Поговорим о здоровье нации. Россияне в сентябре сократили потребление алкоголя до 7,84 литра в год на душу населения - минимум с 1999 года, следует из открытых данных и информации Единой межведомственной информационно-статистической системы, которые изучило РИА Новости. Благодаря чему - не уточняется, это просто сухая статистика. Интересна статистика, которую подправил Росстат по употреблению алкоголя в Вологодской области, где уже полгода жесткие ограничения по продаже спиртных напитков. Недавно были статистами опубликованы цифры о том, что несмотря на меры, предпринимаемые вологодскими властями, стали больше пить. Руководство региона возмутилось, что неправильные расчеты; Росстат посмотрел: действительно, неправильные расчеты, исправил и опубликовал данные по Вологодской области – там снизилось на треть и употребление спиртного, и число пациентов с алкогольными психозами, и снижение темпов продаж превосходит общероссийский. Статистика хорошая. Хотелось бы посмотреть статистику по наркомании в нашей стране, которую уже давно не публикуют.
Сергей Михеев: На примере с Вологодской областью мы понимаем, что «газета может быть перевернута». Как и социология, статистика вещь лукавая: проверить практически никто не может, поэтому приходится доверять или не доверять.Её часто используют в определенных целях. Думаю, что и запретительные меры всегда дают определенный результат, и меры профилактики, и пропаганда здорового образа жизни, и многое другое. Не считаю нужным введение сухих законов – это бесполезно и местами контрпродуктивно, как говорит наш президент. Но, в целом, ограничительные, разъяснительные, местами запретительные меры нужны в ситуациях, когда близко к катастрофе.
Надо подчеркнуть, что очень часто это происходит от нехватки нормальных путей для самореализации. Например, регионы средней России, где пьянство является проблемой. Какая причина? Развал экономики, местного хозяйства: там, где раньше были заводы, фабрики, колхозы и совхозы, больше их нет. К сожалению, люди ломаются, не выдерживают, не понимая, зачем им жить. Очень часто причина пьянства находится в тех бытовых, экономических условиях, где они живут. Раньше была работа, а сейчас её нет или мало. Конечно, не в этом смысл жизни: можно и в более тяжелых условиях выживать без пьянства и наркотиков. Это нужно людям говорить, но реальность такова.
На мой взгляд, гораздо важнее запретительных мер –наладить экономику регионов, чтобы люди понимали, что им есть ради чего работать и жить. Есть такие случаи, когда люди спиваются и уже ничего не поможет. И в советское время было такое, когда работой обеспечивали всех, но всё равно алкоголизм был высоким, и даже необходимость с утра идти на работу многих не останавливала. На мой личный взгляд, наши центральные регионы России требуют добавочного финансирования, им уделяют недостаточно внимания: «Рухнула экономика - ну и ладно! Главное везде наладить Интернет».
Если меньше стали пить, ну и хорошо. Главное, чтобы Росстат не «перевернул какую-нибудь газету». С наркоманией тоже проблема.
Помню, лет 10 назад была волна и чуть ли не каждый месяц публиковали статистику, а потом как будто проблема исчезла. Судя по роликам в YouTube, проблема никуда не ушла. Есть один канал, который я периодически смотрю: частная инициатива, реабилитационный центр, примерно 30-летние девушки там уже два года, 15 лет на наркотиках и к 30 годам пришли к мысли, что, если они продолжат дальше, то для них это будет конец – дорога в могилу. Они рассказывают свои истории, как их с подросткового возраста втягивали и всё это время они употребляли.
Сергей Михеев: На мой взгляд, это даже тяжелее, чем пьянство, потому что специалисты, люди с опытом говорят, что с этой системы слезть гораздо сложнее, чем бросить пить. Я не знаю, в каком состоянии сейчас находится эта сфера, но то, что это проблема среди молодежи, – это совершенно точно, и никуда она не делась. Пропаганда здорового образа жизни, наверное, потихоньку делает свое дело, в первую очередь среди молодежи, но работы там непочатый край, и на этом сидят огромные криминальные структуры, иногда завязанные на коррупцию с местными органами власти. Это вопрос будущего, особенно в том, что касается наркомании.
Слушатель пишет: «В Вологодской области нет никакой критической ситуации с употреблением алкоголя. Мне как жителю региона очень обидно слышать, когда приводят в пример Вологодскую область как сильно пьющую». Я не привожу в пример Вологодскую область как сильно пьющую. Там новый губернатор решил взяться за дело: неважно, какая там ситуация - просто навести порядок в этой сфере, и поэтому про это говорят. Знаю, что республика Алтай присмотрелась к опыту Вологодской области, и там тоже будут ограничивать время продажи алкоголя.
Сергей Михеев: Я согласен. Мы говорим об этом, отталкиваясь от той практики, которая там появилась. Не думаю, что это возникло на пустом месте, уважаемый слушатель из Вологодской области. Сомневаюсь, что у вас все ведут здоровый образ жизни, а пришел новый губернатор и от нечего делать решил ограничить. С чем сравнивать? Что Вы считаете критерием плохой или хорошей ситуации? Критерий оценки может быть плавающий.
Комментарий следующий: «Понимаем некоторые регионы центральной и северной России, на которые не хватает денег: депрессия, вырождаются, спиваются». Комментарий из Воронежа: «Трое из моих пяти знакомых сами делают неплохой самогон - вот вам и уменьшение покупок алкоголя». Другой комментарий: «А самогон считали? Он при запретах обычно растет». У нас нет в стране прямых запретов, как это было в «антиалкогольную кампанию» Горбачева.
Сергей Михеев: Спасибо, что написали. Оставьте свои координаты и мы обязательно займемся Вашими друзьями и самогонными аппаратами.
У нас не запрещено.
Сергей Михеев: Значит, внесем инициативу, чтобы запретили. Вы этого хотите? Всё равно продажа алкоголя пока является главным показателем уровня его потребления.
Слушатель пишет, что «бесполезно перевоспитывать тех, кто пьет и употребляет наркотики. Это их выбор, они сделали это сами, только единицы могут справиться с зависимостью. Даже бросить курить могут не все».
Сергей Михеев: Во-первых, я с этим не согласен. Есть люди, которые находятся уже в такой стадии, когда их не вытащишь, но есть те, кого вытаскивают, и их немало. Во-вторых, здесь речь идет о борьбе за детей, подростков и молодежь, в первую очередь. Они тоже смотрят на то, что в обществе поощряется, а что не поощряется; что общество в качестве желаемой картинки выдает, а что нет. Поэтому: «Бесполезно» - это всё демотивирующие слова, которые работают на врага. Это как в большой политике, когда люди патриотических убеждений очень часто начинают рассуждать в замкнутом круге: «Наши враги всё посчитали и купили, они нас сильнее и умнее, поэтому нам остается умереть стоя». Когда надо, можно и умереть стоя, но задача была не умереть, а победить, добиться успеха, или, как минимум, выполнения поставленной задачи.
Поэтому круги, когда «всё бесполезно», «ничего не имеет никакого смысла» - это уныние (депрессия) работает на врага. Так же и с этим: ничего не бесполезно и надо прилагать усилия хотя бы для того, чтобы совесть была чиста и чтобы человек на каком-то этапе смог из этого вылезти или сказать детям, что не надо так жить.
Думаю, что работать здесь надо: на кого-то это подействует, на кого-то нет, и это тоже очевидно.
Слушатель вспоминает 1985 год - начало борьбы с алкоголизмом и пьянством. Он пишет: «Когда вышел этот закон, то по-прежнему в выходные, праздничные дни не работали спортивные залы, промтоварные магазины и заняться было нечем». Сейчас всё открыто.
Сергей Михеев: Я дискуссию по статистике начал с того, что не считаю сухой закон полным решением проблемы - это маловероятно. Говорю об изменении ситуации в целом. Что касается борьбы Горбачева, то, на мой взгляд, она была глупая, слишком резкая и радикальная. Это вырубание виноградников, которое у всех на устах. Не понимаю, какое отношение виноградники имели к массовому алкоголизму, который, в первую очередь,был связан с низкокачественной водкой. Горбачев за многое брался не с того конца.
Он потом сказал, что «я был не прав, надо было постепенно, а не рубить виноградники». Признал свою ошибку, но было уже поздно.
Сергей Михеев: Надо всегда думать головой.