильным переходом. Однако распад СССР, экономические трудности и сложность геологических условий заморозили проект почти на тридцать лет. А вот в этом случае вопрос упирался не только в деньги. Река Лена — одна из крупнейших в Евразии, длиной более 4400 километров. Её ширина у Якутска достигает двух километров, а толщина льда зимой — до 2,5 метров. Весенний ледоход длится неделями и сопровождае

Россия — страна рек, протянувшаяся на тысячи километров от Балтики до Тихого океана. Но даже здесь, где мосты и трассы соединяют берега и города, остаются места, где природа ставит человеку серьёзные вызовы. Так, в самом сердце Восточной Сибири, на великой реке Лене, только сейчас началось реальное строительство того, о чём инженеры мечтали десятилетиями — Ленского моста.

Интересно, что первые разговоры о мосте начались ещё в 1980-е годы, в эпоху активного освоения Севера и строительства Амуро-Якутской магистрали. Тогда предполагалось соединить два берега Лены совмещённым железнодорожным и автомобильным переходом. Однако распад СССР, экономические трудности и сложность геологических условий заморозили проект почти на тридцать лет.

А вот в этом случае вопрос упирался не только в деньги. Река Лена — одна из крупнейших в Евразии, длиной более 4400 километров. Её ширина у Якутска достигает двух километров, а толщина льда зимой — до 2,5 метров. Весенний ледоход длится неделями и сопровождается мощными заторами длиной до 90 км. В таких условиях строительство опор — задача почти уникальная. К тому же вечная мерзлота делает почву нестабильной: при оттаивании она теряет несущую способность, и обычные технологии здесь не работают.

Тем не менее проект постепенно обретал форму. В 2013 году появился вариант чисто автодорожного моста, без железнодорожной линии. К 2020-му была утверждена концессия. Федеральный бюджет, республика Саха (Якутия) и частные компании взяли на себя финансирование, которое оценивается сейчас примерно в 130–175 млрд рублей.

Сейчас строительство идёт полным ходом. Так, ещё в октябре 2024 года в селе Старая Табага начался основной этап работ. Уже в октябре 2025-го была торжественно открыта первая постоянная опора Ленского моста. Она стоит на 18 буронабивных сваях и стала фактически первым видимым элементом будущего сооружения. В перспективе мост будет состоять из 26 опор, включая три в русле самой Лены.

Коллаж автора по фото из открытыхисточников
Коллаж автора по фото из открытыхисточников

Интересно, что проект реализуется с применением технологий, ранее в России не использовавшихся. Например, впервые применяются наплавные коффердамы — огромные металлические конструкции, создающие «сухие зоны» в русле для безопасного монтажа опор. Это решение позволяет работать даже при ледоходе или сезонных колебаниях уровня воды. Высота центрального пилона достигнет почти 285 метров — это сопоставимо с этажным небоскрёбом.

Сложности остаются. Короткий строительный сезон, логистика в условиях удалённости, доставка материалов через тайгу и вечную мерзлоту — всё это замедляет темпы. Но, по-видимому, проект всё же движется по графику. К середине 2025 года уже забетонировано свыше 70 свай на левом берегу, завезено тысячи тонн металлоконструкций, работают круглогодичные бетонные заводы.

Когда мост будет достроен (по плану — к 2028 году), Россия получит не просто новый переход через реку. Это, можно сказать, будет новый транспортный коридор — от Иркутска до Магадана, связывающий Сибирь с портами Охотского моря. Якутск, единственный крупный город страны, до сих пор не имевший круглогодичной связи с федеральной трассой, наконец получит прямой выход к остальной России.

Так, в некотором смысле Ленский мост — не просто инженерный проект, а географический и исторический символ.