— Смотри, какая прелесть! — Лера протянула телефон мужу, показывая фото уютного деревянного домика с резными наличниками. — Серега с Ирой пригласили на выходные. Отмечают пятую годовщину.
Артем лениво взглянул на экран.
- Тащиться за сто километров? Да ну. Можно просто в баре собраться.
— Ну, Артем! — Лера надула губки. — Мы же последний раз на природе были сто лет назад! Чистый воздух, шашлык, компания... Ты же сам говорил, что с их компанией легко.
Это была правда. Лера с Артемом были вместе два года, и все шло к свадьбе. Он давно влился в ее круг общения, ей было комфортно с его друзьями. Ее собственная подруга детства, Маша, даже подшучивала: «Ты теперь вся в «его стае». Лера лишь отмахивалась: «Просто нам хорошо вместе».
В итоге Артем сдался.
- Ладно, едем, принцесса. Только чтоб шашлык был отменный.
...База отдыха превзошла все ожидания. Сосны, озеро с прозрачной водой, воздух, пьянящий, как вино. Лера была в полном восторге. Они заселились в свой домик, и она, как ребенок, прыгала на кровати, глядя в окно на озеро.
Вечером началось празднество. Длинный стол под открытым небом, гитара, смех. Артем мастерски управлялся с мангалом, Лера помогала накрывать, чувствуя себя частью чего-то цельного и теплого. Она ловила себя на мысли: «Вот так мы и будем жить. Собирать друзей, радоваться».
Идиллию нарушило появление их общих друзей, Кати и Макса. Они приехали последними, но не вдвоем. С Максом была стройная девушка с дерзкой стрижкой, в дорогом спортивном костюме. Они вошли, держась за руки, и сели за стол, как ни в чем не бывало.
Лера почувствовала, как внутри что-то екнуло. Она переглянулась с Ирой, но та быстро отвела глаза.
— Артем, — шепотом спросила Лера, — а где Катя? Это кто?
— Не наша собачка — не наш и поводок, — буркнул Артем, наливая себе виски. — Расслабься, веселись.
Но Лера не могла. Она видела Катю всего неделю назад в кафе. Та была какой-то потухшей, жаловалась на усталость, говорила, что у ее матери резко ухудшилось здоровье после инсульта, и она вынуждена почти все время быть у нее, так как сиделка не справляется. «Макс злится, говорит, я забросила семью», — признавалась Катя.
А теперь Макс весело хохотал, его спутница висела у него на плече, кормя его виноградом. Гости делали вид, что все в порядке.
После тостов Лера не выдержала и подошла к Артему, который разговаривал у мангала с Серегой.
— Я не понимаю. У Кати мама больная, а он тут с кем-то? Это что, нормально?
Артем с раздражением отвел ее в сторону.
— Лер, хватит! У Кати — свои проблемы. Макс мужик молодой, активный. Ему что, тоже жизнь кончать? Он же не бросает их, деньги на лечение перечисляет, сиделку нашел получше. А личная жизнь ему не положена?
— Так он ж женат! — прошептала Лера в ужасе. — Он давал клятву! «И в болезни, и в здравии»!
— Ну, вот «в болезни» и проверяется, — цинично усмехнулся Артем. — Не всякий выдержит, когда дома постоянный траур. Смотри на нее, — он кивнул в сторону девушки Макса, — ухоженная, веселая. А Катя последний раз красилась, по-моему, на своей свадьбе. Мужику нужно вдохновение, а не вечный груз вины.
Леру бросило в жар. Она смотрела на любимого человека и не узнавала его.
— Артем... А если... не дай Бог, со мной что-то случится? Я заболею? Стану «обузой»? Ты тоже найдешь себе «вдохновение»?
— Лера, не неси ерунды! — он резко дернул ее за руку. — У нас все будет иначе. Мы сильные. А сейчас хватит портить всем настроение своей наивной добродетельностью.
Она вырвала руку.
— Это не наивность. Это называется порядочность. И я, кажется, ошиблась в тебе. Я не хочу выходить замуж за человека, который считает, что можно сбежать, когда станет трудно.
— Да? — глаза Артема сверкнули холодом. — А ты думаешь, я хочу жениться на истеричке, которая устраивает сцены из-за чужих проблем? Много на себя берешь!
Этой фразы было достаточно. Всё внутри Леры замерло. Любовь, планы, мечты о свадьбе — всё рассыпалось в прах.
— Ты прав, — тихо сказала она. — Беру ровно столько, сколько могу унести. А именно — свое достоинство. Я уезжаю.
Она развернулась и пошла к домику. Артем не побежал за ней.
*** *** *** *** ***
Прошло шесть лет. Лера вышла из кабинета врача-онколога в районной поликлинике, держа за руку свою пятилетнюю дочку Софийку. Просто плановый осмотр, всё было хорошо. Она уже собиралась идти к выходу, как вдруг увидела его.
Артем. Он сидел на скамейке в коридоре, сгорбившись, и держал за руху пожилую, очень худую женщину. Лицо его было серым, уставшим, в глазах — та самая боль и безысходность, которую Лера когда-то увидела в фото Кати, когда позже нашла ее в соцсетях.
Их взгляды встретились. Артем вздрогнул, словно его застали врасплох.
— Лера... — его голос был хриплым.
— Привет, Артем, — мягко сказала она. — Мама? — кивнула она в сторону женщины.
Он лишь молча кивнул. Женщина смотрела в одну точку, не реагируя на окружение.
— Да, — прошептал он. — Рак. Четвертая стадия. Отец год назад умер... Я... я забрал ее к себе.
Лера смотрела на него, и сердце сжималось от странной смеси жалости и горькой иронии. Она вспомнила его слова: «Вечный груз вины», «дома постоянный траур», «мужику нужно вдохновение».
— Я рада, что ты... рядом, — нашла она нужные слова.
Артем горько улыбнулся, глядя на спящую мать.
— Да. Рядом. Кто же еще? — он поднял на Леру глаза, полные стыда и боли. — Знаешь, Лер... жизнь... она такая учительница. Объясняет всё на собственных примерах. Иногда очень жестоких.
— Я знаю, — она сжала руку дочки. — Держись, Артем. Вы справитесь.
Когда они с Софийкой выходили из поликлиники, Лера обернулась. Он все так же сидел, склонившись над матерью, одинокая фигура, несущий свой крест. Он не сбежал. Он остался.
И она поняла, что жизнь никогда не дает готовых сценариев. Она лишь подкидывает испытания, чтобы показать, кто ты на самом деле. И самое главное — никогда не говорить «никогда». Ведь ты не знаешь, какой урок готовит для тебя завтрашний день.