Цензура в СССР не давала хода вперед довольно большому количеству идей, культурных явлений и произведений. Явление это довольно неоднозначное. Посмотрите хотя бы на современную поп-культуру: исполнители песен, актеры, блогеры и им подобные могут себе позволить слишком многое в интернете, что оказывает не самое лучшее влияние на детей и молодежь. С другой стороны, я уверен, было большое количество произведений поэзии или кинематографа, которых так и не увидел свет.
В Советском Союзе существовали исключения, которые вопреки идеологии партийного или культурного аппарата родились и радуют до сих пор своим существованием. Таковым является фильм «Вий» 1967 года выпуска в жанре ужасы. Данный жанр был запрещен в СССР. Как же всё-таки этот фильм прорвался сквозь цензуру и порадовал восторженного зрителя? Сейчас узнаем.
Тяжелое рождение первого советского хоррора
Дипломный проект, который едва не закрыли: Идея экранизации принадлежала могущественному директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, но снимать картину он поручил двум студентам-дипломникам — Константину Ершову и Георгию Кропачёву.
Однако их первоначальный материал разочаровал руководство: массовка смотрела не туда, грим был слабым, а Хома Брут после ночной скачки с ведьмой возвращался чистым и аккуратным. В декабре 1966 года Пырьев заявил о «полной профессиональной беспомощности» молодых режиссеров и потребовал прекратить работу над фильмом.
Спаситель-сказочник: Чтобы спасти проект, к нему в январе 1967 года назначили нового художественного руководителя — знаменитого режиссера-сказочника Александра Птушко, мастера комбинированных съемок.
Именно он энергично взялся за дело: придумал декорации, изменил облик Хомы Брута и собрал команду мастеров по гриму и спецэффектам, фактически пересняв большую часть картины.
Фильм по итогу был снят, но всё же непонятно каким образом допустили его создание?
Как идея смогла пересилить цензуру
Идея и поддержка «сверху»
Идея экранизации повести Гоголя принадлежала не просто режиссеру, а директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, лауреату шести Сталинских премий. Его авторитет и административный ресурс помогли проекту получить старт.
Однако сам Пырьев в это время был занят съемками «Братьев Карамазовых», поэтому поручил картину как дипломную работу двум молодым режиссерам с Высших курсов — Константину Ершову и Георгию Кропачёву.
Завуалированный жанр
Ключевую роль сыграл и творческий подход. Молодые режиссеры и их художественный руководитель, знаменитый киносказочник Александр Птушко, представили и трактовали фильм не как чистый хоррор.
В официальных документах и для художественного совета картина позиционировалась как «мистическая фантазия» или «сказка», снятая по мотивам классического произведения Гоголя. Такой подход позволял обойти негласный запрет на «низменный» жанр ужасов в советском кинематографе.
Творческая необходимость и успех
Несмотря на вольности, фильм был одобрен, потому что его создатели смогли доказать его художественную ценность. Александр Птушко, мастер комбинированных съемок, придал картине уникальное визуальное решение, которое было скорее сказочно-фантастическим, чем откровенно пугающим.
В итоге зрители приняли фильм с восторгом — в 1968 году его посмотрели 32,6 миллиона человек, что сделало его одним из лидеров проката.
Хоть создание фильма и стало возможным, однако были и другие проблемы, с которыми столкнулись режиссеры и их команда.
Особенности создания «мистической фантазии»
Закулисные драмы и рискованные трюки
Проклятие роли Панночки: Изначально роль Панночки играла актриса Александра Завьялова, и к моменту ее замены было отснято около половины ее сцен.
Причины замены называют разные: от болезни актрисы и ее занятости в другом фильме до политического скандала, связанного с ее общением с иностранцем. Почти весь ее материал был уничтожен, но один кадр остался — когда пан склоняется над гробом, в нем лежит именно Завьялова.
Циркачка в летающем гробу: На замену была приглашена Наталья Варлей, только что прославившаяся в «Кавказской пленнице». Ее цирковой опыт оказался решающим. Для съемок полетов изготовили три специальных гроба. Тот, в котором Варлей летала стоя, был подвешен на металлических струнах, а актрису внутри пристегивали монтажным поясом.
Во время съемок система дала сбой, и Наталья на полном ходу вылетела из гроба. Трагедии избежали только благодаря Леониду Куравлеву, который успел ее подхватить, хоть и получил растяжение.
Ведьма, которую сыграл мужчина, и костюм-мучитель: Найти актрису на роль старой ведьмы так и не удалось — все отказывались, опасаясь «дьявольской» роли.
В итоге ведьму сыграл актер Николай Кутузов, который, по воспоминаниям, во время съемок внезапно запил, объясняя это страхом перед своей ролью. А тяжелого Вия сыграл силовой акробат Николай Степанов.
Костюм чудовища, сделанный из пропитанной смолой мешковины и гипса, весил более центнера (100 кг), что и обусловило его медленную, неуклюжую походку.
Несостоявшееся видение и советские спецэффекты
Другой Вий: отец-чудовище и запрещенная эротика: Изначально Ершов и Кропачев видели Вия не отдельным монстром, а превратившимся от горя отцом Панночки, который должен был появиться из-под земли в церкви. Этот образ должен был стать метафорой относительности добра и зла.
Кроме того, молодые режиссеры активно искали в повести эротический подтекст, снимая сцены с обнаженными русалками и интерпретируя полет ведьмы как сексуальную метафору . Пырьев и Птушко сочли такой подход неприемлемым и заставили переснять все в более сдержанном и зрелищном ключе.
Секреты спецэффектов: Сцену, по стенам которой сползала нечисть, сняли с помощью остроумного трюка. Из досок сколотили «стену» и поставили ее под углом к полу.
Актёры ползали по этой наклонной поверхности, а оператор снимал их сверху на кране, создавая иллюзию вертикального движения. А чтобы создать прыгающие «рогатые» тени от кошек, на животных просто надевали шапочки с рожками, а внизу клали лакомство; кошки спрыгивали за ним, а оператор снимал их тени.
В заключении
История создания и успех фильма «Вий» наводит на одну прекрасную мысль: при должной сноровке, нужных связях и огромном желании можно добиться практически любой цели.
Команда Александра Птушко и двух его молодых режиссеров сумела это доказать на собственном примере.
Дорогие читатели, благодарю вас за прочтение этой статьи. Прошу не забывать ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на канал.Это важно для меня и развития канала. До скорых встреч на Дзене.
Другие статьи автора: