Найти в Дзене
Charmed books

Зачарованная книга. От идей до пиратов

Если бы мне дали рубль за каждый раз, когда я говорил «вот-вот конструктор будет готов», а от разработчиков слышал «мы работаем и скоро будет готово» я бы давно купил остров где-нибудь в океане. Но дело было не в островах, а в книгах. Электронных книгах. Charmed books, как я их называю — заколдованные, только без волшебных палочек. Они оживают, если их правильно собрать, а если нет — превращаются в набор бесполезных экранов и скриншотов. Я стоял на книжном фестивале «Красная площадь» за круглым столом и рассказывал про свой концепт конструктора электронных изданий. В голове у меня был план по созданию нового IT книжного рынка, на презентации — схемы и скриншоты. позже нашелся инвестор, который выглядел так, будто уже видел все стартапы мира и решил, что этот довольно занятный. — Делай, — сказал он, и я почувствовал себя супергероем, которому только что дали волшебный костюм, но без инструкции. Я нарисовал дизайн платформы, написал сценарии, собрал подробное ТЗ. Получился толстый докуме
Оглавление

Если бы мне дали рубль за каждый раз, когда я говорил «вот-вот конструктор будет готов», а от разработчиков слышал «мы работаем и скоро будет готово» я бы давно купил остров где-нибудь в океане.

Но дело было не в островах, а в книгах. Электронных книгах. Charmed books, как я их называю — заколдованные, только без волшебных палочек. Они оживают, если их правильно собрать, а если нет — превращаются в набор бесполезных экранов и скриншотов.

Июнь 2022

Я стоял на книжном фестивале «Красная площадь» за круглым столом и рассказывал про свой концепт конструктора электронных изданий. В голове у меня был план по созданию нового IT книжного рынка, на презентации — схемы и скриншоты. позже нашелся инвестор, который выглядел так, будто уже видел все стартапы мира и решил, что этот довольно занятный.

— Делай, — сказал он, и я почувствовал себя супергероем, которому только что дали волшебный костюм, но без инструкции.

Я нарисовал дизайн платформы, написал сценарии, собрал подробное ТЗ. Получился толстый документ, который, если его положить на полку, сам себя защитит от воров и дураков.

Осенью мы открыли совместное ООО, чтобы результаты интеллектуальной собственности аккумулировать в одном месте. На тот момент я думал: «Ну всё, теперь книга точно оживёт».

Конечно, жизнь тут же начала подкидывать интересного. (Никогда не открывайтесь в конце сентября - сразу же надо сдавать отчетность за 9 месяцев, много бегать и быстро думать)

Зима 2023 — начало, полное надежд

Разработка шла инхаус, у инвестора была своя команда. Мы долго созванивались, спорили, правили ТЗ — в итоге решили, что начнём с простого: сделаем один экран конструктора, пусть умеет создавать самый простой шаблон и публиковать из него книжные главы.

Сделали. Экран жил. Мог принимать, редактировать и хранить данные — почти чудо техники с примесью дизайнерского отчаяния. Все было сделано на каких-то кусках разных фреймворков, ассетов и прочих системных компонентов - Игорь Фанкенштейн одним словом.

Редактор структуры издания тоже существовал. Даже создавал что-то, если постараться, правда ничего никуда публиковать не собирался - до этого разработчики не дошли. Я на ММКЯ уже всем рассказывал, что вот-вот будет супер‑штука. Люди верили. Я — особенно.

Потом всё встало. Команда загрузилась клиентскими проектами и перестала отвечать. Через пару месяцев отписок и "завтраков" стало ясно: пора искать другую команду.

Зима–весна 2024 — код, который исчез

Передача материалов между командами началась почти как детектив: выяснилось, что всё, что сделали инхаус разработчики, работало… только внутри их редактора. То есть отдельного от него продукта не формировалось. Я смотрел на это и думал: «Это как крутой автомобиль, который может ездить только по территории завода, на котором сделан. Красиво и совершенно бессмысленно. Зачем он вообще был создан и чем руководствовались его создатели...». Для спецтехники может быть, а для книги, которая должна оживать у людей, — совершенно неприемлемо.

Новая команда получила ТЗ, немного переписанное под их возможности. Чтобы избежать такого же результата как уже случилось сразу решили двигаться с четырёх фронтов:

  1. Шоукейс фиджитал-издания «Боевая мышь».
  2. Промо-сайт.
  3. Магазин изданий.
  4. Конструктор изданий.

Первые месяцы с новой командой были как медовый месяц молодожёнов. Всё шло гладко, багов было не особо много или они в глаза не особо бросались, можно было верить, что зачарованная книга вот-вот оживёт.

Но потом работа стала вязнуть. Ошибки не исправлялись, баги оставались. Часть разработчиков явно решила, что зарплата важнее, чем моё видение будущего рынка. В довершение ключевые из них просто ушли создавать собственную социальную сеть или какой-то другой похожий по бредовости и сложности стартап. Я понимал: ушли они не к успеху, а к фантазиям.

Середина 2024 — костыли и студенты

После ухода разработчицы ещё пару месяцев ушло на попытки получить код и понять, что же на самом деле было сделано. Выяснилось, что всё работало на костылях, соплях и буквально отдельными модулями. Оказалось, что все сделанное это имитация процессов и получение зарплаты за пустую работу. Магазин и конструктор были не связаны, а ключевой функционал конструктора вообще отсутствовал.

Представьте себе автомобиль, который теперь может ездить везде… но без мотора. Красиво, демонстративно, но бесполезно. В комплекте шёл красивый рекламный буклет с демо-изданием "Боевая мышь".

В этот момент директор компании разработчиков взял ситуацию под личный контроль. Началось третье перестроение всего на новый лад. Я смотрел на это как на путь постижения дао стартапа: поиск смирения и выхода из этого колеса кармических IT перерождений.

Осенью я снова пробился на ММКЯ и презентовал уже функционал конструктора. На уровне презентации, экспромтом с колен — сам конструктор был ещё настолько сырой, что самому стыдно. Вокруг уже бушевал ИИ‑поток, и люди, похоже, интересовались только им. Я говорил про фиджитал-книги, про платформу, а они думали про генеративный искусственный интеллект и вытеснят ли редакторов алгоритмы.

Осенью мы с Московским Политехом запустили совместную проектную деятельность по ручному созданию фиджитал-книг. Да, вручную! Чтобы определить границы, возможности и возможные решения как с технической так и с художественной стороны. Пусть и медленно, пусть и с кучей ошибок — но хотя бы работало. Студенты смеялись, я улыбался, зачарованная книга, как газета Гарри Поттера шевелилась в их руках.

2025 — пират, горы и вера

2025 год выдался, мягко говоря, насыщенным. Я продолжаю верить, что конструктор фиджитал-изданий вот-вот заработает. И всем это говорю. Каждый разговор с заказчиками, каждое интервью или мероприятие — «вот-вот, друзья, всё почти готово».

Этот же год мой директор разработки провёл год в чёрных полосах жизни: ослеп один глаз от глаукомы, потом похороны его отца, потом он поехал в горы, где ему сломал колено сноубордист при столкновении уже у подъемника. В итоге теперь у меня пират руководит разработкой. Настоящий пират, представляете? Трудноуловимый человек, который живет по ночам умеет в магию кода.

Тем временем, на Красной площади, Нонфикшене и ММКЯ я снова рассказывал про проект, новые книги, которые сделали со студентами, и про эксперименты. Публика слушала, кивала, иногда смеялась. А я пытался не смотреть на то, что внутри кода всё ещё хаос, словно в коробке с кубиками LEGO кто-то решил построить замок, но половина деталей где-то потерялась.

Старший программист ушёл в армию. Теперь в команде никто толком не знает, как всё собрать, потому что всё сборки в его голове. Хорошо бы ему ее не отбили. Второго пирата моя Жемчужина может не выдержать. Тратим недели на изучение и борьбу с серверами. Каждый день — как маленькая битва с зачарованной книгой, которая умеет дразнить.

Но несмотря ни на что, я продолжаю верить.
Я продолжаю верить в новый рынок фиджитал-изданий.
Я продолжаю верить в новый рынок фиджитал-изданий.
Я продолжаю верить в новый рынок фиджитал-изданий.

Возможно, где-то там, в коде, в иллюстрациях и в руках студентов, зачарованная книга постепенно учится слушаться. А пока я просто иронично улыбаюсь её выходкам, потому что всё это как раз и есть жизнь стартапа.