Найти в Дзене
Люблю кино

Почему бюджеты некоторых фильмов становятся настолько раздутыми?

Создание фильма требует значительных финансовых вложений, особенно когда речь идет о масштабных проектах со спецэффектами, известными актерами и сложной постановочной работой. Однако иногда затраты выходят за разумные пределы, превращаясь в проблему для студии и вызывая недоумение среди зрителей. Почему же бюджеты некоторых картин становятся настолько раздутыми? Студия Warner Bros. приняла смелое решение, выделив 150 миллионов долларов на создание фантастического хоррора «Я – легенда». В то время Уилл Смит был на пике популярности, и его участие в проекте обошлось в 25 миллионов. Одной из самых дорогостоящих сцен стала массовая эвакуация на мосту, которая стоила более 5 миллионов. Для создания образа заброшенного Нью-Йорка было вложено немало средств. Но всё вышеперечисленное того стоило, и результат оправдал ожидания — зрители высоко оценили фильм, и он заработал более 580 миллионов долларов в прокате. Кроме того, после выхода на DVD фильм стал настоящим бестселлером. Фильм «Как знать
Оглавление

Создание фильма требует значительных финансовых вложений, особенно когда речь идет о масштабных проектах со спецэффектами, известными актерами и сложной постановочной работой. Однако иногда затраты выходят за разумные пределы, превращаясь в проблему для студии и вызывая недоумение среди зрителей. Почему же бюджеты некоторых картин становятся настолько раздутыми?

«Я — легенда» (2007)

Студия Warner Bros. приняла смелое решение, выделив 150 миллионов долларов на создание фантастического хоррора «Я – легенда». В то время Уилл Смит был на пике популярности, и его участие в проекте обошлось в 25 миллионов. Одной из самых дорогостоящих сцен стала массовая эвакуация на мосту, которая стоила более 5 миллионов. Для создания образа заброшенного Нью-Йорка было вложено немало средств. Но всё вышеперечисленное того стоило, и результат оправдал ожидания — зрители высоко оценили фильм, и он заработал более 580 миллионов долларов в прокате. Кроме того, после выхода на DVD фильм стал настоящим бестселлером.

«Как знать…» (2010)

Фильм «Как знать…», поставленный режиссёром Джеймсом Л. Бруксом, является ярким примером проекта с неоправданно высоким бюджетом. Несмотря на простую сюжетную линию и отсутствие дорогих визуальных эффектов, общая стоимость составила около $120 млн. Значительная доля этих денег была потрачена на выплаты звездному актерскому составу и режиссеру. К примеру, Риз Уизерспун за роль получила 15 миллионов, Джек Николсон — 12 миллионов, Оуэн Уилсон — 10 миллионов, Пол Радд — 3 миллиона, а режиссер Джеймс Л. Брукс получил 10 миллионов долларов. Их участие автоматически увеличило бюджет картины. Но в фильме снимались и другие актеры, и тоже не за спасибо. Большая часть оставшейся суммы ушла на постпродакшен. Съемки продолжались около восьми месяцев, а подготовка к релизу заняла 14 месяцев. Студия выделила значительные средства на рекламу фильма, пытаясь создать интерес широкой аудитории перед премьерой. Рекламные кампании крупных голливудских релизов нередко достигают десятков миллионов долларов .
Несмотря на крупные вложения, фильм собрал лишь около 48 млн. долларов в мировом прокате, что сделало его одним из самых больших кассовых неудач Голливуда того периода. Причиной коммерческого фиаско стали негативные отзывы критиков и слабое восприятие зрителями романтической линии сюжета, которая казалась недостаточно увлекательной и оригинальной.

«Лига справедливости» (2017)

Бюджет фильма «Лига справедливости» вырос до 300 млн долларов из-за большого количества пересъёмок. Первый режиссёр Зак Снайдер официально вышел из проекта из-за самоубийства дочери, а на его место пригласили Джосса Уидона. Он стал корректировать сценарий и переснимать сцены, что сильно увеличило бюджет киноленты. Фильм заработал в прокате 657 млн долларов, однако критики встретили его негативно. В результате он был признан кассовым провалом, что привело к значительным убыткам для компании Warner Bros. Фильм провалился, но это привело к созданию в 2021 году «Лиги справедливости Зака Снайдера». Этот фильм был посвящен погибшей дочери режиссера.

«Комната» (2003)

-4

Фильм «Комната» снят режиссёром, продюсером и исполнителем главной роли Томми Вайсо. Картина известна своим крайне низким уровнем исполнения практически всех аспектов кинопроизводства: сценарий, игра актёров, монтаж, операторская работа и музыкальное сопровождение были подвергнуты резкой критике сразу после выхода. Тем не менее, фильм приобрел популярность как объект мемов и поклонников плохого кино. Именно плохая актёрская игра, нелепые диалоги и абсурдные сцены сделали картину культовым хитом среди любителей так называемого «о, плохое — это хорошее кино». Сегодня «Комната» считается классическим образцом фильмов категории B. Бюджет «Комнаты» составил 6 миллионов долларов при том, что в фильме нет ни одного известного актёра. А произошло это из-за частой замены актёров и членов съёмочной группы. Вайсо с нуля строил декорации для сцен, которые можно было снять недорого или вообще бесплатно. Он бессмысленно переснимал сцены по несколько раз из-за того, что забывал слова. Вместо аренды камер, как это делают в индустрии, он купил их. Также он решил снимать одновременно на плёнку и в цифре, для чего задействовал две отдельные съёмочные группы. При этом в мировом прокате картина собрала чуть больше 5 млн. долларов. Видимо, благодаря своей абсурдности.

«Сахара» (2005)

Фильм «Сахара» стал одним из ярких примеров произведения с откровенно завышенным бюджетом в 130 млн. долларов, который плохо соотносятся с результатами проката и отзывами кинокритиков. Хотя основной причиной высоких затрат называли необходимость съемки в экзотических местах Африки и создание сложных декораций, многие эксперты считают, что значительная часть бюджета ушла впустую. Фильм «Сахара» стал одним из ярких примеров картин с откровенно завышенным бюджетом в 130 млн. долларов, который плохо соотносится с результатами проката и отзывами кинокритиков. Хотя основной причиной высоких затрат называли необходимость съемки в экзотических местах Африки и создание сложных декораций, многие эксперты считают, что значительная часть бюджета ушла впустую. К одной из причин, объясняющим большие траты, относят актерские гонорары. Главные роли в фильме исполняли Мэттью Макконахи и Пенелопа Крус, оба считались уже крупными звёздами того времени. Высокие ставки их участия существенно повысили общую сумму затрат.
Еще одной из причин считают то, что продюсер Майкл Бернстайн и режиссёр Брек Эйснер получили солидные вознаграждения за свою работу.
Также дополнительных больших затрат потребовало создание пустынных пейзажей Сахары, строительство специальных конструкций для подводных сцен и производство трюков.
Но при всем этом у фильма была проблема, которая заключалась в недостаточном качестве сценария. Фильм получился излишне затянутым, перегруженным ненужными деталями и погрешностями в логике повествования. Итогом стало коммерческое поражение — при общем бюджете примерно 130 млн. долларов фильм смог собрать всего около 119 млн. в мировом прокате, оставив продюсеров с убытком.

Еще одной из причин считают то, что продюсер Майкл Бернстайн и режиссёр Брек Эйснер получили солидные вознаграждения за свою работу.

Также дополнительных больших затрат потребовало создание пустынных пейзажей Сахары, строительство специальных конструкций для подводных сцен и производство трюков.

Но при всем этом у фильма была проблема, которая заключалась в недостаточном качестве сценария. Фильм получился излишне затянутым, перегруженным ненужными деталями и погрешностями в логике повествования. Итогом стало коммерческое поражение — при общем бюджете примерно 130 млн. долларов фильм смог собрать всего около 119,3 млн. в мировом прокате, оставив продюсеров с убытком.

«Выживший» (2015)

Оскароносный фильм «Выживший» с Леонардо Ди Каприо и Томом Харди в главных ролях изначально планировали снять за скромные 60 миллионов долларов. Однако во время работы над картиной бюджет увеличился сначала до 95 млн долларов, а к концу съемок он уже составлял 135 миллионов. Это произошло из-за нестандартного съемочного процесса. Съемки «Выжившего» длились девять месяцев вместо запланированных пяти-шести месяцев.

Режиссер Иньярриту и оператор Эммануэль Любецки, получивший «Оскар» два раза подряд в 2013 и 2014 году, приняли решение использовать для съемок фильма естественное освещение, а эпизоды снимать строго в хронологическом порядке. Это значило, что каждый день съемки могли идти всего лишь 2-3 часа, а иногда и меньше часа. Кроме того, Иньярриту придумал очень сложные сцены с долгими кадрами, в которых камера следует за героями. В итоге очень часто у Иньярриту оставалось время на один-единственный дубль. Если его не получалось сделать с первого раза, то этот же дубль необходимо было сделать заново на следующий день. Иногда таким образом на один дубль уходила неделя. Вообще фильмы редко снимают в хронологии событий, потому что это как минимум непрактично — вместо того, чтобы отснять все возможные для конкретной локации сцены и сэкономить время и деньги, команде приходится буквально весь день таскать оборудование и декорации с места на место, а учитывая удаленность локаций съемок, на это тратилось до 40% съемочного дня. А если к этому добавить расходы на переезд из Канады в Аргентину для съемок финала фильма, то неудивительно, что Иньярриту потратил более чем в два раза больше первоначального бюджета. Изначально создатели фильма планировали снять весь путь Хью Гласса в Канаде, но им помешали постоянные перепады температуры. Перед съемками финальной сцены и природный снег, и тонны завезенного просто растаяли.

«Мы стали жертвами глобального потепления. Планировали снять финал в локации, в которой должен был быть снег… а там были пчелы!», — рассказывает Иньярриту THR.

В итоге шестидневные съемки финала перенесли в Ушуайю, самой близкой к Южному Полюсу провинции Аргентины, где температура на тот момент падала до -25°, а затем и до -40°. Но так как действие в эпизоде происходило осенью, актеры в кадре ходили без шляп и перчаток.

«Наше оборудование ломалось от холода, а перевозка камеры с одного места на другое стала для нас ночным кошмаром. Актеры не сидели и не смеялись весело в теплом павильоне. Это было худшее время их жизни. Даже их задницам было холодно. Они вообще не играли!»

Но в отличие от большинства фильмов, затраты окупились. Фильм «Выживший» заработал в мировом прокате впечатляющую сумму в 533 миллиона долларов. Он получил высокие оценки критиков и 11 статуэток «Оскара», включая первый «Оскар» Леонардо Ди Каприо.

«Война миров Z» (2013)

«Война миров Z» (2013) — экранизация романа о зомби-апокалипсисе с бюджетом в 201 миллион долларов. Съёмки фильма сопровождались постоянными задержками и изменениями локаций, что привело к необходимости досъёмки новых сцен. Это вызвало значительное увеличение стоимости производства, почти удвоив изначальные затраты. Эксперты ожидали провала, однако фильм получил положительные отзывы зрителей и заработал в мировом прокате 540 миллионов долларов, что стало приятным сюрпризом для создателей.