Анна Великая, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, член комиссий Общественного совета при Россотрудничестве – по вопросам содействия международному развитию и по вопросам молодежного и гуманитарного сотрудничества.
В этом году наша страна отмечает 100-летие народной дипломатии. На протяжении большей части ХХ в. Советский Союз был супердержавой, в том числе, и на идеологическом фронте, а главным инструментом влияния на «всё прогрессивное человечество» стала народная дипломатия.
В 1925 г. было создано Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, преобразованное в 1958 г. в Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД). После распада Советского Союза правопреемником ССОДа стало Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСиР), преобразованное в 1994 г. в Российский центр международного научного и культурного сотрудничества, в 2002 г. – в Росзарубежцентр, и уже в 2008 г. – в Россотрудничество.
Советская народная дипломатия была направлена на выполнение внешнеполитических задач государства. Перед Советским Союзом стояли две проблемы: устранение голода и получение международного признания. Соответственно, и структуры, созданные в области публичной дипломатии, были направлены на их решение.
Советский Союз уделял огромное внимание гуманитарной политике. Еще в 1921 г., в охваченной Гражданской войной стране, был создан Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) — учебное заведение Коминтерна (в 1928 г. китайская секция КУТВ и Университет им. Сунь Ятсена были объединены в Коммунистический университет трудящихся Китая). Занятия начались в 1921 г., когда по линии Шанхайской коммунистической группы (еще до официального образования КПК) были отобраны 26 человек, перед которыми ставилась задача подготовки кадров для дальнейшего развития коммунистического движения в Китае. Как отмечает А.Л. Верченко, в 1920–1930 гг. в СССР обучалось около трех тыс. китайских студентов[1]. В 1939 г. Чжоу Эньлай привез с собой в СССР детей известных революционеров, которые получили среднее образование в Интердоме, а затем поступили в высшие учебные заведения в Москве.
В 1923 г. была создана Комиссия заграничной помощи (далее – Комиссия). По ее линии Максим Горький обратился к зарубежным общественным деятелям с призывом о помощи молодой стране. Огромну поддержку Советскому Союзу тогда оказал выдающийся норвежец Фритьоф Нансен, способствовавший предоставлению ему кредита в ходе Брюссельской конференции Лиги Наций.
В 1927 г. для участия в праздновании 10-летия советской власти в СССР прибыло около 1,5 тыс. человек почти со всех концов земного шара: зарубежные ученые, писатели и художники, которые видели в СССР отечество всех «униженных и оскорбленных»[2]. ВОКС, желая пробить внешнеполитическую и культурную блокаду СССР, организовывала гастроли советских театров и ансамблей, выступления деятелей искусства. Комиссия привлекала в члены обществ дружбы с Советским Союзом выдающихся людей: Альберта Эйнштейна, Рабиндраната Тагора, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Герберта Уэллса, Томаса Манна, Ромен Роллана, Анри Барбюса, Леона Фейхтвангера, Марию Кюри, Джавахарлала Неру[3]. Таким образом, Советский Союз c момента своего основания активно использовал ресурсы культурной дипломатии. Символом непостижимой мощи Советского Союза был Ансамбль Александрова, который Черчилль на Ялтинской конференции назвал «поющим оружием». В годы холодной войны члены коллектива разгуливали по натовским столицам в советской военной форме.
Культурную дипломатию активно использовали на европейском направлении. Как вспоминал посол Ю.В. Дубинин, первым зарубежным театром, приглашенным в СССР за «железный занавес» в 1954 г., стал французский «Комеди Франсез». Советский Союз проводил имиджевые мероприятия международной направленности в области культурной дипломатии. Так, в 1935 г. прошел Первый московский кинофестиваль под председательством Сергея Эйзенштейна (с 1959 г. проводится на регулярной основе, в разные годы его гостями стали София Лорен, Элизабет Тейлор, Симона Синьоре, Жан Маре, Ив Монтан[4]), а в 1958 г. – первый конкурс Чайковского, где с триумфом победил американский пианист Ван Клиберн.
С 1928 г. началось активное развитие сети Обществ дружбы с Советским Союзом. Во время Великой Отечественной войны они активно сотрудничали с общественными организациями и частными лицами, содействовавшими сопротивлению нацизму, с советскими новостными агентствами. Примечательно, что в годы Второй мировой войны в ТАСС существовала редакция дезинформации и пропаганды, возглавляемая Даниилом Меламидом. Под руководством советского «лорда Ванситтарта» запускались дезы о нацистской Германии, имеющие международный резонанс. По воспоминаниям сотрудницы редакции Людмилы Черной, которую Геббельс назвал «кремлевской ведьмой», эти дезы подхватывали телетайпы и радиостанции союзников и нейтральных стран, развивали на свой лад, а затем в видоизмененном виде СССР снова передавал их в эфир со ссылками на Лондон, Стокгольм, Анкару. Все страны антигитлеровской коалиции работали слаженно и успешно[5]. По мнению советских исследователей Н.А. Панкова и Р.Р. Саахова, важным средством антифашистской борьбы являлась пресса: только в Польше, Франции и Дании участники Сопротивления выпускали более 2500 изданий.
Даже в год окончания Великой Отечественной войны СССР, осознавая важность технологического восстановления страны, широко отмечал 220-летие Академии наук, пригласив в июне 1945 г., при содействии ВОКС, 150 видных зарубежных деятелей науки. Юбилей Академии наук СССР рассматривался как важное политическое событие, как торжество науки победившей страны.
С конца 1940-х гг. началась эпоха блокового противостояния, в том числе и идеологического. Национальный совет американо-советской дружбы вошел в американский список «подрывных» организаций. Следует отметить, что после Второй мировой войны в США настолько сильны были симпатии к Советскому Союзу, свежи воспоминания о встрече на Эльбе, что все сотрудники Государственного департамента проходили проверку на патриотизм и антикоммунизм, особенно жесткую – дипломаты, работающие по линии информационного сопровождения внешнеполитической деятельности[6]. ВОКС работал в сложное время противостояния двух сверхдержав, американский сенатор Маккарти называл его советской «шпионско-пропагандистской структурой».
В 1958 г. ВОКС переименовали в Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (далее — ССОД), который поддерживал контакты с 7500 организациями, общественными деятелями и представителями науки и культуры из 134 стран.
Советская научная дипломатия сыграла значительную роль в процессе разрядки, будь то выработка положений договора о Всеобъемлющем запрете ядерных испытаний 1968 г. или придание безъядерного статуса ЮАР[7].
Советским Союзом был создан ряд профильных гуманитарных научных институтов АН СССР: Институт международного рабочего движения, Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), Институт США и Канады, Институт Африки, Институт Латинской Америки, Институт славяноведения, Институт востоковедения. В научных учреждениях СССР работала четвертая часть научных работников мира. Всесоюзное общество «Знание» поддерживало контакты с аналогичными обществами социалистических стран, с рабочими просветительными союзами и ассоциациями содействия развитию науки ряда капиталистических стран.
В 1950–1970-х гг. советские ученые успешно участвовали в решении проблем, имеющих глобальное значение, среди которых – создание вакцины против полиомиелита, оспы, разработка основ радиобиологии, изучение лучевой болезни и методов ее лечения, космической физиологии, открытие новой – вендской системы в истории Земли, изучение глубинного строения недр[8].
Советский Союз был первой страной, начавшей целенаправленное вещание на иностранных языках. Сектор передач для иностранных рабочих в СССР при радиостанции ВЦСПС вышел в эфир 29 октября 1929 г. на немецком языке. В 1933 г. радиостанция, получившая известность как «Московское радио», или иновещание «Московского радио», транслировала уже на восьми иностранных языках через несколько мощных коротковолновых передатчиков. Ближайший конкурент – «Имперская (ныне Всемирная) служба Британской вещательной корпорации» – начала регулярные трансляции на коротких волнах только 19 декабря 1932 г.
Примечания:
[1] Верченко А.Л. Китайские студенты в СССР в 1920–1950 годы: отцы и дети // URL: http://www.ifes-ras.ru/images/stories/2017/verchenko_2017_06_21-23.pdf.
[2] Иоффе А.Е. Деятельность зарубежных обществ дружбы с Советским Союзом // Вопросы истории. 1966. № 3. С. 15–30.
[3] Россотрудничество. История // URL: http://rs.gov.ru/ru/pages/122.
[4] История фестиваля // URL: http://moscowfilmfestival.ru/miff41/page/?page=history.
[5] Черная Л. Косой дождь: Воспоминания. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
[6] Armstrong M. Rethinking Smith Mundt Act. Small wars journal // URL: http://smallwarsjournal.com/blog/journal/docs-temp/77-armstrong.pdf?q=mag/docs-temp/77-armstrong.f.
[7] Velikaya A.A. Russian-U.S. public diplomacy dialogue: a view from Moscow // Place Branding and Public Diplomacy. 2018. P. 1–4. URL: https://doi.org/10.1057/s41254-018-0102-1.
[8] Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. М.: Наука, 1999. URL: http://www.ras.ru/about/history/traditions.aspx.