Фильм Питера Челсома «Путешествие Гектора в поисках счастья», снятый по книге психиатра Франсуа Лелора (да-да, автора, который, как и главный герой, сам врач), воспринимается как сборник банальностей, красиво оформленных в рамку, чтобы повесить в гостиной. Это такой «пакет счастья» в стиле старых рассылок по почте: улыбающиеся котики, воздушные шарики и цитаты вроде «улыбнись миру — и мир улыбнётся тебе». Короче, «Ешь, молись, люби» на диете. Хотя и сам «Ешь, молись, люби» — уже был версией «лайт».
И там, и здесь история об экономически привилегированных людях, которые могут позволить себе бросить работу и кататься по миру в поисках самопознания.
Когда жизнь слишком идеальна
Гектор (в исполнении Саймона Пегга) — психиатр. Он устал от своих пациентов, от их скучных жалоб и, похоже, уже давно перестал им сочувствовать. Его девушка Клара (Розамунд Пайк) работает в фармкомпании и получает комплименты от начальства за то, что ей «незнакомы два слова — декрет и отпуск». У пары всё вроде бы идеально: стильная квартира, стабильная жизнь, смех, взаимопонимание. Но Гектору пусто.
И вот он, не придумав ничего лучше, пакует рюкзак и летит в Китай. Почему именно туда — загадка.
Тур по миру в поисках банальностей
Путешествуя по свету, Гектор записывает в свой блокнот «осознания» и сопровождает их детскими рисунками. Иногда они оживают на экране, намекая, что герой будто видит мир заново, в ярких красках.
Проблема в том, что все его «открытия» — это прописные истины уровня детских мультфильмов Disney. Всё, что он записывает, уже сто раз было сказано — и гораздо умнее — Шекспиром, Джордж Элиот, Карлом Деннисом и другими. Если честно, Гектор мог бы просто остаться дома и сходить в библиотеку — эффект был бы тот же, только дешевле.
Саймон Пегг старается, играет добродушного чудака, но сам персонаж написан так, будто он впервые задумался о смысле жизни, когда ему уже под сорок.
Фильм при этом относится к нему снисходительно — мол, ну подумаешь, заблудился парень, зато какой милый! Иногда герои всё же тыкают Гектора носом в его поверхностность — особенно в сцене с бывшей подругой (Тони Колетт). Но такие моменты скорее подчеркивают, насколько бессмысленно всё происходящее.
Туризм под видом духовного роста
Во время перелёта в Китай Гектор знакомится с богачом Эдвардом (Стеллан Скарсгард), который становится его гидом по Шанхаю. Мы видим серию милых «туристических» монтажей: уличная еда, яркие вывески, китайские фонарики — всё как в рекламном буклете авиакомпании.
А потом — стандартная сцена с «экзотической красоткой»: Гектор встречает Юй Ли (Мин Чжао). Она прекрасна, загадочна, немного страдает и, конечно же, падает в его постель. Классический набор: немного эротики, немного жалости, немного глупости. Сцены с ней сопровождаются звуком гонга — на случай, если зритель вдруг забудет, что действие происходит в Азии.
Дальше — монахи из Тибета. Они пережили гонения и лишения, но всё равно смеются и машут молитвенными флажками. И Гектор, конечно, поражён их мудростью. Ведь для чего ещё нужен Тибет в голливудских фильмах, как не для того, чтобы вдохновлять белых туристов?
Африка™, как её видят сценаристы
Потом наш герой едет в Африку — страну… ой, простите, континент. Но фильм делает вид, что это одно и то же. В самолёте рядом сидят улыбающиеся женщины с грудными младенцами, мужики курят сигары, по салону бегают куры. Самолёт чуть не падает, но все радостно хохочут — африканская радость жизни!
Гектора встречает деревня, где все счастливо танцуют и наливают вино «доброму белому другу». Тут и стадо слонов, и антелопы, и женщины с корзинами на головах, и вооружённые солдаты, и мудрые нищие, и белые волонтёры с миссией спасения человечества. Африка, по версии фильма, — это одновременно опасность и источник великой истины: у них ничего нет, но зато они умеют радоваться жизни.
Этот кусок фильма — полный провал. Всё выглядит как дорогая открытка из тура «Три континента за счастьем», где бедность используется как красивый фон для чужого самопознания.
От Колумбии до Лондона: философия для ленивых
Гектор встречает ещё парочку колоритных персонажей — Жан Рено в роли наркобарона и Кристофер Пламмер в роли эксцентричного учёного, изучающего счастье (в розовом свитере, конечно). А Тони Колетт, играющая его бывшую, единственная, кто откровенно раздражён всем этим квестом — и зрителю на этом месте хочется к ней присоединиться.
Гектор же — пустое место, человек без внутреннего мира, который вдруг «прозревает» от улыбок тибетских монахов.
Итог: PowerPoint о смысле жизни
Фильм снят красиво — оператор Колья Брандт сделал всё возможное. В нём чувствуется старание, добрые намерения, но результат — это не кино, а иллюстрированная презентация про «путь к себе».
Есть масса фильмов, которые говорили о тех же вещах, но по-настоящему: «Волшебник страны Оз», «Эта прекрасная жизнь», «Страннее, чем вымысел». Они были честными, живыми, трогательными.
А «Гектор и поиск счастья» — это глянцевая открытка для тех, кто хочет почувствовать себя просветлённым, не вставая с дивана.