Что любимый мультфильм говорит о вашем психологическом портрете?
Представьте мир без Микки Мауса, «Ну, погоди!», трогательной истории «Короля Льва» или фантастических вселенных Хаяо Миядзаки. Сложно? Именно искусство анимации дарит нам эти бесценные образы и истории, которые сопровождают нас с детства. Чтобы отдать дань уважения этому удивительному виду искусства, объединяющему живопись, театр и кино, и был создан Международный день анимации. Этот глобальный праздник отмечается 28 октября и напоминает нам: границы реальности — лишь плод нашего воображения.
Для молодого поколения День анимации – это повод вернуться в детство, в пространство безопасности, а их предпочтения в выборе мультфильмов и аниме дополняют важными штрихами психологический портрет каждого молодого человека. На днях в стенах Московской Международной академии (ММА) был проведен опрос среди студентов на эту тему, и его итоги, должны признать, оказались куда более показательными, чем можно было предположить в самом начале.
«Результаты наглядно демонстрируют, как в предпочтениях современной молодежи сочетается ностальгическая любовь к классике и живой интерес к актуальной анимации», – поделился декан факультета государственного и муниципального управления ММА, исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ России), известный ценитель кинематографа Григорий Григорьевич Сподах.
Наш собеседник пояснил, что среди самых популярных мультфильмов студенты называли как советскую классику, так и современные хиты. Григорий Григорьевич с одобрением отметил, что мультфильм «Ну, погоди!» остается любимым для нескольких поколений.
«Вот вам и разрыв поколений, о котором все так любят говорить, — отметил Сподах, — а наши студенты, такие как Александр Соколов или Елисей Петухов с третьего курса, смотрят и ценят настоящее народное искусство. Причем интерес к Волку и Зайцу проявляют как будущие экономисты, так и педагоги, и даже специалисты по рекламе».
Не менее приятно, по его словам, было увидеть в списке лидеров и российский мультсериал «Смешарики». Григорий Григорьевич обратил внимание, что некоторых студентов, например, экономиста Тимофея Морозикова и пиарщика Илью Бельцова, мы видим в обоих списках — они отметили и классику, и «Смешариков», что говорит о широком анимационном кругозоре.
Переходя к современной анимации, Григорий Григорьевич и вовсе развел руками: здесь царит настоящее разнообразие, от почти что диснеевской «Красной туфельки», которую назвала второкурсница Мадина Афлотунова, до саркастичного «Южного Парка», фаворита первокурсника Мурада Джафарова. Декана ФГУ порадовала многогранность воспитанников: например, его студентка Дарья Неижко ценит европейскую мелодраму «Монстр в Париже» и при этом с удовольствием смотрит заокеанские «Гравити Фолс».
Но самый интересный вывод, по мнению Григория Григорьевича, проявился в ответах на вопрос о самых близких по духу мультипликационных героях.
«Здесь студенты проявили гораздо больше индивидуальности, — констатировал он. — Выбор становится не просто перечислением любимых фильмов, а настоящим психологическим портретом».
В подтверждение своих слов он привел пример Ильи Бельцова, который назвал Кроша из «Смешариков» и, как ни странно, Зайца из «Ну, погоди!». Молодой человек видит в них отражение собственной активности и целеустремленности. А вот Татьяна Никитина, будущий востоковед, и вовсе продемонстрировала сложный, многогранный внутренний мир, выделив сразу трех таких разных персонажей: сильную и независимую Шиго, созидателя Пасхального кролика и любознательного Хомяка из «Новаторов».
«Вот вам и итог, — заключил Григорий Григорьевич. — Наша анимационная карта мира не просто пестра, она отражает внутренний ландшафт нового поколения: целеустремленного, но ностальгирующего, разностороннего и умеющего находить родственные души в самых неожиданных мультяшных героях».
С точкой зрения Сподаха солидарна Анастасия Кадеева, второкурсница направления «Издательское дело» Российского нового университета. Девушка рассказала нашей редакции, что ее любимые мультфильмы — «Мулан», «Тайна Коко», «Смешарики», «Анастасия», а любимые аниме — «Нана»; «K-ON»; «Love Live!»
«Узнала я про аниме от школьной подруги, которая посоветовала посмотреть несколько. В школьные годы аниме меня подбадривало и давало вдохновение для каких-то идей, сейчас же смотрю аниме чтобы отдохнуть», – подчеркнула Настя.
Для коллеги Анастасии, третьекурсницы направления «Реклама и связи с общественностью» Дарьи Бородаевой сейчас аниме и манга – неотъемлемые части ее жизни, и она очень этому рада. Девушка познакомилась с этими элементами азиатской культуры ещё в пятом классе благодаря подруге, которая сама это всё обожала.
«На первой нашей ночёвке она включила мне «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки, и мне настолько понравилась подобная анимация, что после я стала засматриваться разными аниме. Из самых любимых выделю тайтлы «Намбака», «Сон в замке демона», «Повар-боец Сома» и «Маг на полную ставку». В основном, смотрю комедии или повседневную романтику, хотя, когда настроение порыдать, включаю «Могилу светлячков» или другое подобное аниме», — сообщила Даша.
Мультфильмы студентка тоже любит – в основном, старые диснеевские, пиксаровские или советские. У них какой-то особенный вайб, которого сейчас почти не встретить, считает Даша.
«Больше всего люблю «Трям! Здравствуйте!», «По дороге с облаками» и «Корпорацию монстров», потому что они всё время ассоциируются с детством. А вот «Университет монстров» и «Маленького принца» (2015) было очень интересно пересмотреть уже в более взрослом возрасте, потому что я стала подмечать в них совсем не детские темы и посылы. Наверно, анимация стала для меня тем кусочком детства, который я хочу и буду бережно хранить ещё долгое время», — прокомментировала Дарья.
Мария Лукаш, третьекурсница направления «Графический дизайн» Института современного искусства при соприкосновении с мультфильмами любит поностальгировать и пересмотреть что-то из детства.
«А бывает, узнаю про какой-то новый классный мультик, который и во взрослом возрасте – просто огонь, – отметила Маша. – И, наверное, в отношении меня сильно действует эффект Бемби, ничего не могу с собой поделать – миловидным персонажам я сопереживаю больше, чем героям с нарочито отталкивающей внешностью: я же – художник, я так вижу».
Ксения Жаворонкова, выпускница Московского международного университета, тоже воспринимает мультфильмы, как билет в прошлое.
«Смотрю, в основном, те, которые цепляли в детстве и юности, чтобы вернуться в те времена и поностальгировать, – сообщила Ксюша. – Бывает, смотрю новые, онгоинги (те, что в настоящий момент выходят), потому что мне их очень настойчиво советуют, тогда оцениваю их, как полноценное визуальное произведение, пишу к ним рецензии. Разбираю как многосерийные, так и полнометражные анимационные фильмы».
Несмотря на то, что Ксения пишет рецензии, в основном, для души, она относится к делу с большой ответственностью. У девушки есть собственная группа в соцсети «Вконтакте», где Ксюша делится своими творениями с широкой общественностью и пытается реализовать себя. Имеет ли при этом просмотр мультфильмов, их обсуждение и рецензирование глубинный психологический смысл? Узнаем у Сергея Михайловича Алхутова, психолога, психотерапевта. руководителя студии НЛП «Каштаны».
«Можно посмотреть на потребление произведений искусства вообще вот с какой стороны: люди проецируют свой внутренний мир на персонажей произведения и интроецируют их убеждения (если они высказаны явным образом) и модели поведения, – обратил внимание Сергей Алхутов. – Почему анимация, особенно аниме? Этот вид искусства предлагает зрителю символические механизмы, недоступные в актёрском кино. Неуязвимость, необычная скорость передвижения, другие сверхспособности – всё это проще нарисовать, чем снять вживую».
По мнению психолога, именно сверхспособности могут быть интроецированы как механизмы внутренней обработки опыта и формирования тонкого поведения. Например, то, что в мультике изображено как способность метать молнии из глаз, человек может использовать для того, чтобы смотреть на окружающих особым образом, а мультяшная способность оборачиваться холодным оружием, будучи интроецированной, может помочь человеку пройти сквозь реальную толпу.
«Что выбор жанра может рассказать о психологическом портрете человека? Немногое: в основном, о его глубинных запросах. Например, в аниме существует обширный жанр «мультиков про спорт» – кажется, нет такого вида спорта, о котором ещё не сняли аниме. Как правило, главный герой этих произведений терпит многочисленные поражения, но, в конце концов добивается победы (если это спорт с индивидуальным зачётом) или приводит к победе свою команду (если зачёт командный). Такие мультики смотрят люди с запросом на мотивацию к успеху. Но для того, чтобы делать в этой области какие-то выводы, вам придётся хорошо разбираться в аниме – и вы, в конце концов, станете тем самым человеком, о котором написан этот комментарий», – подвел итоги беседы Сергей Михайлович.
Автор: Алёна Юрченко // Источник: Наследник