Кто тут спрятался? Козодой, пищуха, белая цапля. Или кусочек коры, вырост на ветке, привидение?
Без маскировки птицам не обойтись.
«Итак, ура! Вот это маскировка!
Теперь держись, плутовка, под маской жизнь — игра!
Да маска кстати гордецу, наглецу и глупцу,
А нам стыдиться наших лиц просто не к лицу!»
Ария князя Орловского «Маски» из оперетты «Летучая мышь».
Для людей — всё так, а для животных маскировка — вопрос жизни. Кто не спрятался, никто не виноват.
Покажу фотографии несколько видов птиц, которых не сразу и заметишь. Пока двигаться не начнут.
Козодой
Козодой Caprimulgus europaeus на пролёте. Перепутать внешность этой птицы с кем-то еще невозможно — он у нас один такой. Потому его я сразу узнала, хотя вживую видела впервые. Давно хотела увидеть, но на встречу не надеялась, всё же ночной образ жизни у козодоя, да и не гнездиться тут. Но вот так случайно встретились мы с ним. Если б не видела, где он садился, легко приняла бы птицу за вырост на ветке.
По легендам у разных народов, эти птицы доят коз, отсюда и название. Еще и молокососами называли. Почему сложилось такое поверье? В сумерках козодои сопровождали стада, так как животные привлекали насекомых, а птицы этим пользовались. Так делают и деревенские ласточки, но это происходит в светлое время и прекрасно всё видно. А сумерки добавляют загадочности. Вот и готова легенда.
Кстати, вокруг клюва у козодоя есть специальные чувствительные щетинки, вроде усов. Они еще больше увеличивают «площадь покрытия» открытого клюва, чтоб уж ни одно насекомое не пролетело мимо.
Птицы на пролёте
Кстати, нашла работу «Материалы по пролёту козодоя Caprimulgus europaeus на юге Ростовской области А.В.Забашта«, 2022 года. Очень интересное чтение оказалось.
Козодои на пролёте в Ростовской области были объектом лёгкой охоты. Потому что днём они спят. Так как птицы предпочитают лесные посадки, а такие были как раз чаще всего неподалёку от мест, где живут люди. Города тоже не страшили этих птиц. Более того, свои исследования А.В. Забашта проводил на территории аэропорта.
Дичь сонная, дичь вкусная
В прошлом козодои были обычным объектом лова и употреблялись в пищу наравне с другой дичью […].
Кроме того, козодоев специально использовали для приготовления не-которых блюд и многие ставили их вкусовые качества выше других видов дичи.Свидетельство тому оставил С.Н.Алфераки, живший в середине XIX века в Таганроге: «Но лучшею птичкою, в особенности для пилафа […], считается не без основания отъевшийся донельзя молокосос(козодой). Главный перелёт последних, имеющий место во второй половине августа и в первой половине сентября, доставляет немалую выгоду мальчуганам, искусно снимающих днём с деревьев полусонных птичек волосяными сильями, приделанными к камышинкам. Много продают молокососов любителям этой дичи, если можно так выразится об этой птице. Перепробовав по многу раз вышеназванных птиц, должен сознаться и я, что они крайне вкусны…» (С. 1890).
Если б не такой совершенный покровительственный окрас, возможно, и всех бы переловили для «пилафа».
Во время таких концентраций птицы более заметны и потому сильнее уязвимы, чем в обычное время. Мне козодой не показался таким уж лёгким в добыче. Меня он увидел раньше, чем я его, и перелетел на другое деревце. Глаза полностью не закрыл, наблюдал всё-таки. Когда попробовала подобраться чуть ближе — а путь шёл по открытому кусочку местности, быстренько убрался еще подальше. Но не слишком, летел внутри зарослей боярышника. Преследовать не стала.
Но у тех, кто занимался этим делом с целью заработать денег, навык по добыче козодоя явно был отточен.
Козодоев на осеннем пролёте было настолько много, а отлов их был настолько успешным, что некоторых таганрожцев такое положение приводило в общем к справедливому возмущению, находящему своё отражение в печати: «В Дубках [Дубовая роща, созданная на рубеже XVII-XVIII веков во время Азовских походов Петра I. Располагалась на окраине Таганрога вдоль реки Большая Черепаха и приводится как первый опыт искусственного степного лесоразведения – А.З.] я встретил однажды охотника, убившего в августе за один день около 200 шт. козодоев (Caprimulgus europaeus)» (Варваци 1906).Г.В.Варваци явно впечатлило количество козодоев, добытых одним человеком за один раз, и он сохранил это свидетельство в своей публикации. Поимка же значительно меньшего числа этих птиц, по-видимому, была делом обыденным, не заслуживающим особого внимания.
Пищуха обыкновенная Certhia familiaris
Кусочек коры, внезапно оживший — это птичка-невеличка, которая поднимается по старым стволам снизу вверх, ищет насекомых своим загнутым клювиком.
Она действительно обыкновенна для лесов и разных древесных насаждений, особенно возрастных. Но вот увидеть пищуху редко удаётся. Очень уж маскировка хороша, а размер мал. Зато голосок пищухин скриповатый наверняка многим знаком. Мне точно знаком. Кто это так поёт, поняла только вчера. А так голову ломала.
Тоже встреча из серии «очевидное-невероятное». Очень хотела увидеть эту птичку. Оголившиеся деревья мне помогли в этом.
Да, есть еще другая пищуха — зверёк. Родственник зайцам, хотя больше похожа на хомяка.
В движении пищуху легче увидеть. Особенно, когда листьев почти не осталось.
Белые цапли — как привидения
Белые цапли Ardea alba — мелькнули и пропали.
Да, как ни странно это звучит. Вроде белый должен быть хорошо заметен. Да, так тоже бывает. Но не всегда и не везде.
Вот тут птиц хорошо видно. Но отойдём подальше.
На самом деле выглядело издали это вот так: сумерки днём из-за затянутого неба, сплошная рябь на водоёме, не такие уж большие размеры белых цапель и способность подолгу стоять без движения — и ты замечаешь птиц просто случайно.
Особенно, когда не очень-то и ждёшь их там увидеть — это цапли на пролёте. Те птицы, что жили тут летом и в начале осени, отправились дальше на зимовку еще пару недель назад.
В небе белые цапли и вовсе незаметны — у них нет характерного свиста крыльев, как у лебедей, и они чаще молчат. Кричат молодые на тренировках. А так — белые привидения, были и нет.